Проповеди на праздники:

Слово после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Богоявленском соборе г. Москвы. 2018 г.

Слово после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Богоявленском соборе г. Москвы. 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от праздности и уныния. Два порока, два греха стоят в этой молитве вместе — так же, как в жизни. Святой Исаак Сирин, живший в VIIвеке и оставивший после себя замечательные творения, говорит, что праздность рождает уныние, равно как и суетные беседы, и чрезмерное чревоугодие.

Уныние — это очень тяжелое душевное состояние. Нет, наверное, ни одного человека, который бы в какой-то момент жизни не унывал. А нередко люди теряют жизненные ориентиры, теряют надежду, становятся безразличными ко всему окружающему и дажек самим себе,причем поводом для уныния могут статьсамые обычные неблагоприятные жизненные обстоятельства. Казалось бы, следует помнить, что в жизни все проходит — и плохое, и доброе, — и не поддаваться унынию. Но чаще всего человек, встречаясь с трудностями, унывает.

Мы должны помнить, что уныние — это грех,а в основе этого греха — недостаток веры. Что происходит с унывающим человеком? Он не видит выхода из сложившейся ситуации, он теряет надежду. Легко понять, когда это происходит с людьми нерелигиозными, ведь неверующий все связывает со стечением обстоятельств, со своими личными усилиями или усилиями других людей,и нередко сознает их недостаточность для преодоленияуныния. Но верующему дано знать, что наша жизнь — в руках Божиих, и если мы не находим в себе силы выйти из состояния уныния, то это свидетельствует о слабости нашей веры.

Но ведь вера связана с надеждой. Хорошо известно, что вера порождает надежду, которая помогает людям проходить через тяжелейшие жизненные испытания. Когда унывающий человек теряет надежду, ему бывает очень тяжело каяться, исповедоваться в своих грехах. Он не столько кается, сколько жалуется — на свою жизнь, на обстоятельства, на родственников, на тех, кто его окружает, кто, по его мнению, является причиной уныния. Но верующий человексознает, что жизнь наша — в руках Божиих, что в ответ на веру и молитву Господь способен «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (см. Мф. 3:9), т.е. сделать невозможное, и эта вера не следует из неких умозаключений, но основывается на историческом опыте — на опыте Церкви, на опыте святых.

Мы слышали сегодня дивные слова канона Андрея Критского, который призывает нас к покаянию, приводя в пример ветхозаветных праведников и грешников итем самым показываянам возможность обрести спасение. Ветхий Завет, так же, как Новый Завет, — это часть нашей священной истории, исполненная множества примеров того, как надежда побеждает, как вера, становясь силой, преобразует человеческую жизнь. А грех уныния опасен еще и тем, что разрушает не только самого унывающегочеловека, но и несет в себе негативную энергию. Каждый на опыте знает, к каким печальным последствиям ведет общение с тем, кто впал в уныние, потому что его духовная отрицательная энергия поражает и окружающих.

Поскольку причиной уныния являются слабая вера и отсутствие надежды, то справиться с унынием без веры и надежды невозможно. Неслучайно святой Ефрем в молитве, которую мы так часто повторяем во время великопостных богослужений, просит Господа избавить нас от уныния. Потому что очень часто своих сил не хватает, и только сила Божия способна вызволить нас из тяжелого плена, поражающего наше сознание, сковывающего нашу волю и омрачающего наши чувства.И да поможет нам Господь осознать, что уныние во многом определяется нашим образом жизни, нашими мыслями, и, преодолев это пагубное искушение, жить с упованием на волю Божию, благую и совершенную. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх