Проповеди на праздники:


Слово Преосвященного Мефодия, епископа Петропавловского, при вступлении на кафедру викарного епископа Омской епархии

С сего священного места, откуда вы привыкли слышать благовествуемое вам слово Божие, слово жизни, слово нашего Спасителя Христа, я, как принявший от Самого Христа другдругоприимательно  через апостолов перешедшую на меня благодать архиерейства, полномочие и власть апостолов, возглашаю богоспасаемому граду сему апостольское и Христово приветствие: мир граду сему! мир живущим в нем! Мир и тем городам и весям, которые вручены высшею властью управлению и духовному окормлению епископа Петропавловского.

Это приветствие мое будет первым, истинно христианским приветом по заповеди Пастыре начальника Христа. Когда Христос Спаситель посылал  Своих  учеников-апостолов  на  проповедь,  а  в  лице  их и будущих их преемников - епископов и пресвитеров, то давал такие наставления им: жатвы много, а делателей мало... Идите! Идите наипаче к погибшим овцам... проповедуйте, что приблизилось Царствие Божие, Царство Небесное. В какой бы город или селение ни воли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин... входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему... Если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится... Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем... Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому (Мф. 9, 37; 10, 6, 7, 11, 12; Лк. 10, 3, 5-6, 10-12).

Почему же Спаситель заповедал ученикам Своим именно такое приветствие: «мир вам», а вслед за ним возвещать: «Царствие Божие приблизилось к вам»? Несомненно, что одно с другим Господь поставил в тесную связь - мир и Царствие Божие.

Что такое мир? Откуда он? Прощаясь со Своими учениками перед страданиями  и  смертью,  Христос  Спаситель  говорил   им,   утешая: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Этот мир, по словам апостола Павла, есть прежде всего Сам Христос как  Богочеловек:  Он есть мир наш, создавший в Себе Самом одного нового человека... в одном теле примирившего всех нас с Богом посредством креста (Еф. 2, 14-16).

Мы знаем, что грех, как нарушение нравственного закона Божия, воли Божией, разделил  прежде всего весь  мир Ангелов  на  два: добрых и злых. То же разделение он  произвел  в  человеческой  совести  и  во всем человечестве. Добрые Ангелы составили с Богом мир небесный. А злые духи с впавшим в грех человечеством - мир земной. Между небом и землей утвердилась пропасть. Царствие Божие, которое, по слову Христа, внутрь вас есть (Лк. 17, 21), ушло из сердца человека, ушло с земли. Что представлял собой человек сам по себе, удалив себя от Бога, о том прекрасно говорит святой апостол Павел в Послании к Римлянам. Послушаем его. Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного... Бедный я человек! (Рим. 7, 15, 18-19, 22-24). Такое ужасное внутреннее состояние переживал ветхозаветный человек! Человек мучился, страдал,  ища  покоя  и  мира  совести,  но не находил. С тех пор как Херувим с пламенным оружием стал у дверей рая и закрыл доступ туда человеку, последний страшился близости Бога, трепетал Его присутствия. Израильский  народ  у  горы Синай,  услышав голос Бога, в испуге и трепете пал на лице свое и умолял Моисея, чтобы Бог не говорил непосредственно с ним, а чрез Моисея. Ветхозаветный человек, видевший Образ Божий или Ангела, уже трепетал за свою жизнь и считал себя обреченным на смерть.

Вражда между диаволом и потомством Евы-праматери все более увеличивалась на земле. Перед пришествием Христа на землю человечество распалось на иудеев и язычников. Те и другие враждовали, ненавидели друг друга. Люди задыхались в ненависти и вражде друг к другу. Раздавались голоса: «Где же мир? Скоро ли придет Примиритель с неба?»

И вот, когда воплотился  Сын Божий на земле от Девы Марии, когда явился давно желанный человечеством Примиритель, то первое приветствие, принесенное с неба на землю и было: слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2, 14). С рождением Богомладенца в пещере Вифлеемской сошел на землю мир. Христос - мир наш (Еф. 2, 14). Он,  придя, благовествовал мир... дальним и близким (Еф. 2, 17). Явившись по воскресении Своим ученикам, Христос радостно приветствовал их:  мир вам! (Ин. 20, 19). Этот мир Христос заповедовал и апостолам нести в города и веси и домы. Этим миром и  я,  архипастырь  ваш,  приветствую пастырей и паству свою, порученную мне от Пастыреначальника Христа велением Государя нашего, по избранию и благословению Святейшего Синода. Мир граду сему! Мир вам, пастыри со диаконы и клирики. Мир вам, представители власти государевой. Мир вам, представители управления града сего. Мир вам, воспитатели, педагоги и наставники юношества. Мир вам, воины христолюбивые, мир вам, деющие куплю, мир вам, земледельцы, ремесленники и все трудящиеся честно по заповеди Божией. Мир вам, отцы и матери, мир вам, супруги, юноши и девы, благословение Христово и мир вам, дети малые и младенцы. Мир всему живущему и растущему!

Но вот слышу голос Христа, пославшего меня: если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если... нe примут вас, то отрясите прах от ног ваших во свидетельство  им  в  день  Страшного Суда  Божия (Лк. 10, 6, 10; Мф. 10, 14).

Верю, глубоко верю, что мир почиет на граде сем, на всей общественной, семейной и частной жизни его общества. Верю потому, что град сей, в лице его представителей, сам пожелал иметь кафедру епископа, сам восхотел украсить себя преемником апостолов, святителем, дабы полнота церковная завершилась. Наш град теперь имеет всю полноту иерархии и представляет с прилежащими градами и весями, подчиненными управлению епископа Петропавловского, особую малую Церковь Петропавловскую. У этой Церкви есть, скажем словами Откровения, свой Ангел, свой Светильник, в лице епископа (Откр. 1, 20).

Слышу и еще голос Христа и прошу вас внимать ему: когда  придете во град, то наведывайтесь, кто в нем достоин … Отраднее будет земле Содомкой и Гоморрской в день суда, нежели городу тому, который вас не примет (Мф. 10, 11, 15).

Умоляю вас,  братие  возлюбленные,  богоданная  моя  паства,  будьте достойны все  и  вместе  с  богоданным  вам  архипастырем  старайтесь сохранить единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3), составьте одно тело  церковное,  одно  стадо  Христово.  Мы,  архипастыри   и   пастыри, как соработники Христу, домостроители таин Божиих (1 Кор. 3, 9; 4, 1), как призванные к служению примирения (2 Кор. 5, 18), будем  пребывать в молитвах, в служении слову (Деян.  6, 4)  и раздаянии  благодати Святого Духа, управлении кораблем Церкви (Деян. 20, 28); а  вы, Божия нива, Божие строение, овцы стада  Христова,  пребывайте  в любви, послушании, повиновении, терпении... Никто да не обольщает вас пустыми словами (Еф. 5, 6). Бегайте ересей и расколов. Поступайте, как чада света (Еф. 5, 8), и не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5, 11), познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 17), подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5, 1). Мир, который превышает всякий ум, пусть соблюдет сердца ваши во Христе Иисусе (Флп. 4, 7).

Мир вам, братия и сестры, и всем моим чадам, возлюбленным о Господе, и любовь с верою от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 6, 23)! Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх