Слово пред освящением старинной хоругви-стяга в благословение от населения Пермского края

Слово пред освящением старинной хоругви-стяга в благословение от населения Пермского края

101-му Пермскому пехотному полку в великую священную отечественную войну с турко-тевтонами

В день великого стоятеля за Русскую землю, неотступного и теплого печальника, а ныне и усердного молитвенника за русский народ, – в день святителя Филиппа, митрополита Московского, собрались мы, чтобы молитвенно напутствовать сию старинную хоругвь-стяг на поле брани Царственному Вождю нашего христолюбивого воинства – нашему возлюбленному кротчайшему Царю, дабы он вместо нас от имени своих благочестивых предков Романовых, соорудивших этот образ Спаса и Пречистой, благословил 101-й Пермский полк на ратный подвиг против свирепых и диких супостатов. Первее всего наши воины усердных горячих молитв и ждут и просят теперь от нас. Трогательно читать их откровенные письма с позиций, в которых они рассказывают о постоянной силе Божией, им помогающей среди всяких трудных обстоятельств. Исповедуя это, об одном и просят всех – молиться об этой им небесной помощи против супостатов.

И сам Верховный Воевода наш Благочестивейший Царь тоже самое исповедует и к тому же призывает всех верных своих подданных. Не далее как в половине минувшего июня многие тысячи православных крестоходов за десятки верст собрались на Спасскую гору около г. Кунгура, чтобы поблагодарить Бога за чудесное Его помощью спасение Кунгура и его окрестностей от пугачевских разбойнических шаек; благодаря за сие, усердно молились ко Господу о всесильной Его помощи нашему христолюбивому воинству на избавление Отечества от современных разбойников турко-тевтонов. От лица всей этой громады богомольцев была послана Государю Императору приветственная телеграмма с молитвенным пожеланием силы Божией на супостаты. Государь, благодарственно ответствуя на эту телеграмму, заключает дерзновенно: «Доблестные войска наши сильны молитвами святой земли Русской!» Это есть Царская исповедь, это вместе и Царская проповедь великодержавная перед Лицом Всевидящего Бога. Собрал Государь громаду своего верного воинства, снарядил его всеми воинскими доспехами, видит беззаветную его верность себе, видел и особенно теперь видит самоотверженное геройство и победоносное стояние нашего воинства против супостатов. Но не это он исповедует. Царь-Воевода исповедует и проповедует только силу молитв народных перед Вседержителем, исповедует сильную помощь этих молитв нашему доблестному воинству.

О, если бы все сыны России услышали и приняли это Царское исповедание и эту Царскую проповедь. О, если бы по Царскому такому призыву все усердно и душевно устремились на горячую молитву ко Господу, в руце Которого судьбы Царей, царств и народов. Там на поле брани наши братья-воины бессменно уже целых два года бодро стоят на страже за нас против нашедших озверелых супостатов. А здесь за их могучими спинами мы бодро стояли бы на духовной страже воинского подвига перед Господом Богом. О, какая это была бы крепость и твердыня несокрушимая. Великие чудеса совершил бы тогда Всемогущий Бог для всего мира через наше воинство христолюбивое. Он Сам явился бы тогда Водителем нашего воинства, как водительствовал малым израильским народом, верным Ему, против страшных полчищ иноплеменников ханаанских. Весь мир узрел бы дивные дела Божии через наше доблестное воинство, как во времена древние. Ибо на дело всего мира и извел Господь ныне наше Всероссийское воинство.

Передовыми с полным правом считались доселе немцы среди всех народов мира. Их культуру все превозносили, ее старались перенимать, им считали нужным подражать. Влияние культурных немцев на весь мир было несомненно и велико. Но не культуру бессмертного в человеке духа, не душевное для вечности спасение в прекрасной святости непорочной пред Богом совести они проповедовали. Нет, провозглашали они культуру или развитие грубой вещественной силы, культ или преклонение материи и всякой скоропреходящей чувственности как самоценной. Гордый ум человеческий объявили они единственной силой мира, подвластной только этому уму. А гордый ум человеческий, завоевавший себе не только земное, но и подземное, и надземное, и воздух, и воду, решил, что он сам и есть единственный всемогущий бог всего мира, дающий истинное счастье людям. По гордому сознанию немецкому, кто сознал свое сверхчеловечество, тот и близок к высокому человекобожеству, тот и есть бог в этом мире.

Всеблагой Промыслитель для того и попустил эту небывалую страшную войну, чтобы все ясно увидели ужасную погибель такого безбожного и противобожного пути человеческой гордыни. Опытный врач не залечивает болезни, загоняя ее внутрь, а, напротив, старается вызвать ее наружу, чтобы, проявленную и очевидную, вырвать с корнем из тела человеческого и навсегда сделать его здоровым и свободным от болезни, в нем гнездившейся. Так и в судьбах мира от Бога Промыслителя. Немцы теперь с откровенностью до бесстыдной наглости и открывают тот апокалипсический образ звериный, который есть сатанинская вражда на Бога и все Божественное и святое. Доселе этот страшный образ укрывался под личиной культурности. А теперь немцы почувствовали простор для своей силы, сочли уже излишним притворяться перед презираемыми ими народами. За два года кровавой войны они беззастенчиво являют свой звериный нрав и силу, попирая все божеские и человеческие законы, под которыми сами прежде подписывались. Теперь все народы мира должны воочию с непререкаемою убедительностью видеть: вот естественный и непременный конец хваленой современной безбожной культуры, восстающей на святые алтари Господни. Все должны теперь знать, что кланялись вот этому самому апокалипсическому образу звериному, укрывшемуся под личиной хваленой гордой культуры.

Наши же христолюбивые воины самоотверженно отстаивают меньших братьев и свободу всех народов мира от тевтонской грубой силы, презиравшей всех и считавшей все народы только удобрением для процветания пышной гордой немецкой культуры. Такой подвиг нашего христолюбивого воинства есть воистину путь Креста Христова, сказавшего в Своем Святом Евангелии: «Нет любви большей, чем та, чтобы положить жизнь свою за ближних своих». Самоотверженно и бесстрашно наши христолюбцы и полагают живот свой за ближних своих, неся на себе Крест Христов. Но и нас всех тем призывают они стоять здесь в мирных условиях жизни под тем же знаменем Креста, с усердным призыванием Божией помощи на их воинский подвиг. Только таким совокупным нашим общенародным подвигом вместо апокалипсического образа звериного и воссияет всему миру, как драгоценный блестящий алмаз, светлый евангельский образ Христов с Его высочайшей Божественной любовью к человеку и беспредельным смирением для спасения человека. Этот светлый образ Христов возлюбила и носит благоговейная русская душа. Господь же Промыслитель, кровавой войной обличающий подлинный образ звериный в гордой культуре, извел наше воинство, а с ним и весь Русский народ, на великое дело – явить всему миру светлый образ Христа, кроткого, милостивого и долготерпеливого, желающего человеку только его душевной чистоты и святости для вечной жизни, для того всецело смирившегося до рабьего образа. Да узрят через нас все народы мира сей образ Христов, да отвратятся от образа звериного, да поклонятся сему образу Христову и да послужат Ему Единому Всемогущему Богу, весь мир в Своей деснице держащему. О, какое это воистину высокое и спасительное дело. Да совершаем его в благоговении.

В благоговении предстоя ныне Всевидящему Богу неба и земли, со усердием об этом и помолимся Ему, напутствуя на поле брани нашему христолюбивому воинству сие знамя-образ Спаса и Пречистой. Ратным подвигом нашего доблестного воинства да воссияет всему миру свет Божий присносущный. На память же всем дальнейшим поколениям здесь оставляем точный отобраз этой старинной хоругви. Пусть все наши потомки, взирая на сию священную хоругвь, вспоминают о нашем общем всенародном стоянии за Святую Русь в настоящую великую священную отечественную войну с турко-тевтонами. Пусть и они так же твердо и бодро стоят за родное дело, за процветание дорогого Отечества, за угнетаемых и притесняемых меньших братьев. Доколе Русь хранит святую веру православную и доколе она не поклонится измышленным гордым умом человеческим идолам мира сего, до тех пор она будет сильна и благополучна, ибо до тех пор воистину будет всегда с нами Бог. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх