Слово при вручении жезла Преосвященному Алексию (Баженову), епископу Николаевскому
Преосвященный епископ Алексий, возлюбленный о Господе брат!
Священной хиротонией, только что нами совершенной, причисленный к сонму священноначальствующих и наставляющих в Церкви, ты, однако ж, по уставу той же Церкви, становишься сейчас пред нами как наставляемый. Что же сказать тебе в эту единственную в твоей жизни минуту, чтобы она не оказалась потерянной?
От пастырей Церкви и служителей Евангелия наше общество требует, чтобы они были мужами мира, любви и терпения. И небезосновательно. Таковыми они и должны быть, по слову Апостола, заповедующего им: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12:18). Пастырям не должно ссориться (2Тим.2:24). Они тщательно должны избегать всего, что может нарушить этот мир. Они не должны платить злом за зло (1Фес.5:15), но побеждать зло добром (Рим.12:21) и вместе с Апостолом говорить: гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим (1Кор.4:12–13).
Но этого мало. Они должны водворять мир и в окружающем их обществе, всюду погашая огонь вражды и раздора. Таково призвание служителя Евангелия. Но не всегда, однако ж, и не со всеми людьми служителю Евангелия можно иметь этот мир. Ибо как слуга земного царя, на царство которого нападают разного рода неприятели, должен вести с ними борьбу, так и служитель Евангелия обязан вести борьбу с врагами Христа и Его Церкви.
Вот почему апостол Павел изображает служителя Церкви под образом воина Христова и сообразно с этим обращается к сотруднику своему Тимофею, а в лице его и ко всем пастырям со следующими словами: переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим.2:3).
Каким же образом пастырь Церкви может исполнить то, чего требует здесь от нас Апостол? Прежде всего он может исполнить это тщательным приготовлением себя к той борьбе, которую он имеет нести как слуга Иисуса Христа. Всем известно, как много приходится переносить страданий и трудностей воину, который находится на поле битвы. Тяжелые передвижения с одного места на другое, беспокойная жизнь на бивуаках, сопряженные с бессонными ночами дежурства, лишения обычных жизненных удовольствий, опасные схватки с ожесточенными врагами – вот те страдания, которые делают служение воина тяжелым жребием. Эти трудности воин предвидит прежде, чем выступает на поле брани с врагами, а потому заранее приучает себя к перенесению их. Он упражняется из года в год, изо дня в день в употреблении военного оружия. Он приучает себя к выносливости, он закаляет свое тело и воздерживается от всего, что способствует изнеженности и лишь таким образом делается добрым воином.
Посмотрите теперь на жизнь пастыря Церкви. И он также переносит много тяжести в своей жизни. Что с легкой душою делают другие, того не может делать он, что извиняет мир другим, за то строго осуждает он его. Как строго он должен наблюдать за собой, чтобы не произвести соблазна и не разрушить своим поведением того, что созидает он своей проповедью! Как много ему нужно бывает упражняться, чтобы с успехом бороться с врагами Евангелия! Каждый день должен быть для него днем приготовления. Каждый день должен он вести борьбу с врагом-искусителем. Каждый день он должен проводить в молитве и благословении, нисходящем свыше в дарах Святого Духа, прежде чем приступить к делу и пустить в ход свое оружие. Каждый день он должен путем изучения Священного Писания укреплять себя в вере и, так сказать, оттачивать меч духовный, который есть слово Божие, делая его более и более острым, более и более победоносным. Таково страдание, которому пастырь должен подвергнуть себя, чтобы выступить на войну как доброму воину Иисуса Христа.
Но от доброго воина Христа требуется еще, чтобы он с полным смирением предал себя во власть и волю своего вождя. Известно, с какой благоговейной покорностью хороший солдат предается своему командиру. Он желает быть только членом целого, только годным орудием в руках начальника и беспрекословно исполняет все его приказания, хотя бы дело, поручаемое ему, было и не совсем благодарным трудом. Он подавляет в себе все движения суетного честолюбия и, не гоняясь за личными отличиями, чувствует себя достаточно вознагражденным за свои труды той славой, которую выносит из своего победоносного похода его полководец.
