Слово пред избранием судей
Если, когда, то особенно ныне приятно видеть вас в храме Божием, мужи сословия благородного? Вы желаете избрать из среды вашей достойных представителей прав ваших пред престолом царским, достойных защитников вашего покоя. И прежде, чем совершаете сие дело, являетесь в храм Божий. Это ясно говорит о благоговении вашем к небу; это ясно показывает, что, по вашему убеждению, прочность учреждений и дел земных, не исключая и благородных, зависит от неба и ничего не может быть великого на земле без высоких мыслей веры. Согласно с волею монарха приступая к избранию людей по сердцу вашему, вы считаете должным пред алтарем Господа господствующих торжественно обязаться клятвою постучать в деле избрания по совести чистой, не по увлечению страстей. Как не радоваться такому союзу благородных сердец с верою!
Благородное сословие! радуясь благоговейной любви вашей к вере, по долгу звания моего должен напомянуть, что прекрасного союза не следует разрывать, святую клятву надобно исполнять свято.
Что есть клятва? Клятва уверяет Богом всеведущим и грозным в правде, что в том или другом деле поступать будут по строгой правде. Итак, что ж делают, когда не поступают по клятве? Или не верят, хотя и говорят, что Бог всеведущ и страшен в правде, или верят, но не смотря на то лгут пред Ним. Не верят в Бога правды и могущества? Как это возможно? Рече безумен в сердце своем, несть Бог. Если же верят, но не поступают, как требует вера, много ли это легче дела безумия? Пусть осмотрятся. Если и во всяком случае делать неправду означает творить неугодное Богу правды, то делать неправду с призыванием Бога правды не значит ли оскорблять Бога в лице? Не значит ли это нагло не уважать ни Его величия, ни Его грозного суда? Призывают в свидетеля и помощника Бога святости, а творят беззаконие, как будто Он может благоволить и помогать беззаконию или лицемерию. Для чего призывают великое имя Божие, когда не хотят творить приятное Богу? Для того, чтобы великим именем закрыть от взора людей нечистую душу свою, для того чтобы обмануть людей; не так ли? О! сколько в таком поступке нечестия против Бога! как назвать это иначе, если не осквернением имени Божия? Так и называет преступление клятвы сам Бог. Не клянитеся, говорит Он, именем Моим в неправде, да не оскверните имени святого Бога вашего (Лев.19:12). До чего могут забываться люди? Рабы боятся господина, подданные благоговеют пред особою государя своего. Того ли, кто в мгновение может возвратить в ничтожество миры, без опасения оскорбляют в лице? Серафимы не смеют взирать на Вседержителя, стоят с покрытыми лицами пред Его престолом и благоговейно возносят хвалу: свят, свят, свят, Господь Саваоф. Чем же, великий Боже! должны быть пред Тобою люди, люди столько слабые и нечистые?
Пророк Божий видел свиток летящ, в долготу локтей двадесять и в широту десяти локтей. В объяснение видения ему сказано, что это клятва, находящая на лице всея земли, зане всяк клянущийся во лжу от сего до смерти отмстится. И внидет (клятва) в дом клянущегося именем Моим во лжу и вселится посреде дому его и скончает его и древа его и камение его (Зах.5:1–4). Какое страшное определение! Не скажут ли, что это только угроза, или и казнь, но для одного преступного Израиля? Други мои! возблагодарим Бога, что Он сам сказывает нам, до какой степени не терпит Он преступления клятвы. Но надобно иметь слишком мало ума, чтобы и собственным смыслом не оправдывать невозможности того, чтобы Бог благоволил к преступнику клятвы. Если же с преступным Израилем так грозно поступлено за преступление клятв, христианин-преступник клятвы пусть ждет себе более грозного мщения. Не очистит бо Господь Бог твой приемлющего имя Его всуе. Это сказано иудею. Но как должен жить христианин? По закону евангельскому жизнь его должна быть так верна правде, так чиста и свята, что одно слово его, «да» и «нет» должно бы быть порукою в его неизменной верности. Если же между христианами оказываются такие христиане, которых самая клятва не удерживает от измены правде, какой гнев призывают они с неба на свои измены правде! О! христиане! как вы отвечать будете за себя, когда, получив столько благодатного света, столько благодатных сил, явитесь на суде всемирном не лучше иных иудеев, или даже не лучше иных язычников?
Что означает клятва по отношению к обществу людей? Это есть защита общему покою людей. Что значит нарушение клятвы по отношению к тому же покою людей? Это есть язва, это есть бедствие обществ. Когда по несчастью эта язва распространяется между многими, становится правилом жизни многих, чего ожидает себе может целое общество? Того самого, что возвещено чрез пророка, и вселится клятва и скончает его и древа его и камение ею. Тот, кто играет клятвою, не только нарушает покой других, но потрясает основание общественного покоя – доверенность к совести человеческой, веру в возможность честности между людьми. Ибо если лгут пред Богом, как верить, что верны будут пред людьми? Если не боятся обманывать Бога, не принято ли за правило обманывать людей? А это не значит ли, что союз между людьми расторгнут и общество распалось на личных врагов счастья общего?
Впрочем, еще одно слово. Поступать в исполнении клятвы по убеждению своему не всегда значит поступать верно правде. Случается, что действуют отнюдь не против убеждения и, однако, поступают с оскорблением правде и порядку; поступают по убеждению, и после видят сами в поступке печальные ошибки. Как это бывает? Очень просто, за голос совести чистой принимают внушения страстей недознанных, самолюбия неусмотренного, своекорыстия необнаруженного и доверчивые к себе обманывают самих себя. Яко чадо света ходите. Чтобы не ходить во мраке затемненных страстями мыслей своих, надобно освещать свои мысли, свои убеждения, размышлением евангельским, надобно поверять расположения и чувства свои заповедями Господа; особенно же надобно испрашивать просвещение у Господа, который один есть свет чистейший и источник света чистого.
Свет небесный, просвещающий всякого человека! церковь молит Тебя за всех и всегда; ныне же особенно молит за готовых святить имя Твое клятвою. Утверди сердце их в любви к правде и истине, да и мыслями и делами освящаем святое имя Твое. – Аминь.