Слово при вступлении на Омскую архиерейскую кафедру
Нижеследующее слово мое прошу всех настоятелей
монастырских и приходских церквей прочесть
в ближайший воскресный или праздничный день
в храме за богослужением.
Епископ Андроник
От Новгородского древнего Святого Дома Успения Пречистой к сему Омскому Святому Дому Успения же Пречистой привела меня ныне промыслительная воля Божия. Предстательством Владычицы от высокой десницы Божией превожделенный мир и благословение да снизойдут на всех нас, церковные чада Божии. О сем молиться и сего желать надлежит нам особенно в настоящее время, когда корабль церковный обуревается всяким ветром новых учений от людей, восстающих на наше святое упование, вверенное Святой Православной Церкви на хранение. И как жаль, что многие искупленные Святою Кровию Христовой, Сего Агнца, закланного за нас от сложения мира, не ценят этого спасительного нашего упования, не живут им, как святынею своей души, а потому не чувствуют и всей отрадной и спасительной силы искупления, всей освящающей благодати возрождения от Святого Спасителева и Отчего Духа. Иные же или имея ревность не по разуму, или обольщенные от своего и вражеского горделивого духа и вовсе уже отпали от нашего святого упования в неверие или сектантское лжеверие, заменивши источники воды живой кладенцами сокрушенными, по Пророку.
Но не в осуждение, а со скорбью говоря сие и вместе чтобы и нам не уподобиться таковым, вместе же с Апостолом (Рим. 1, 12) утешиться с вами верою общею, вашею и моею, ныне сами себе отдадим отчет в своем собственном церковном уповании.
Беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим. 3, 16) – вот наше святое и спасительное упование, которым спасались и спаслись бесчисленные поколения угодивших Господу здесь на земле в течение всего минувшего времени. Ибо мы божественного происхождения; в теле своем скоропреходящем мы носим божественную бессмертную душу, способную к самым святым и высоким переживаниям и ощущениям. Поставленные первоначально в Раю Божественной жизни, мы предназначены были к наследованию вечной жизни у Бога, к сроднению с Ним. Но все знаете, что мы не сохранили сего, отпали от Бога и лишились райской сладости богообщения.
Однако Бог не мог позабыть Свое создание, хотя и истлевшее страстьми, не хотел видеть рода человеческого, мучимого от диавола. Ибо Богу мы Свои и Он наш. Чтобы явить сие и искупить от власти диавола всех верующих в Него, – для сего и воплотился Единородный Сын Божий, во исполнение воли Отчей. Итак, Бог явился во плоти. Бог посреди нас. Бог как один от нас. Он не только содержит нас в Своей власти и силе, но и свой нам: Он в нас, чтобы и мы были в Нем и с Ним. Жизнь Божественная принесена нам явственно в Сыне Божием, явившемся и Сыном Человеческим, нам сродным и нам сосущественным. Сын Божий есть и Сын Человеческий, чтобы и всякий человек сделался ради Его и силою Его сыном Божиим, сроднился с Богом, постепенно обновляясь до полного возрождения и освящения.
Воистину, в великой благочестия тайне мы призваны участвовать. Ибо для нас явлена к восприятию Божественная жизнь. Мы призваны к наследованию ее своим духовным целожизненным подвигом здесь на земле. И не нужно много слов о сем. Достаточно присмотреться только к тем, которых прославляет и будет прославлять вся Вселенская Христова Церковь как свидетелей верных и жизненных о Христе Спасе. Присмотритесь к сим высоким духом и жизнью Святым Угодникам Спасовым, к сим земным ангелам и небесным человекам. Они, в суете мирской живя, оказались выше ее. Они в тяжких скорбях и лишениях от гонений, но выше их. Они в славе, почете и власти земных, но выше и их. Никакая скверна мира сего их не осквернила, хотя они и не чуждались и не сторонились ее. Ибо ими руководил Дух Божий, Которому они предали себя и Которого взыскали здесь всеми силами своей смиренной души. Жизнь их – как и обычная наша жизнь, но она чиста, высока и свята – она отражение жизни Божественной. Они непрестанным и трудным подвигом своей жизни научились не только ходить перед Богом, но и носить Его в себе, и не в мечтании горделивом, как сектанты, уверенные в своей уже полной праведности и святости, без действительной праведности и святости духа, – нет, но в духовном сроднении с Ним чрез долгий и упорный труд своего духовного возрождения и обновления.
Вот наше святое упование и вот наше высокое призвание: мы -христиане, то есть служители Христа Сына Божия, нас ради вочеловечившегося. Мы не только причастники Божественного естества, но и искуплены Кровию Христовою, чтобы быть чадами Божиими в освящении и обожении для наследования жизни вечной в Божием Царстве.
И к этому все мы одинаково призваны, – конечно, всякий на своем месте и деле, как на послушании церковном. И прежде всего мы, пастыри, не по нашим заслугам, но за послушание Святой Церкви, являемся носителями и раздаятелями Божественной благодати, немощное врачующей и оскудевающее восполняющей. Пастырство служит великому делу освящения и возрождения душ человеческих, искупленных Честною Кровию Агнца Христа, приведения всех в меру полного возраста Христова. И что может быть выше и желательнее сего небесного на земле служения! Что может быть возвышеннее сего пастырского содействия возрождению, освящению, посвящению христиан Богу, усыновлению Ему, устроению вечного их спасения! Это соработничество Самому Христу, на Кресте пострадавшему, но воскресшему и вознесшемуся. Это служение примирения Бога с людьми и людей с Богом. Благоговей же, всякий христианин, перед сим высоким для тебя здесь пастырским служением и имей пастыря как ангела Божия для своей души. Тем более ты, пастырь, благоговей перед таким твоим высоким здесь служением в Церкви Христовой для душ христианских.
Но с благоговением и всякой исправностью проходя свое святое служение, пастыри вместе с тем и свое личное душевное спасение совершают. Благоговейно приступая к святыне Божией, попечительно прикасаясь и к драгоценной для Господа душе человеческой, пастыри через это и сами себя приближают к Богу, освящаясь сами от той богатой благодати Святаго Духа, которая независимо от них, но через них изобильно изливается на христиан в Церкви от Бога. Итак, совершает ли богослужение, исполняет ли требы для христиан, идет ли в крестном ходу, предлагает ли поучение от Слова Божия или иное какое пастырское дело совершает пастырь Церкви, – во всем этом и его собственное душевное спасение, его личное восхождение к Богу. Благоговей же ты, служитель Алтаря Христова и всякий клирик: ты дело Божие святое делаешь, – не оскверняй его никак, но будь истинным соработником Христовым; ты тем и свою душу к Богу приводишь, не отделяй ее от твоего служения в Церкви и для чад Церкви, на что ты и поставлен единственно по богатой к тебе милости Божией. Вместе с тем, здесь для тебя неиссякаемый источник воодушевления на дело и неустанного подвига в церковном служении, как в своем собственном делании духовном.
Но и ты, всякий православный мирянин, знай, что и ты сам участвуешь в том великом домостроительстве нашего в Церкви спасения, которое совершает Бог. И как семья немыслима без личного участия в ее жизни всякого ее члена, так и Святая Церковь живет жизнью общей и личной всех своих чад. Кто искренно называет себя христианином и ищет своего спасения, тот не может и не должен быть безразличным к церковному делу, совершаемому через пастырей, не может стоять в стороне от церковной жизни. Все, что составляет жизнь церковную, – все это должно быть делом и обязанностью не только пастырей, но и всякого христианина. Ибо жизнь Церкви есть жизнь Главы Ее Христа и в Нем всякого члена Церкви. В нашем теле ни один член не может отлучить себя от жизни всего тела и отдельных его членов без взаимного ущерба. Так тем более в Церкви, Которая есть Тело Христово. Безразличие же и самоустранение членов Церкви от церковной жизни и деятельности убивают духовную жизнь в самих христианах, понижают ее и в самой Церкви, поскольку она есть жизнь членов Церкви. Так, Церковь – для всех, а всякий – для Церкви и для других братьев в Церкви. Считай же своим спасительным и собственным делом все, что делается в Церкви. Всякий по своему долгу, по своим силам и уменью принимай необходимое участие в том, что тебе предлагается в Церкви и к чему тебя призывают твои от Бога духовные отцы. Но да будут все во взаимном послушании всякого во вверенном ему служении церковном. И тогда воистину мир и благословение будут в нас от Бога.
Вот наше святое упование, вот наше деятельное участие всех и каждого в свою меру в церковном деле и жизни. Сие исповедую вам ныне, приходя к вам волею Божией. К сему именем Божиим по данной мне от Него власти призываю и вас, мои чада о Господе. Да будем все единодушны в вере, в уповании и в любви. Да делаем усердно пред нашим Владыкою Христом, за наше спасение и искупление Кровь Свою пролившим. Да усугубляем всякий свой от Бога талант и дарование духовное своим усердием в церковном деле. Да благоговейно преуспеваем и в молитве, и в терпении, и в смирении, и в благотворении, и во всяком ином добром делании, да приидет к нам и вселится в нас везде Сый и вся исполняяй Христос, и ныне пребывающий посреди нас.
В заключение мир и благословение приношу вам от благочестивых православных христиан того святого града Новгорода, откуда к вам привел меня ныне Господь Своим поспешением. Святой это град, полный многовековых святынь. Около них трогательно благочестивы и христиане. Они, вместе со своим архипастырем Арсением напутствуя меня, от своей братски христианской любви приносят в благословенный дар сему новому обширному краю Омскому святые образы тамошних дивных святынь от Святых Мощей Угодников и Святых Икон Чудотворных. Когда сии благословенные Святыни достигнут нашего града, то, с молитвою принявши их к себе, потом с молитвами же и разнесем их по разным концам нашего обширного Омского края, доселе скудного святынями, к которым так привыкает русская душа там, в коренной России. Да утешаются от сих святынь православные сыны Церкви Христовой во всех отдаленных пределах края сего. Да от сих святынь молитвами благочестивых новгородцев снизойдет Божие благословение на всех с верою приступающих к сим святым дарованиям нам от Господа Бога, Ему же во Святых слава и держава во веки веков. Аминь.
Божией милостию смиренный Андроник,
епископ Омский и Павлодарский
5 апреля 1913 года