Проповеди на праздники:

Слово при вручении от населения Пермского края N-скому Пермскому полку 16 августа 1916 года хоругви-стяга с Нерукотворенным Образом Спаса

Слово при вручении от населения Пермского края N-скому Пермскому полку 16 августа 1916 года хоругви-стяга с Нерукотворенным Образом Спаса

Независимо от нас и без нашего расчета, само собой совпало торжество вручения хоругви с Нерукотворенным Образом Спаса с днем праздника в честь сего Нерукотворенного Образа Спаса. Да будет сие совпадение благим указанием от Господа Бога нам и вам, наши братья-воины, чтобы поучаться хождению перед Господом Богом. Кратко расскажу вам саму историю сего образа.

Когда Господь ходил по земле среди людей, совершая дивные знамения и чудеса Божественной милости, все желали видеть Его и прикоснуться хоть к краю одежды Его. Один сирийский князь города Едессы, находясь в тяжкой болезни, вознамерился иметь постоянное изображение сего чудотворца, о котором он много дивного слышал. Для сего этот князь Авгарь поручил своему живописцу непременно написать изображение Христа Иисуса. Но живописцу никак не удалось отпечатлеть красками пречистый Лик Спасителя на полотно. Однако Господь Всевидец Сам знал намерение и князя Авгаря, и его живописца, подозвал его к Себе, попросил чистое полотенце и, умывши Свое лицо, отер его полотенцем, на котором и отобразился пречистый Лик Спасителя. Он не руками человеческими был отображен, но силой Божией, и потому называется Нерукотворенным Образом Спаса.

Так Господь явил светлый Лик Свой, чтобы все могли утешаться созерцанием Того, Кто от Отца Небесного пришел на землю для того, чтобы явить Свой Божественный вид людям, утешить их явлением пришествия Своего и снисхождением Его Божественной любви к людям.

Но мы, братие, носим в себе самый образ Божий, ибо душа наша создана по сему образу Божию, чтобы быть ей подобием Божиим по настроению, по поведению и по всей жизни. Господь для того и приходил на землю, чтобы, явив Свой Божественный вид, восстановить и в людях красоту образа Божия, чтобы и в жизни своей они были подобны Господу Богу. И смотрите, какая красота духовная проявилась в людях, уверовавших в Господа. Воззрите мысленно на всех наших святых угодников Божиих. Воистину, это земные Ангелы и небесные человеки. Так чиста и высока их жизнь на земле верой во Христа Спаса. Они восстановили во всей красоте образ Божий, уподобились Богу и потому называются преподобными. Но то, что явили в себе святые угодники, то должно быть общим законом и для всех нас, если только мы верующие во Христа Сына Божия христиане.

Но вот наша беда: мы часто и не осознаем вовсе, что мы христиане, что мы носим в себе богоподобную душу, что мы созданы по образу Божию. Своим неподобным житием мы часто лишь унижаем свою богоподобную душу, унижаем и высокое свое христианское звание. Нередко в христианине никак нельзя бывает узнать христианина.

Когда же всего такого много накопится в жизни народов, тогда само небо гневается на людей; тогда Господь во гневе Своем посылает на людей Свое наказание, как это теперь мы и переживаем вот уже третий год тяжкого военного испытания. Милующий и во гневе Своем Господь тяжкой бедой военной ведет нас к исправлению и обновлению жития нашего, к тому, чтобы просиял в нас образ Божий в чистоте и святости жизни и нравов, чтобы отобразилась в нас духовная красота святых Божиих людей. Возрождение и обновление народной нашей жизни – вот какая цель настоящей кровавой тяжкой войны.

Возлюбленные наши братья – воины! Смотрите, в каком высоком и святом деле участниками вы являетесь. Вашим подвигом воинским совершается обновление и спасение Отечества и народа. Во искупление своих и всех нас провинностей перед Богом вы проходите воинский подвиг со всеми его трудностями и лишениями, до положения живота своего за ближних своих. Высок этот подвиг. Ибо что может быть выше того, чтобы, по заповеди Спасителя, положить живот свой за ближних своих! Воистину, этот подвиг мученический! Святые мученики бесстрашно шли и на кресты, и на костры, и на иные виды мучений даже до смерти, только бы не отречься от святой и спасительной веры в Христа Жизнодавца. Для них смерть за Христову веру была жизнью, а жизнь без этой веры была смертью. Высок подвиг святых мучеников. Но высоко и воздаяние им за это. Нет на белом свете ни одного православного храма, который не был бы основан на костях святых мучеников! Мученики и умерши живут, являясь основоположниками нашей святой спасительной веры, как выстрадавшие ее спасительность своими страданиями и смертью.

