Слово при погребении графа Николая Васильевича Орлова-Денисова
Вот и муж силы и крепости сражен смертью! Давно ли эта жизнь, свежая и сильная, как редкость, обещала многие годы? Сын великого отца обещал отчизне подвиги героя – отца, военный орден, рано украсивший грудь его, говорил, что этот сын может напомнить врагам о великом отце. Промысл поставил его в особый круг жизни и этот круг сиял лучами приятными, также знакомыми в примере отца. Кто не знает, как почивший был добр ко всем? Гостеприимство его изумляло гостеприимную Москву. При знаменитости имени своего он был ласков и доступен каждому, хотел только утешать других, но никого оскорблять. Не все платили ему тем же, но зла он не помнил. Простота, отзывавшаяся простотой лучших времен человечества, была душою чувств и дел его. Господи! Ты любишь сердца простые и его сердце известно Тебе. Покрой любовью простое сердце его, прости грехи его, ни для кого из нас неизбежные.
Братия! что жизнь наша на земле? Путешествие, путешествие недолгое, хотя бы продолжалось и многие годы. Здесь, при этом гробе, со всею живостью является нам эта мысль. А как мало помнят о ней! как мало пользуются благотворною мыслью!
Пресельник аз есмь у тебе и пришлец, яко же еси отцы мои, говорит Давид (Пс.38:13). И он же молится, пришлец есмь аз у тебе, не скрый от меня заповедей Твоих (Пс.118:19). Царь славного царства, – царь, утвержденный на царстве особенным благословением небесным, считает себя не более, как путником земли, таким же путником, как и отец его Иессей, человек простого, скромного звания. Как же не быть после того буквальной истине, в том, что и я, и ты, слушатель мой, не более как странники и путники земли? Если мы забывчивы в отношении к значению земной жизни; если иные живут на земле, как будто никогда не должны расстаться с нею; значение жизни временной от того не изменяется. Человек, который отправляется за море, чтобы составить себе состояние и потом возвратиться на родину, не считает ли себя странником и путником? Какая же разность между им и нами? «Мы не имеем здесь постоянного города, но ищем будущего», говорит нам один из лучших людей, умом которых должны мы жить (Евр.13:14).
Возрасты жизни нашей тоже, что страны, по которым лежит путь странника. В каждой стране есть свои особенности; тоже и в возрастах наших; а общий характер – переходчивость.
Возраст детства – страна приятная. Там воздух чист и небо ясно; там нравы невинные, приемы простые, язык добродушной откровенности, дни и ночи без забот; о страстях, которые бы омрачали или оскверняли сердце, не знают. Но как быстро проходить счастливый возраст! о нем знают только по воспоминанию, или, точнее, по наблюдению других.
Является юношество, это жаркий пояс жизни, страна пламенная. Земля усеяна цветами, но каковы цветы? Они заражены ядом, под ними кроются шипы и змеи. Как много юношей спешат неосторожно рвать цветы жизни своей; а те до того пронзают их колючками, что раны не заживают до гроба! не оплакивал ли Давид безумия юности до гроба? (Пс.24:7). Не относил ли Иов несчастий своих к погрешностям молодых лет? (Иов.13:26). Юность резва; она мчится по пути не оглядываясь. Но что выходит? Годы промчались и на встречу нищета во всем нищета.
Мужество – возраст зрелых сил, но за то и самых опасных страстей. Здесь пороки прикрыты видом добродетелей, корыстолюбию дано имя бережливости; честолюбие и тщеславие считают за понимание своего достоинства; здесь наставления самолюбия незаметно обманывают ум, а ум обманывает человека. Путник наш уверяет себя и других, что он день и ночь занят важным делом, а он гоняется за мотыльками. Между тем солнце в быстром течении угнало месяцы и годы и путник вдруг, не замечая того, вступает в последний возраст жизни, в возраст старости.
Старость печальна. Ум притупился, память изменяет, воображение холодно, все силы ослабли. Остается об одном думать, о чем не думали, о могиле.
Вот и вся жизнь самая долгая! что она, как не путешествие и очень недолгое?
К чему же нужно это размышление? Не в тому ли, свяжут, чтобы оставить все и думать только о гробе – предмете странствования? Нет, братия, нет. Учение умное, учение евангельское оживляет все и гонит только смерть, – наши глупости и страсти. Св. ап. Павел осуждает гнушающихся какими-либо земными благами, зане, говорит он, всяко создание Божие добро и ничто же отметно с благодарением приемлемо (1Тим.4:4). Он учит пользоваться благами, но так, как бы не пользовались ими: да радующийся, яко и не радующеся будут, и купующии яко не содержаще, почему? – преходит бо образ мира сего (1Кор.7:29–31). Видите, какое следствие выводить он из мысли о нашей страннической жизни на земле!
На чужой стороне не долго путнику сбиться с дороги, ошибкой принять путь не в страну родную за свой путь. Точно так легко ошибиться и путнику земной жизни. Давид молился, «я странник и переселенец, не скрой от меня заповедей Твоих». Кто так знает, как знает Господь, назначение жизни нашей и путь, ведущий к назначению? Воля Божия о нас, изображенная в св. писании, указывает нам дорогу к цели нашей, предостерегает нас от разных опасностей, говорит о пособиях пути. Надобно нам дорожить св. писанием. Только не надобно забывать и того, что лукавое, испорченное сердце наше может объяснять нам писание по своим видам грешным и потому надобно молиться, чтобы свет небесный прогонял от души обманы греха и показывал волю Божию в точном её виде.
У странника ничего нет с собою, кроме необходимого для пути. Так должен жить и христианин. Имуще пищу и одеяние, сими довольна будем (1Тим.4:8). К чему тревожиться? Бог даст все необходимое для тебя. Не предваряй времени, не ускоряй течения его беспокойными желаниями, оно и без того течет быстро и увлекает нас с собою. К чему хлопотать о лишнем? Не для того ли, чтобы запутывать душу в беды и огорчения, питать в ней желания безрассудные и вредные? Верно слово апостола, хотящий богатитися впадают в напасти и сети, и в похоти многи несмысленны и вреждающие, яже погружают человека во всегубительство и погибель (1Тим.6:9). Пристрастие богача к богатству, пристрастие честолюбца к честям, пристрастие роскошного к роскоши к чему послужат за гробом? К осуждению грозному. Сколько тревог! и для чего? Слепцы – слепцы! мы не видим, мы забываем, что, переходя в родную нам страну, мы оставляем все, чем здесь обладали. Наши дома, наши поля, наши доходы – дорожный скарб путника, которому вовсе не нужен он в доме. Ничто же внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем (1Тим.6:7).
Надобно дивиться тому, что люди могут огорчаться не от того, что может сделать их несчастными в другом виде. Тебя обидели, очернили твое имя, лишили имения, или здоровья. Значит ли это что-нибудь? Все это скоро кончится. Что такое слова людские? Слабый ветер, минутно касающийся путника, или крик животного, который пугает странника нечаянностью. Положим, что против тебя явная злость людей. Что ж? Чего тебе ждать в стране чужой для тебя? Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы, сказал Господь (Ин.15:19).
Путник непрестанно помышляет о цели странствования, непрестанно идет вперед, чтобы достичь милой родины. Если встречаются неприятности, которые служат к тому, чтобы увеличить будущее благосостояние его, считает ли он их неприятностями? Но не тоже ли внушает св. писание всем верующим? Что значат, говорит оно, временные скорби в сравнении с вечною радостью, ожидающею страдальцев? И верующие озабочены только тем, как бы быть достойными сынами вечной родины, как бы приготовиться к жизни покойной за гробом. О сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе, говорят они с св. апостолом Павлом (2Кор.5:2). Если даны им избытки земные, они, видя, что скоро лишатся всего, спешат променивать земные блага на другие, прочные и неоценимые на земле, щедро раздают, что имеют, нуждающимся и обращают тленные имущества в нетленное достояние, в славу Божию.
Почивший брать наш! странствование твое кончилось. Ждали, что оно еще продлится. Но главное не в том, долго или недолго странствуют, а как странствуют. Благодарение Господу, в душе твоей было много доброго; страдания последних лет очистили душу твою. Господи! повторяя исповедание, что каждый из нас не без греха, повторяем молитву, упокой душу почившего раба Твоего в стране мира вечного, прости грехи его, единый безгрешный! Даруй и всем нам незабывчиво идти к копцу жизни нашей. Аминь.