Слово при открытии Миссионерских Курсов для духовенства Омской, Тобольской и Томской епархий в г. Омске 1 июля 1913, на молебне
Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1Кор. 11, 19).
Это бодрое слово всю жизнь имевшего в борьбе святого апостола Павла всегда приходит мне на мысль, когда раздаются скучные речи жалующихся на расплодившееся сектантство и всякое свободолюбивое разномыслие. Конечно, нет оснований и радоваться расположению сектантства, ибо ведь искупленные Христом Спасителем души человеческие отлучают себя от надежды на вечное спасение, уходя в сектантские ереси. Но это-то самое и заставляет смотреть на дело глубже. Очевидно, отделяющиеся или не знают непорочной нашей спасительной веры, или никогда не жили ею, не испытали всей животворности жизни церковной, душа которой есть Сам Христос – Глава Церкви. Сознание же этого побуждает всякого искреннего ревнителя христианского благочестия все сделать, чтобы спасти хоть некоторых из тех, за которых Христос Свою пречистую Кровь на Кресте проливал. Для таких всех святой апостол Павел сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор. 9, 22).
Таким-то правилом апостольским руководствуясь и таким-то примером апостола воодушевляясь, смотрите, какую бодрость проявили Отцы Церкви во время разлития и иногда даже господства многоразличных ересей, обуревавших Святую Церковь в века Вселенских Соборов. Не это ли время обычно называется золотым периодом в истории Церкви Христовой? Не тогда ли именно ключом била жизнь церковная, когда о вере и жизни по вере горячо беседовали христиане всех положений и сословий и в собраниях, и в домах, и даже в банях? Не тогда ли блистали на горизонте церковной жизни такие высокие светильники Церкви, как святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий и все прочее множество богомудрое и богопросвещенное?
Да, это все и было в пору особенно сильного еретического разномыслия и даже засилья. Но сии светильники веры не падали духом, не опускали руки, не ворчали недовольно, жалуясь на неблагоприятные для Церкви условия времени. Нет, они изощрялись в борьбе с бедой для Церкви, подвигали и других на такую бодрую борьбу с ересями. И их усердием божественная истина прославлялась и Святая Церковь в новую красоту и силу приходила. От того-то бурного времени борьбы с еретичеством и мы наследовали уясненное все наше церковное богатство спасительной веры православной.
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей... с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, по совету святого апостола Павла (Евр. 12, 1). Наше время есть время, когда кроме разных толков старообрядчества особенно сильно развивается разнородное сектантство, между прочим и в нашем западносибирском крае. Здесь есть и особенные на то причины, как-то: недостаток церквей, монастырей, прославленных святынь, священства, а следовательно, и всего богатства духовного утешения, к которому тянется наскорбевшая в мире душа.
За короткое время пребывания здесь в Омске и во время путешествия по епархии мне приходилось уже неоднократно слышать трогательные просьбы новоселов края о том, чтобы дать им священника к устроенному ими прежде всего на новом месте храму или молитвенному дому. Сами пока еще в землянках живут, пробиваясь кое-как, а церковь уже устроили, и иногда совсем на редкость хорошую. Но что, если такие души не утешить нам, да если к ним, жаждущим такого чистого утешения, вместо нас придут сектанты с водой из своих разбитых водоемов (Иер. 2, 13)? Жаждущие и набросятся на них, – только бы хоть малость утолить свою жажду духовную. Это так естественно и так понятно. Вот и плодится сектантство и отпадают искупленные души христианские от Церкви и лишают себя надежды на вечное спасение.
Да, жалости глубокой достойно такое положение дела и всякого душевного внимания и участливости достойны увлекшиеся или еще только увлекающиеся сектантством. Все надлежит сделать, чтобы одних удержать от погибельного увлечения, других возвратить к Церкви, иных предохранить от соблазна и всех утвердить в единой вере и в едином уповании по вере, да будет Един Христос все и во всех, по Апостолу.
В настоящий раз вы все и призываетесь к тому, чтобы себя самих приготовить на борьбу с тем врагом, который смущает не наученных или не утвержденных в благочестии. Для вас теперь представляется возможность от искусившихся в борьбе за веру узнать нападающих на Церковь хулителей Ее, а вместе с тем научиться от них и тому, как подвизаться за святую нашу веру в борьбе с врагами и исказителями ее, как охранить от них паству, как утвердить в жизни православных христианское благочестие, как устроить приходскую жизнь. Как видите, предстоит дело важное, святое, серьезное. И уже только по этой причине оно требует внимания и усердия от всех участников предстоящих занятий. Тем более это требуется, что время для сего может быть уделено весьма сокращенное. Посему возможно плодотворнее следует использовать его.
Не сомневаясь ни в чьем из здесь собравшихся усердии, призываем Божие благословение на наш труд предстоящий, о чем и помолимся Раздаятелю всяких дарований Господу нашему Вседержителю, Который да возвратит к Святой Церкви и всех отпадших от нее. Предадим же и сами себя и друг друга и тех иномыслящих Единому Христу Богу, Ему же во святых слава и держава во веки веков. Аминь.