Да, высок подвиг святых и добропобедных мучеников Христовых! И их-то высокому подвигу призываетесь подражать вы – наши христолюбивые воины. За послушание пославшему вас Царю земному вы служите Царю Небесному, ибо, подобно святым мученикам, страдавшим за святую веру, и вы подвизаетесь за наши народные святыни – за Веру, Царя и Отечество. Вы слышите в святых храмах Божиих, как святая Церковь ублажает воинский ваш подвиг, как она молит Господа, чтобы Он венчал венцами нетления всех живот свой за Веру, Царя и Отечество положивших. Это те же венцы, которыми увенчались и святые мученики. Ибо воины в своем самоотверженном геройском подвиге являются основоположниками спасения дорогого Отечества, защитниками меньших братьев от притеснения и обид со стороны озверелых и даже осатанелых дерзких наших супостатов, вызвавших нас на смертный бой.

Но в свойственном вам самоотверженном геройстве да явитесь и достойными такой славы святых мучеников. Они со всякой строгостью и опасливостью готовились к своему подвигу за Веру Христову, чтобы ничем не унизить его. Так имейте себя и вы в своем воинском служении. Со всякой строгостью и благоговейностью ведите себя, памятуя, что на деле Божием стоите и за святую веру Христову, за ближних своих подвизаетесь. Да бежит же от вас всякая нечистота, гнилое слово, худые помыслы и грязные дела в поведении.

Сию минуту из-за туч среди дождя осветило нас красное солнышко с неба, разогнавшее всякий мрак и всех нас согревающее и радующее. Так среди мрака нашей жизни вашим чистым и самоотверженным подвигом воссияет над нами и в нашей жизни отечественной свет ясного Солнца Христа Бога нашего. Разгонит тогда Господь и наших дерзких врагов. Обновится наша народная жизнь, проявится все чистое, высокое и святое. И эта красота нетленная будет прежде всего нашим венцом в воздаяние за ваш строгий и самоотверженный равномученический подвиг.

О небесной помощи в таком святом деле крепко молиться ко Господу надлежит всегда и нам всем, и вам, наши христолюбивые защитники, за нас всех даже до крови подвизающиеся. О сем же и теперь с усердием помолимся в настоящий нарочитый и священный день праздника Нерукотворенного Образа Спасова, когда от лица всего населения Пермского края мы – пришельцы с далекого железного Урала – с Высочайшего соизволения вручаем вам сие священное знамя-хоругвь с Нерукотворенным Образом Спаса и Введения во храм Богородицы. Этот образ соорудили три столетия тому назад царственные предки нашего боголюбивого Царя Батюшки – Царь Михаил Феодорович вместе со своим дядей боярином Иваном Никитичем в благодарность Господу за освобождение последнего из ссылки сибирской от Бориса Годунова. Как от рук Самого Царственного Вождя Благочестивейшего Царя нашего примите сей священный дар в благословение от выстрадавших спасение и целость России его покойных благоверных предков и в молитвенное пожелание пермского населения силы Божией вам на смирение дерзких врагов, восставших на нас, по нашим грехам. Взирая на Нерукотворенный Образ Спасителя, воодушевляйтесь на строгое хождение во образе заповедей Господних, на стяжание венцов нетленных за равномученический ваш подвиг, за обновление и спасение Отчизны, дорогой всем нам.

От любви пермского населения примите и те посильные дары, что передаем вам вместе с сим священным знаменем. Знайте, что в молитвенном усердии и сердечном сочувствии вместе с вами подвизаются родные вам русские люди и там, в далеких городах и селениях, откуда вы пришли сюда в окопы на ратное дело стояния за Веру, Царя и Отечество. Приносящие вам этот священный стяг с прочими подарками жители Пермского края не знают вас, но только потому, что ваш полк называется именем Пермского края, постарались все сделать, чтобы принять посильное участие в вашем ратном подвиге. Так знайте, что и вся великая Россия с вами подвизается в эту трудную годину нашествия современных грубых варваров на нас и на святыни наши. Вы же выслушанное от нас передайте и вашим товарищам, теперь оставшимся в окопах на боевом послушании. Друг друга ободряйте в святом подвиге, друг друга удерживайте от всего дурного, чтобы не осквернялся ваш священный подвиг геройского стояния за Веру, Царя и Отечество. Славный наш N-й Пермский полк украшен высшей Царской милостью – Георгиевским знаменем в воздаяние за его славные подвиги в прошлом. Такой же славой он украсил себя и теперь. Да будет славен он и всегда на славу Царю Самодержавному и на благополучие дорогого нашего Отечества. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх