Слово при освящении храма во имя Вознесения Господня в Ливадии, на кладбище
Вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя.
Горняя мудрствуйте, а не земная.
(Кол. 3:1–2)
В душе благочестивой торжество освящения христианского храма всегда вызывает чувство благоговейной радости. Храмоздатели естественно радуются, видя, что Господь благоволительно призрел на их жертву, не только не отверг их намерения, но и благословил желаемым совершением. Трудившиеся над сооружением радуются, что не напрасно положили труд, совершив дело, к которому приглашены, не только согласно с предначертанием мысли человеческой, но и – очевидно – согласно воле Божией. Братия освящаемого храма радуются, что близ себя имеют место, которое Господь избрал в жилище Себе, что в этом святом месте они найдут все, что необходимо для удовлетворения их духовных нужд: в вере – наставление, в недоумениях – разрешение, в падениях – врачевство, в счастии – предостережение, в несчастии – подкрепление, в радости – меру, в горе – утешение, во всех положениях жизни – руководство и освящение, наконец, в смерти – напутствие и молитву. Даже посторонние, но с благочестивым настроением духа люди при виде христианского храма не могут не радоваться, потому что в этом имеют осязательное доказательство того, что есть Господь на месте сем, что есть здесь люди, старающиеся жить по заповедям Божиим, привлекая тем благословение Господне и на себя, и на свое общество.
К этим общим побуждениям мы имеем особое, в самом посвящении храма заключающееся могущественное побуждение к радости о совершившемся освящении храма. Высочайшею волею Августейшей храмоздательницы храм сей воздвигнут на месте смертного покоя братий наших и освящен в память славного Вознесения Господня. Можно ли допустить, чтоб такое посвящение была простая случайность? Нет! Благочестивое чувство охотнее приметит здесь глубоко христианскую мысль, не затруднится узнать здесь безмолвную, но и без слов понятную проповедь Апостола: вышних ищите, идеже вознесшийся на небо Христос, одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная! Сближение это будет понятнее, если слова Апостола мы припомним в связи с их предыдущим.
Выясняя догматический смысл обряда, с каким совершалось (а в православной церкви и доселе совершается) христианское крещение, Апостол Павел пишет Колоссянам, – что погружение крещаемого в освященную воду знаменует его погружение в смерть Христову – погребение со Христом, т. е. знаменует веру крещаемого в искупительную смерть Господню, в усвоение им плодов этой смерти, а выведение крещаемого из воды знаменует веру его в воскресение Христа, а вследствие того, и веру в свое собственное воскресение – по душе и по телу – ради воскресшего Христа, несомненную надежду на усвоение тех Божественных сил, которые ради воскресшего Господа даются нам для развития и укрепления в нас жизни духовной и благочестия. Из этих основных положений Апостол выводит правило христианской жизни, которое выражено в вышепомянутых его словах. Он как бы так говорит: если вы уверовали в искупительную смерть Господню и Его воскресение, если по этой вере приняли святое крещение и получили дар Святого Духа как залог – как удостоверение в милости Божией оправдывающей, освящающей и спасающей, то живите сообразно с этою верою, воскресши со Христом, мысленно возноситесь с Ним, станьте выше всего земного, свои мысли и желания направляйте туда, где Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная!
Не то ли же и здесь? Августейшая храмоздательница не то ли же говорит каждому из нас? В посвящении храма кто не слышит мысли ее приблизительно в таких словах: «вы христиане, чувствуете нужду в освященном месте молитвы и совершения таинств. Вот вам храм; пользуйтесь благодатию его, но не забывайте о Вознесшемся Господе храма»! – можно ли, братия, не радоваться, всмотревшись в эту существенную сторону нашего торжества? Великое благо получили мы в освященном храме! Здесь мы и молимся с надеждою быть услышанными, и принимаем таинства во исцеление немощей наших, во освящение души и тела; из читаемого слова Божия научаемся, во что и как надо веровать, из гимнов же, воспеваемых в честь подвижников благочестия и угодников Божиих, видим пример, получаем руководство – как надо исполнять волю Божию, с каким постоянством, твердостию и терпением надо переносить попускаемые на нас искушения. Ценность дара очевидна. Но дар этот останется бесполезным для того, кто к желанию воспользоваться благодатию храма не присоединит, не призовет на помощь всесильное и достопоклоняемое Имя Господа Иисуса. Он Сам сказал: без Мене не можете творити ничесоже! Значит – и молитва бессильна, и таинства недейственны, и все бесполезно, что делается без Господа Иисуса. Наше духовное бессилие так велико, что напоминание об этом никогда и ни для кого не излишне. На помощь этой-то нашей немощи и приходит новоосвященный и посвященный имени Господа Иисуса храм сей. Вошел ли кто сюда, чтоб помолиться, – храм и напоминает ему о Вознесшемся. Великое и всесвятое Имя Господне, призванное на помощь, сильно собрать рассеяние мыслей богомольца, уцеломудрить его чувство, и он помолится молитвою чистою, приятною Богу! Ищет ли кто освящения от совершаемых здесь таинств, и ему напоминается о Вознесшемся. Слава достопоклоняемого Имени Господа и бесконечная любовь Его к нам наполнит сердце благоговейным страхом и сыновнею любовию и таким образом подготовит его к достойному принятию освящающей благодати таинства. А что сказать об отходящих из сей жизни? Какое сладостное утешение доставляет им напоминание о Вознесшемся! В предсмертные минуты, при крайнем расстройстве и ослаблении сил телесных как тяжело бывает человеку вспомнить о своих прегрешениях. В это критическое время борьба помыслов нередко доходит до отчаяния. Мысль, обращенная к Вознесшемуся Господу, доставит страдальцу великую, ничем не заменимую помощь. «Ты согрешил, – скажет она ему, – это большое несчастие. Но не теряй надежды. Вознесшийся на небо Господь для того и сходил на землю, чтоб грешников спасти. Он и теперь одесную Бога, чтоб ходатайствовать за нас; Кровь Его, за нас пролитая, сильна очистить нас от всякого греха, – если только мы раскаиваемся, просим милости у Господа с твердым намерением исправиться». И те, кто лишились и провожают на вечный покой любимого и дорогого им человека, немалое получают утешение в напоминании о Вознесшемся. Мысль о Господе, проникая в удрученное скорбию сердце, разгонит мрак печали, озарив светом веры будущее почившего. «Не скорбите, яко не имущии упования, – скажет она. – Ваш мертвец не погиб, не уничтожился. Удостоившись христианского напутствия, он отошел ко Господу и Спасителю нашему, Который Своим воскресением доказал, что смерть Им побеждена, что верующий в Господа и по смерти будет жить Его ради. Вместо бесполезной скорби об утрате лучше помолитесь об усопшем, чтоб Господь помиловал его, простил ему грехи его и упокоил со святыми. Молитва эта не останется без пользы, если будет приноситься Богу именем Господа Иисуса. Он Сам сказал: если двое или трое согласятся помолиться Отцу именем Моим, о чем бы они ни помолились, Я то исполню! Слава и благодарение Милосердому Промыслу Божию, все устрояющему к нашему благу! Слава и благодарение Ему особенно за то, что в благочестивое сердце Августейшей храмоздательницы, великой Государыни нашей Императрицы вдохнул желание устроить этот храм и тем облегчить нам удовлетворение наших духовных нужд. Радуясь об этом великом даре, будем благодарны и благочестивейшей Государыне нашей, с любовью заботливой матери внявшей нашим потребностям и с такою христианскою мудростию удовлетворившей им. Усердно помолимся о ее здравии и долгоденствии, и за то добро, какое она оказала нам, да воздаст ей Господь и временными и вечными благами. Будем благодарить и Бога, и Августейшую храмоздательницу не словом только исчезающим или чувством скоропреходящим, но делом и истиною. Постараемся воспользоваться благодатию храма согласно воле Божией и намерению Государыни. Будем чаще горняя мудрствовать, а не земная; во всех обстоятельствах нашей жизни направлять наши мысли и желания туда, где Господь одесную Бога седя. По слову Его, где сокровище наше, там должно быть и сердце наше. Аминь.