Слово пред молебном в День Ангела отца Иоанна Кронштадтского, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
«Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие» (Евр. 13, 7).
Призываю ныне всех присутствующих в нашем храме к молитве за чтимого всею Россиею пастыря отца Иоанна Кронштадтского, День Ангела которого ныне празднуется.
Конечно, не мне, при бедности языка, изобразить все богатство духовной жизни, какое заключается в его писаниях, не мне, при бедности духа, начертать прекрасный и величественный образ его духа, нося который он вполне мог бы сказать, если бы не препятствовало смирение, слышанные нами ныне слова апостола Павла: «Христови сраспяхся; живу же не ктому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне» (Гал. 2, 19–20). Поистине он не имеет собственной жизни, живет лишь для Христа, молитвенная беседа с Которым и причащение Тела Которого составляют «хлеб насущный» для него и для ближних, «теснящих» (Мк. 3, 9) его отовсюду и в церкви, и по выходе из нее и не дающих ему времени для отдыха и принятия пищи телесной. Поистине живет он верою в непрестанно подаваемую ему и чрез него многим другим благодать, во всей жизни будучи тезоименит ей по ангельски чистой, постнической жизни тезоименитого ему преподобного Иоанна Рыльского и воспринимая непрестанно «излияние Духа» в свое сердце, по слову ныне же воспоминаемого Церковью пророка Иоиля (Иоил. 2, 28). Он в наши дни маловерия и рассудочных сомнений, терзающих душу современных, особенно же образованных людей, есть учитель веры живой и действенной, утешительной.
К вам, братие, здесь учащимся, по преимуществу приложимы слова нынешнего Евангелия: «Вам есть дано ведати тайны Царствия Божия, прочим же в притчах» (Лк. 8, 10). Итак, мы должны чувствовать ныне сердечное побуждение вознести молитву за одного из великих «наставников, иже глаголаша нам слово Божие» (Евр. 13, 7), за одного из «освященных Богом» для строения «таин Божиих». Ибо если мы не исполним заповеди апостола о молитве за одного из великих наших наставников, то должны мы опасаться, как бы не оправдались на нас слова Господа, сказанные жителям Его отечественного города Назарета: «Несть пророк без чести, токмо во отечествии своем» (Мф. 13, 57). Ибо ведь мы знаем, что творения и жизнь отца Иоанна столь широко известны на инославном Западе: в Англии и Америке переводятся и распространяются его дивные и чудные «слова благия, отрыгнутыя сердцем» его (Пс. 44, 2), после того как оно само было всецело очищено любовью ко Христу и ближним. Мы же, которым вверяется «знание таин Божиих», все ли хотя бы читали его писания? Или почва сердец наших еще камениста и груба, так что можем лишь под покровами притчи (Лк. 8, 10) и красноречия человеческого воспринимать слово, которое «исполнено благодати и истины» (Ин.1:14)?
Вознесем же молитвы наши если не потому, что нуждается в них поставленный быть светильником Церкви Русской, то по крайней мере для того, чтобы причаститься его благодати, если Богу благоугодно будет сделать его одной из «звезд пресветлых Церкви, чудесами Его просвещаемой»!Аминь.