Проповеди на праздники:


Слово при поминовения генерал-лейтенанта Воина Дмитриевича Задонского

Благий рабе и верный! вниди в

радость Господа своего.

Герой веры и отчизны! Время ли тебе покоиться здесь? Время ли тебе спать, когда на страже и в тревоге вся отчизна твоя? Кто же, как не ты, испытанный в боях и муж совета нужен теперь для родины? Господи! да не продлится гнев Твой над нашими грехами! Так мало ожиданная смерть его – потеря для отчизны его.

Что сказать в облегчение скорби столько любящих его – супруги и чад? Ты всесильный, Ты любовь вечная! пролей утешение в сердца, осиротевшие и пораженные потерею его. Чей голос, как не Твой, в состоянии рассеять мрак тяжкой скорби их?

Благий рабе и верный! вниди в радость Господа своего! Вот голос любви неизъяснимой. И не Он ли призвал друга нашего от нас? О! кто же другой, как не Господь наш располагает днями жизни нашей? Он полагает предел странствию земного путника, по усмотрению своей любви беспредельной; выбирает время и вид смерти самые лучшие для высшей дети нашей.

Благий рабе и верный! вниди в радость Господа своего! так говорит Он верному рабу своему.

А сколько понес трудов, сколько показал подвигов раб Божий Воин в службе бранной!

Он обучался военному ремеслу на службе трудовой. С 7-ми лет в рядах воинов, 17-ти лет прапорщик, он в битвах с дикими горцами Кавказа провел более 10 лет. И какие нес труды! С сухарем в котомке и не всегда с рублем в кармане не чувствовал он ни устали, ни нужд, в переходах по горам. Являлся с подвижниками там и такими путями, где летают только орлы; в один год пять кровавых сражений с дикарями гор внесено в число блистательных дел его. В страшную войну Наполеона при селе Бородине стоял и действовал он в центре кровопролитного сражения и не замечал, что сильно контужен был в грудь; пропускал мимо глаз, что под ним убиты были две лошади, – до конца сражения бился с врагами с мужеством и храбростью бестрепетными. Таким же был он при Тарутине и Малом Ярославце, при Вязьме и Красном. От границ России до стен Парижа сколько смертей детали над главою его! Под Люценом, Бауденом, Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом летал он на боевом коне среди огней и палашей вражеских. В стране неприятельской храбрость и отвага его выросли. Под Труа с одним эскадроном он мчался на три эскадрона, рубил, топил, и гнал врага, пока остатки его не скрылись за стенами города. Монарший взор отличал Воина нашего. Вот он начальник уже не одного полка. Под его наблюдением дивизии воинов, корпус поселян военных. Каким он был в этой службе, хорошо знает целый край наш. Блистательные награды монархов пред нашими взорами.

При гробе христианского воина нельзя не вспомнить, что без чинов и отличий предстанем мы на суд Божий. Вельможный и земледелец, увенчанный на брани и незамеченный никем воин одинаково явятся пред престолом Вечного. Земные отличия останутся на земле.

Но что же? Значит ли это, что земные подвиги и заслуги бесполезны для вечности? Значить ли это, что напрасно тратят время, напрасно переносят труды и лишения, напрасно подвергают опасности здоровье и жизнь в службе земной? О! нет! подвиги полезные для земной отчизны не забыты будут там, в небесной родине. Не Божия ли воля назначает на земле каждому особое звание. Звание воина, как и звание земледельца, – устав Божий. Воин и земледелец оба станут на суд Божий, но как с земледельца не потребуют отчета в делах воина, так и воин получит все, что заслужил он верностью званию своему. Предтеча Христов сказал воинам о их пути спасения, никого же обидите, ни оклеветавайте и довольны будите оброки вашими (Лк.3:14). А наш воин не только благодарил Господа за себя, не только не обижал сам в продолжении 40-летней военной службы, но умел убеждать и других – не обижать никого. Благодарение благости Твоей, Господи! По твоим дарам, наш Волн был воином с юных лет. Твоею силою выполнял он столько лет служение воина честно и свято. И счастливая доля! Твоею помощью имел он мужество принесть и последние силы природному званию своему, по голосу отчизны.

Чего не выполнил он? Он был образцом воина христианского. И он же был образцом христианского гражданина, когда обстоятельства склонили его стать в положение гражданина.

Кто, как он, был самым точным исполнителем всех требований гражданского порядка?

Говорить ли о том, что ни один сосед, ни самый бессильный и бедный, не терпел тесноты от великого богатства его? О! он был благороден в самом лучшем, христианском, значении сего слова.

Дети редкого отца! вы еще не долго живете на свете., вы проживете 40 и 50 лет, но и тогда едва ли найдете многих детей, у которых был бы такой нежный и такой умный отец, как ват отец! Он долго жил, но не для себя, а для вас! Как он любил вас! Дети! Любовь не умирает, любовь за гробом становится сильнее и чище, её зрение дальновиднее там земного взора. Будьте же уверены, что добрая жизнь ваша – первый залог загробного покоя для вашего нежного отца.

Как он попечителен был о своих подручных? Самуил, расставаясь с званием правителя народного, говорил народу, се аз, отвещайте на мя предо Господом еда кого от вас насильствовав, или кою утесних? Как Самуилу, тысячи подручных скажут пред Господом от полноты души и сему господину, не обидел еси нас, – ниже утеснил еси нас (1Цар.12:4). Да, благосостояние крестьян его пред глазами всех. Он заботился о их доброй жизни, о их покое и довольстве, как умный отец. Други мои! и бедный и достаточный из вас знает по опыту умную любовь к вам покойного. Будьте же признательны, молитесь за вашего умного отца-пана, который столько лет заботился о вашем покое. Ваша признательность к нему призовет благословение и на вашу будущность.

Святая церковь особенно молить Господа о спасении создателей и благотворителей храмов. У Отца моего обители многи суть, сказал Спаситель (Ин.14:2). И нет сомнения, что один из этих повоев назначен создателям храмов, за которых так усердно молится церковь. Как не назначить покоя тому, кто создал и украсил не одно селение для славы Господней? Верен Бог в своем слове. Он сказал: прославляющих мя прославлю, и выполнит свое слово; выполнит и потому, что храм – лучшее училище благочестия и, следовательно, самое лучшее благодеяние для ближних наших. Так не по-своему произволу, но по наставлению св. церкви, по слову Самого Господа, верим от полноты души что сему рабу Христову, усердному создателю храмов, скажет Господь: благий рабе верный, вниди в радость Господа своего. Ты не расточал данных тебе богатств на жизнь забывчиво-веселую, ты употреблял их в славу Божию. Вниди в радость Господа своего.

Господи! Благость Твоя беспредельна. А кто из людей не грешен пред Тобой? Верный воин и раб Твой болярин не без грехов. Беспредельную милость Твою молим, прости грехи его; не помяни их на суде Твоем. Упокой душу его в селениях праведников Твоих. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх