Слово пред благодарственным молебным пением, по прекращении губительной болезни, 1848 г.
За несколько месяцев пред сим, совершали мы здесь, подобное нынешнему, соборное моление, с радостию, и не без опасения: – с радостию о том, что болезнь, внезапно поражавшая некоторых, и всем угрожавшая, по видимому, прекратилась; но и не без опасения, потому что мы не смели разрешить в свою пользу недоумения, достойны ли мы совершеннаго избавления от бедствия. Посему и воззвали мы тогда к возлюбленному богоспасаемому граду словом Господним: «се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин. V. 14).
К прискорбию, опасение оказалось ненапрасным. Бедствие возвратилось, и явилось «горшим» прежняго. Меч ангела истребителя, хотя не слишком умножил свои поражения, но шире прежняго блистал, и долее нам не позволял насладиться чувством безопасности.
Наконец вновь нам думается, что Ангелу, «погубляющему люди», уже сказано, как некогда в Иерусалиме: «довольно ныне, отъыми руку твою» (2Цар. XXIV. 16). Но точно ли сказано? Решительное ли это повеление? Кто нас в сем уверит тверже прежняго?
И что же мы будем делать? Неужели и ныне примешивать к радости страх? Думаю, что так и должно. Потому что духовная мудрость предписывает сие не только для какой нибудь сомнительной радости, но и для самой основательной, и потому можно сказать, для всякой радости. «Работайте, – говорит, – Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. II. 11). Радуйтеся пред Богом, Который хранит, щедрит, милует: но радуйтеся с трепетом, потому что и в день милости Он не престает быть неумытно праведным Судиею; и – «аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс.129:3)
Но чтобы нам иметь более близкое указание свыше, что должны мы делать в настоящем положении нашем, слышите, что «Бог богов Господь глагола: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и пpocлавиши Мя» (Пс. XLIX. 1, 15).
Первой части сего повеления надлежало уже быть исполненной доныне: и мы можем, как и прежде, с утешением свидетельствовать, что она не осталась неисполненною, как во граде сем, так и в области его. Церковь во дни скорби призывала Бога умоляющим гласом: и послушныя ей чада последовали ей благоговейным вниманием, воздыханиями, слезами, коленопреклонениями, крестными хождениями. Одни благоговейно притекали в места, прославленныя святынею: другие ознаменовавшую себя спасительными действиями святыню привлекали в места своего жительства, к подкреплению своей веры, к ограждению себя благодатию. B разных местах, некоторыя святыя иконы, в продолжение многих дней, многопоприщными путями, странствовали по селениям на руках молитвенников, среди неоскудевающаго сонма других молитвенников. Олтарь радовался о множестве приходящих с покаянием и взыскующих Божественнаго брашна, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Что сказать о второй части приведеннаго нами Господня изречения, содержащей в себе обетование: «изму тя»? – Сожаления были бы достойны те из нac, которые подумали бы, что глагол, изшедший из уст Господних, который, по удостоверению пророческому, «не возвратится тощ» (Иса. LV. 11), остается для нас уже праздным и бездейственным. Таковых ненарушенную безопасность и мы можем изъяснить не столько словом Избавителя, сколько молчанием Судии, Который не спешит пресечь время долготерпения, потому что имеет впереди вечность правосудия. А о тех, которые по вере призывали Бога Избавителя, и невредимо прошли сквозь годину опасности, что иное можем мы думать, как не то, что на них исполнилось Божие обетование избавления, хотя бы им и не явилась небесная рука, их покрывающая, и невидимая благодать, их осеняющая и ограждающая? От многих же имели мы утешение слышать смиренное исповедание явственно на них ознаменовавшагося избавления. Инде целое селение, между другими постигнутыми губительною болезнию, являлось огражденным от нея: и нельзя было приметить никакой ограды, кроме усердной общественной молитвы. Инде, уже водворившаяся в селении болезнь и смерть отступали от онаго, как скоро посещала оное некая святыня, верою призванная. Иному в болезни, вообще столь упорной против усилий врачей, решительным врачевством был от святыни взятый елей, а иному – один от сердца произнесенный молитвенный обет.
После сего нашему благоговейному вниманию и ревностному исполнению предлежит остальная часть Божия повеления: «прославиши Мя».
Не будем невнимательны. Не будем тяжкосерды. Не будем не благодарны. Прославим Господа, «не до конца прогневавшагося, не давшаго искуситися паче, еже мощи, но сотворившаго со искушением и избытие, поразившаго и изцелившаго», наказавшаго и милующаго, простершаго над нами сень смерти, и разрешившаго ее светом жизни.
Если в день скорби, пред угрожающею ночью смерти, ты воззвал к Богу из глубины души, и мог потом приметить некое мановение невидимой руки, изымающей тебя от опасности: прославь Бога, дающаго молитву молящемуся, близкаго к призывающим Его, являющагося в милостях и щедротах.
Если ты не видал особеннаго знамения спасения, но тем не менее спасен от беды, ходившей окрест тебя: прославь Бога сокровеннаго, но тем не менее везде присутствующаго и вседействующаго, призирающаго на тебя, когда ты о том не знаешь, и спасающаго тебя, когда ты о том не думаешь.
Если ты столь тяжкосерд, и так занят суетою, что и близкое бедствие не устремило тебя к Богу: одумайся хотя теперь, прославь Бога долготерпеливаго, и перестань искушать Его долготерпение невниманием к Его судьбам, и к вечной судьбе твоей собственной души.
Не преминем прославить имеющаго в руце Своей сердце Царево Бога и за те облегчения общественнаго бедствия, которыя даровал Он нам действием человеколюбиваго сердца Благочестивейшаго Самодержца нашего, чрез верныя орудия благотворной воли Его, и чрез возбуждение частной благотворительности. Угрожаемым губительною болезнию благовременно, всенародно предложены были советы и вразумления, предохранительныя как от самой болезни, так и от сопутствующих ей ложных страхов и недоразумений, вредных не только для здоровья, но и для общественнаго спокойствия. Постигнутым болезнию приготовлены были врачебницы, врачи, врачевства. На оставшихся безпомощными после умерших простерто благотворительное призрение.
Не обинусь сказать еще: прославим Бога и за самое бедствие и за род бедствия, которым мы посещены. Признаемся, что без сего бедствия мы меньше молились бы, меньше каялись, меньше смирялись. Итак, слава Богу, хотя и неприятным средством, умножившему в нас молитву, покаяние, смирение. А если сравним бедствие устрашавшей нас болезни телесной, с бедствием умственной и нравственной болезни, какою в наше время заражены некоторые люди, и чрез них невольно поражены некоторые народы и государства до такой степени замешательства и превратности, что у них больные хотят лечить здоровых, обуявшие в своеволии составляют законы для царственной мудрости, забывшие Бога мечтают созидать новый мир, неукрощаемый дух безпокойства и тревоги одних приводит в воспламенение ярости, других в оцепенение недоумения; и стогны городов устилаются мертвыми от язвы междоусобия: – от сих тяжких зрелищ обращаясь к себе, конечно, с глубоким убеждением присоединиться можем к образу мыслей Давида, и сказать: слава Богу, что мы «впали в руце Господни, яко многи суть щедроты Его зело; в руце же человечи не впали» (2Цар. XXIV. 14).
Не словом же только прославим Бога: но наша жизнь, которую Он нам сохранил и сохраняет, да представит в нас ревностных чтителей Его славы, а в следствие сего и деятельных исполнителей Его воли. Твердость в вере, послушание Церкви, верность к Царю, усердие ко благу общему, непрельщение суетою и блистательною ложью духа времени, любовь к истине и правде, готовность к возможному благотворению, кратко сказать, наши добрыя мысли, добрыя чувствования, добрыя дела, да прославят Отца нашего, Иже есть на небесех! Аминь.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.