Подобным образом должен поступать и служитель Христа. В чувстве смирения он должен вооружиться против того суетного тщеславия, которое иногда и на священном месте – церковной кафедре – хочет блистать светом собственной мудрости и ораторским искусством приобретает симпатии слушателей. В чувстве смирения должен он говорить: «Не стыжусь благовествования о Христе», – и со словами: говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1Цар.3:10), обращаться к своему Господу, чтобы из Его уст выслушивать и из Его откровения почерпать то, что он хочет и должен говорить. С чувством смирения он должен переносить все насмешки и порицания, если он не иначе, как этим только путем, может прославлять имя Христово и содействовать делу Его Царства. Нелегко, конечно, для человека оставаться в тени и на счет своей славы создавать славу другого. Однако и от этой тяжести не должен бежать пастырь, если он хочет быть добрым воином Христа.
Наконец, доброму воину Христа подобает еще с совершенной преданностью следовать примеру своего Вождя. Кому не известно, как обаятельно действует на хорошего солдата все, что имеет в себе великого его полководец. Представить из себя хоть небольшое, слабое подобие своего начальника – это стремление каждого доброго солдата. Если полководец идет впереди и отважно, не боясь смерти, бросается в густую толпу неприятелей, то за ним следует и все его войско, не думая о том, чем это окончится, победой или смертью.
Точно так же и пастырь Церкви должен следовать примеру своего предводителя. Небесного Пастыреначальника, Который показал пример во время Своей жизни на земле. И какой пример! Он, как добрый воин дела Божия, Сам разрешил ту великую задачу, которую ставит пастырский долг, и что поэтому пастырь может сделать лучшего, как не последовать этому примеру! Пастырь должен бороться со злом всюду, где бы оно ни обнаруживалось, не боясь ни гнева, ни насмешек, ни притеснений, – а что всего более может подкреплять его в этой борьбе, как не пример Того, Который не знал никакого лицеприятия, Который обличал и бичевал каждый вид зла, где бы оно ни проявлялось и кем бы оно ни совершалось! Пастырь, не теряя надежды на успех, должен бороться с грехом и неправдой и при самом сильном упадке общественной нравственности – но что сильнее всего может воодушевлять его к этому, как не взгляд на Того, Который победоносно вел войну со злом и пороком в такое время, которое было нравственно более испорчено, чем когда-либо, и в таком народе, который походил на стадо заблудших овец, не имеющих пастыря, и в котором исчезали, казалось, последние остатки всего истинного и доброго? Эту борьбу пастырь должен вести с такой кротостью, которая трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Мф.12:20), – но что сильнее может подкрепить его и в этой добродетели, как не взгляд на Того, Который, с необычайною ревностью вооружаясь против греха, обнимал, однако, любовью грешника, проливал слезы сострадания о погибели Иерусалима и молился на Кресте о прощении злодеев? Тяжело, правда, во всем этом подражать Христу, но это и есть то страдание, которое делает пастыря истинным героем, добрым воином Иисуса Христа.
Возлюбленный собрат! Слова Апостола, которые я положил в основание своей речи, относятся и к тебе. Потщись же и ты, приняв от меня этот пастырский жезл, исторгнуть из своего сердца все, что противно Христу, и всем существом своим отдаться на служение только Ему одному и ни к чему более не стремиться, как только открывать Ему путь к сердцам своих пасомых. По примеру Спасителя выступай и ты на архипастырское служение свое с той неустрашимостью, которая не останавливается ни пред какой вражеской силой, с той надеждой, которая не отчаивается в успехе дела и при самых неблагоприятных условиях, и с той любовью, которая бичует грех для того только, чтобы спасти грешника.
* Алексий (Баженов; 1872-?), обновленческий митрополит. 8 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Николаевского, третьего викария Одесской епархии. В 1914 году назначен вторым викарием той же епархии. В 1917 году назначен епископом Елисаветградским, первым викарием Одесской епархии. В 1921 году назначен епископом Тираспольским и временно управляющим Одесской епархией. 26 июня 1921 года устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен с должности первого викария Одесской епархии. С момента зарождения обновленчества перешел в обновленческий раскол и с возведением в сан архиепископа назначен управляющим Одесской епархией (обновленческой). В 1923 году перемещен на Казанскую кафедру. Был участником второго обновленческого так называемого «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. С 1924 года в сане митрополита. Ставил перед Патриархом Тихоном вопрос о покаянии при условии, если тот оставит за ним сан митрополита. В 1933 году назначен обновленцами митрополитом Симферопольским и Крымским. 9 февраля 1938 года уволен на покой. Дальнейших сведений о нем не имеется. Очевидно, умер без покаяния.