Слово при пострижении в монашество послушника Русского Спасова монастыря в Болгарии, брата Александра (Попова)
Приветствую тебя, возлюбленный во Христе сын мой о. Кирилл, с принятием монашества, которое ублажается нашею Православною Церковию как ангельский чин. Так высоко смотрит св. Церковь на монашество потому, что иноки своим девственным состоянием уподобляются беcплотному ангельскому жительству и, как Херувимы и Серафимы, должны непрестанно быть с Богом посредством молитвы.
Высокой ангельской чести сподобляются иноки при пострижении. Но еще большая честь их ожидает на небесах, где они сподобляются особенной божественной славы. Что это так, об этом свидетельствует св. Церковь в жизнеописании преп. Даниила Столпника. Он долго умолял свою мать принять иноческий постриг, но она не соглашалась, говоря, что можно угодить Богу и в мирском звании. Тогда, по молитве ее великого сына, Господь показал ей в видении неизреченные, превосходящие по славе и красоте все другие небесные обители, приготовленные только для принявших иночество. После этого она исполнила волю своего сына и постриглась.
Но указывая на великую ангельскую честь монашеского звания, св. Церковь не скрывает от нас всей тяжести его подвига. И ты слышал сейчас, мой возлюбленный о Христе сын о. Кирилл, какие великие обеты поста, целомудрия, послушания и терпения всякой скорби до смерти приняла от тебя Церковь при твоем пострижении, в невидимом присутствии Самого Бога, Его Пречистой Матери и св. Ангелов. Не скрыла от тебя Церковь, по какому отселе тяжкому и скорбному пути ты должен идти в своей иноческой девственной жизни.
Вот почему Сама Пречистая Божия Матерь, явившаяся в день праздника Благовещения преп. Серафиму в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна и двенадцати дев, преподобных и мучениц, сказала благочестивой инокине Дивеевской обители, свидетельнице этого дивного видения: «ныне великий подвиг сих мучениц несут инокини, только не открыто, а тайно, через умерщвление своих страстей».
В особенности тяжесть твоего подвига, сын мой о. Кирилл, будет усугубляться оттого, что мы переживаем сейчас страшное, близкое к пришествию антихриста время, когда все святое уничтожается людьми, возлюбившими мир, о котором еще св. Иоанн Богослов сказал: все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость жцтейская (1Ин.2:16). Слова Ап. Павла: вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2Тим.3:12), осуществляются, как никогда, теперь в жизни нашей, и мы видим, как мало друзей у монашества и как много у него врагов потому, что люди, в силу своего плотского, безблагодатного и противохристианского настроения, не только не понимают монашества, но и ненавидят этот великий подвиг, эту самую угодную Богу жизнь.
Но как бы тебе ни было трудно под тяжестью сего подвига, помни одно, что ты при своем пострижении сейчас получил от Бога особую великую благодать Святого Духа, как божественную силу для доблестного несения воспринятого тобою монашества. Вот почему св. Церковь наша смотрит на пострижение в монашество, как на второе крещение, что свидетельствуется в жизнеописании преп. Антония Великого, св. Симеона Христа ради юродивого и спостника его преп. Иоанна. Св. Антоний Великий видел однажды сатану, который уличал его в грехах, препятствуя ему вход в небесное Царство. Но был слышен грозный Божественный голос: «все грехи, содеянные рабом Моим Антонием до его иночества, прощены Мною при его пострижении; если можешь, то укажи грехи после принятия им иночества». Таких грехов не оказалось, и сатана, посрамленный, отступил от Великого Антония. А св. Симеону Христа ради юродивому и спостнику его Иоанну пред их пострижением праведный игумен Никон говорил, что они восприимут силу таинства второго крещения, которая очистит их от всех бывших грехов и покроет их божественною славою. Действительно, когда св. Симеон и св. Иоанн постригались, то они увидели над собою сияющие венцы и чувствовали в себе такую радость, от которой несколько дней не могли вкушать ни пищи, ни пития.
Сия-то великая благодать дарована и тебе, возлюбленный во Христе сын мой, о. Кирилл. Она будет охранять тебя от всех козней диавола, от всех его нападений. Она будет наполнять твою душу и день и ночь радостию. Она будет везде и всегда с тобою. Только не угашай в себе решимости всегда со страхом и радостию служить Христу, всегда быть с Ним и никогда не изменять Ему ни делом, ни словом, ни мыслию своею. Некогда преп. Серафима Саровского спросили, почему не стало теперь таких подвижников, какие были в древности. И он ответил: «потому, что не стало решимости в людях к жизни доброй и святой». Поэтому возымей твердую решимость в душе своей всегда неуклонио жить в единении с Богом, и Он будет с тобою Своею благодатию, никогда не оставит тебя в твоих скорбях одиноким и осуществит в твоей жизни слова Свои: Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис.49:15).
Помни также и то, что с тобою будет Пречистая Божия Матерь, Которой было угодно назвать Себя первой инокиней в видении одной праведной монахине Дивеевской обители. С тобою будут всегда все Ангелы и все святые и в особенности твой новый небесный руководитель св. равноапостольный Кирилл, именем коего тебя хотел назвать твой благочестивый отец при твоем еще рождении. Особенному небесному покрову сего угодника я вверяю тебя в твоей иноческой жизни, а также в твоих пастырских трудах на должности моего наместника в Спасовом Александро-Невском Ямбольском монастыре. Там вверяется тебе малое духовное стадо. Будь верен в малом и Господь поставит тебя над многим (Мф.25:23). Иди тропою, которою прошли преподобные и все святые. Да почиет над тобою благословение Божие, чтобы быть тебе всегда добрым воином Христовым и истинным пастырем св. Церкви и унаследовать несказанное блаженство в небесном Царствии нашего Спасителя. Аминь.
Произнесено в Русской Посольской церкви св. Николая г. Софии 8 ноябри 1925 г.
Источник; https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/propovedi/11