Слово при погребении графини Лидии Сиверс
Кто ждал того, что видим? Юность свежая, юность, благоухающая делами добрыми – в гробе. Кому же жить после того? Владыко жизни и святости! Ты желаешь, чтобы жили мы на земле для святости Твоей. Как же это так, что этот цветок, радовавший всех приятными надеждами, завял так неожиданно? Как же это так, что супружество, отражавшее в себе небесную тайну с её святыми свойствами и действиями разорвано так скоро, а неоперившиеся птенцы остались без нежной матери?
Супруг юный и нежный! падем в благоговейной покорности пред волею Владыки вечного. Мы не видим, мы не знаем, как смерть, столько неожиданная, может быть полезною и нужною для вечного спасения оставшихся; но не можем сомневаться, что Отец небесный все направляет к благу детей своих. Он – Отец и любит нас так, как не любят нас земные родители. Он любит осиротевших птенцов твоих и сбережет их. Он – Отец мудрый и дальновидный, там, где для нас один мрак и горе, Он разливает свет и жизнь. Где же и быть свету и жизни, если не у Него? Для нас по временам темно здесь, жизнь земная даже и тогда, когда не есть жизнь греха, полна сомнений и скорби. Из одной точки льются на темную землю лучи небесного света, из храма христианского, да и то света не полного. Свет полный озарить, и жизнь людей, и жизнь народов, и жизнь миров – там, пред престолом Вечного. Пусть же молчит ноющее сердце, пусть молчит готовый на мятежи ум пред волею Господа. Тяжко душе под тяжестью скорбей неожиданных; но для христианской души скорби – врачевство, страдания – печать любви Господней. Пусть в огне страданий перегорает все нечистое души нашей! Душа ближе станет к Господу.
Братия и сестры! гроб без слов моих говорит, чего надобно бояться. Долгая жизнь – не для всех знак особенной любви Божией. Для иных она – последняя милостыня нищему. И как страшно, если несчастный безумно промотает последнюю поданную ему лепту. Благодарение благости Твоей, Отец небесный, если немногие года жизни, при помощи благодати Твоей проведены в чистоте и внимании к себе, в делах милосердия и любви кроткой. О! как дорог там будет для нас и один день, проведенный согласно с животворными заповедями Господа. Еще более счастливы девы умные. Они всегда готовы встретить жениха своего. Светильники их горят с довольным запасом елея. Неожиданного нет для них, придет ли Господь их в полночь или вечером, среди дня трудового, или в раннее утро. Так хотел было я жаловаться на то, что Господь так скоро берет тебя от нас, возлюбленное чадо о Господе! Но для тебя ранняя смерть – не потеря. Тебе пришло время принять воздаяние за твою нежную любовь к ближним, за твои заботы и труды для бедности, за твою любовь к Господу. Благословен Бог о тебе и в тебе.
Мы тебя уже не видим более, любимое чадо! Что-то еще лежит пред нашими глазами; но это уже не ты, а только хижина твоя, печально разрушающаяся. Бог, источник всякой жизни, да даст этой храмине принят в свое время жизнь новую, полную, совершенно цветущую, никогда не прекращающуюся и блаженную. Так должны мы молиться, братия и сестры, и не скорбеть по примеру не имеющих упования. Придет время, когда и молодость, и старость «услышат в гробах своих глас Сына Божия и услышав оживут». Это так верно, как верно то, что брошенное в землю семя не пропадает, а воскресает к жизни новой.
Да, мертвые оживут, но почему не оживают теперь! Почему живые не остаются живыми навсегда?
Здесь много знающих природу. Лучше, чем мне, известно им по опытам, что в большей части тяжких болезней сон есть одно из первых условий для возвращения сил. Даже и не врачи, а рыбари, сказали о Лазаре, аще успе, спасен будет (Ин.11:12). Так давно известна целительная сила сна. Подобное врачевство нужно для телесного организма нашего, в другом виде. Грех произвел сильное расстройство в природе нашей. При всех благодатных средствах необходимо глубокое и продолжительное усыпление, дабы в продолжение сего сна расстроенные грехом силы могли прийти в первобытный порядок, могли успокоиться и начать первосозданную жизнь. Плоть и кровь – не наследники царствия Божия – и тление не наследует нетления. Вся тварь воздыхает, ожидая свободы чад Божиих, так как должна возвратиться к свободе своей, когда возвратить себе свободу покоривший ее суете.
Печальная мысль и еще мятется, и еще говорит, «если так дорога жизнь телесного организма, почему так рано похищаются некоторые, как похищена почившая? Так много в виду радостей, которых не вкусила она!»
Но что это за сожаление о радостях земных, которых недовольно вкусили? О! благодарение благости Твоей, Господи, что не допустил Ты почившую породниться с счастьем земным, от которого так плачут невольно и за которое еще более должны бы плакать. Долго ли нам слабым до того, чтобы лесть обольстила и увлекла за собою душу нашу? Где наша радость? В Боге. Где наши надежды? В праве и милости Божией, сочетавшихся в Спасителе нашем. Скорее, скорее – к Отцу небесному. Здесь мы странствуем в дали от Него. Здесь грех поит нас скорбями и готовит еще более скорбей за гробом. Отчего так дорожат земными радостями? Оттого, что сердца пристрастны ко многому, вместо того чтобы любить одно; оттого, что зрение ума испорчено ложным блеском земных благ. Мечты суетности мирской, мечты желаний неумных закрывают от нас Господа сердца нашего; толпы обольстительных призраков жизни, теснясь в уме, препятствуют видеть ясно назначение жизни нашей. Увлеченное пристрастиями сердце и во время скорби также грешить, как грешило и в радостях. Ба кого мы походим, не помышляя о том, для чего живем на земле? На пловцов, увлекаемых стремлением бурных волн, на странника неумного, который идет, не зная куда идет, и идя не по дороге, каждую минуту близок к беде попасть в невылазную бездну. Остановимся, осмотримся. Поспешим взять книгу, где так верно, так ясно, так полно показаны и назначение жизни нашей и опасности заблуждений сердца нашего. Мы больны; книга жизни исцеляет нас.
Господи! если и почившая не без язв греха, Ты – один безгрешный. Прости грехи её. Кровью Агнца, закланного за грехи всего мира, молим, упокой дух её.
Любящий супруг! молись за любимую почившую, но не отягчай себя скорбью. Молитва много будет значить для почившей; она же поможет и тебе в твоей скорби.
Богу нашему слава. Аминь.