Слово пред причащением Святых Таин
«Трепещу, приемля огнь, да не опалюся, яко воск и яко трава.
Оле страшнаго таинства! Оле благоутробия Божия!
Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся?»
(Канон ко Святому Причащению, песнь 8).
Поистине со страхом и трепетом должны мы ныне, братие, приступить к великому таинству Тела и Крови Христовых, Которые суть «огнь, недостойныя попаляяй». Ибо если во дни первого Его пришествия на землю, когда Он явился в уничижении, не могли стерпеть лица Его даже гордые своею праведностью учители народа иудейского, фарисеи, и, будучи совестию обличаемы, удалялись (Ин. 8, 9), то не подлинно ли убоятся и «восплачут все племена земные» во дни второго славного Его пришествия (Мф. 24, 30; Лк. 21, 26), ища «скрыться в пещерах и ущельях гор» и говоря горам: «Падите на нас» и холмам: «Покройте нас» (Откр. 6, 15–16; Лк. 23, 30).
Какой воистину достойный сокрушения сосуд представляем мы из себя, братие!
Ныне хотим мы восприять Христа, Царя Славы, в храмины душ наших. Но какой малый угол в своем сердце оставляли мы и в сии дни для ожидаемого пришествия Спасителя нашего Бога! Ибо проявили ли мы ревность к очищению душ наших, чтобы уготовать себя к достойному сретению Его? Даже не такую ревность, а просто приобрели ли пламенное желание войти в общение с Ним; у всех ли были хотя бы искренние воздыхания о недостойном приятии Его? Увы!.. Кроме подобной немощности, заслонены еще двери сердца у многих из нас неверием, неверием в то, что может быть изменен тот греховный и суетный порядок жизни, которую вели мы, что не мечтательны обетования о благодати, которая может изменить души наши и возвести нас до той степени совершенства, на которую взошли святые, уверовавшие в Христа. Были еще и в дни апостолов подобные люди, говорившие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». И им отвечал святой апостол Петр: «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою» (2Пет. 3, 4–6). Мы же не изменение только этого видимого неба наблюдали, но и явление нового духовноблагодатного неба, на котором, подобно звездам, сияют святые: пророки, апостолы, преподобные, мученики Христовы. Как же можем мы сказать, что от начала творения все остается так же? Если бы оставалось все так же, то откуда в мире эта новая духовная жизнь со времени пришествия Христова, до которого мир языческий утопал в похотях, в себялюбии, роскоши и прочих страстях? Поистине исполняется и доселе слово Господа, сказанное Им чрез древнего пророка: «Еще раз поколеблю... небо и землю» (Агг. 2, 6–7; Евр. 12, 26). Ибо разве и доселе не потрясаются иногда души тяжких грешников в самых основаниях, чтобы обратиться к Богу?
Да потрясется же ныне и небо нашей души, чтобы произошли в ней благие изменения теперь, пока стоит нынешний век, пока не «сокрылось небо, свившись, как свиток, и всякая гора и остров не двинулись с мест своих», чтобы сокрыться от гнева Агнца, когда приидет «великий день гнева Его» (Откр. 6, 14–17)! Однако, зная многовековой опыт жизни Церкви Христовой, в которой благодать Божия явила столько святых, приступим ныне к Господу, испытывая не страх «огня палящего», а надеясь на Его милосердие и веруя в то, что Он, помиловавший столь многих грешников, не сокрушит и бренного сосуда нашей души, как бы ни был он уничиженным. Да будет нынешнее общение с Ним для нас торжеством веры и нынешнее восприятие Тела и Крови Его восприятием не огня попаляющего самый состав наш, а огня, очищающего лишь скверны души нашей, началом и семенем новой, нетленной духовной жизни, чуждой нечистоты и прежних страстей!
Аминь.