Слово после Божественной литургии в Спасском Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода. 2009
Ваши Высокопреосвященства, досточтимые дорогие владыки, отцы, братия и сестры!
Для меня большая радость совершить Божественную литургию вместе со своими собратьями архиереями, прибывшими из епархий Приволжского округа, в этом величественном соборе Нижнего Новгорода, увидеть Церковь нижегородскую, объединенную вокруг своего святителя, увидеть молодые лица, слышать молодежный хор, видеть много людей, которые, может быть, недавно пришли в храм Божий, но осознают себя членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви и с радостью сопереживают Таинство святой Евхаристии.
Мы сегодня вспоминаем трагический случай из Евангельской истории — мученическую кончину Пророка и Предтечи Иоанна. Это траурный день в календаре Православной Церкви: не полагается вкушать пищи; архиереи, священнослужители облачаются в те ризы, которые они надевают в праздничные дни Великого Поста, и внешний облик духовенства, и Евангельские, Апостольские чтения — все это призвано как бы напомнить нам о той трагедии, которая произошла. Пророк и Предтеча Креститель Иоанн был умерщвлен по наущению жены Ирода, которая не могла простить Пророку его обличений в том, что незаконно она жила со своим новым мужем — с Иродом, — потому что ранее была женой его брата. Конечно, сознавала царица свой грех. Не сознавала бы, так бы не злилась — а злой была настолько, что была готова умертвить Пророка, который пользовался огромным авторитетом среди народа, в том числе и авторитетом у ее собственного мужа. И она достигает своей цели, и пророческий голос Иоанна Крестителя умолкает.
Иоанн Креститель выше всех рожденных женами, как говорит о нем слово Божие. Потому что он был призван приготовить народ к принятию пришествия Спасителя через покаяние. А ведь всякое искреннее покаяние предполагает искренний разговор, честный разговор. Когда тот, кто приглашает к покаянию, задает нелицеприятные вопросы, он как бы имеет права и суда, имеет право сказать, что правильно, а что неправильно в жизни человека. Вот это и совершал пророк Божий Иоанн. Как говорится в слове Божием, Иоанн крестил Крещением покаяния. Он готовил людей покаянием для того, чтобы они оказались способными принять слово Спасителя, Мессии, Господа Иисуса Христа.
Люди редко любят слышать правду о самих себе, в очень редких случаях, и только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. И когда это хорошее и доброе говорится, то предполагается, что человек, в адрес которого это говорится, должен в награду за добрые слова, часто лицемерные и ложные, делать что-то тому, кто эти слова говорит. Вот из этой простой логики взаимного обмана строится практически большая часть нашей жизни. Проанализируйте свои беседы в компаниях, среди коллег, за столом, особенно там, где есть начальство, и вы тут же определите эту ложную ноту. Эта ложная нота свидетельствует о лицемерии и лжи, и она не отвращает людей от коварства. Те, кто говорит ложные и лживые слова, могут совершить и коварный поступок, будучи уверенными, что их ложные слова разоружают того, против кого они имеют недобрые мысли.
Эта ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими, она присутствует и в общественных отношениях. А там, где ложь, там не может быть покаяния, там нет осознания греха, там нет желания сбросить с себя греховное бремя, а значит — нет искреннего желания идти навстречу Богу. Вот почему нужен был Предтеча, который грозно обличал народ. И ведь кто-то, наверное, с недоумением пожимал плечами, кто-то плевался, кто-то, наверное, проклинал этого человека и уходил. Но ведь как много людей в этих словах слышали Божию правду, которая помогла им потом принять и слово Спасителя! Вот почему он выше всех святых — он удобрил ту почву, на которую падали семена Христовой проповеди.
Иоанн Предтеча совершал пророческое служение, а пророческое служение— это и есть служение провозглашения Божией правды. Пророк — тот, кто Божию правду провозглашает. И Господь был пророком, Он осуществлял и царское служение и священническое, принеся себя в жертву за грехи людей, и пророческое, грозно обличая недостатки тогдашнего мира и общества. Его слово было ясным, честным, а потому оно и действительно, по слову апостола Павла, рассекало людей как бы обоюдоострым ножом, рассекало общество. Недаром сказано — «не мир пришел Я вам принести, но меч» (см. Мф. 10:34). Конечно, речь идет не о том, что Бог во Христе войну людям принес, а о том, что Его слово обоюдоострое, способно рассекать человеческое сознание, отделяя добро от зла, и рассекать человеческое общество на тех, кто принимает это слово, кто готов жить по Божией правде, и тех, кто ни при каких обстоятельствах этого не желает и готов бороться, в том числе, и с этим словом, и с теми, кто это слово произносит.
Церковь Божия призвана продолжать служение Христа Спасителя — и царское, и священническое, и пророческое. А это значит, что Церковь призвана возвещать людям Божию правду, ту самую, которая рассекает человеческое общество этим обоюдоострым ножом, и личность человеческую, а это очень больная и болезненная операция. И кто-то способен принять это усекновение в надежде, что добро будет отсечено от зла навсегда и, опираясь на добро, можно будет построить новую жизнь, а ведь кто-то этого не желает, кто-то комфортно себя чувствует во лжи, в пороке, во грехе. Жена Ирода чувствовала себя комфортно в этой греховной жизни и не пожелала слышать правды, рассекавшей ее существо, она предпочитала пребывать в этой целостности своей жизни, подчиненной греху.
Церковь на протяжении всей своей истории провозглашает Божию правду, поэтому у Церкви всегда есть враги — те, кто не желает жить по правде, кого устраивает ложь. Служить в Церкви — это однозначно предполагает иметь поддержку сильную, крепкую, но иметь и противников.
Но, несмотря ни на что, Церковь в течение всей своей истории продолжала свое пророческое служение. В какие-то времена, когда народ в большинстве своем признавал учительный авторитет Церкви, она говорила громко, лучшие умы работали для Церкви, самые сильные философы, мыслители стали церковными богословами. Мы их сегодня называем святыми отцами Церкви, которые оставили драгоценное наследие, патристическое наследие Церкви. И из этого наследия мы видим, как Церковь осуществляла свое пророческое служение во времена расцвета и славы и какое огромное влияние слово правды оказывало на человеческую семью. Но были и другие времена, когда Церковь не могла говорить громко это слово правды, когда она молчала. В течение жизни трех, почти четырех поколений наших соотечественников Русская Церковь была Церковью молчания. Она не могла перед телекамерами, перед лицом мира и общества обличать грех своего народа, потому что это означало бы для нее прекращение всякого вообще служения. Но она избрала молчание, и это молчание было красноречивее любого красноречивого слова. И народ все понимал. Он понимал, где Божия правда, а где ложь и грех. И чудом Божиим сохранившись до нынешних времен, когда Церковь обладает свободой, она сегодня, опираясь в первую очередь на тех, кто готов слышать ее слово, спокойно, неконфронтационно, никого не провоцируя и не возбуждая, содействуя единству и примирению своего народа, одновременно свидетельствует о Божией правде, продолжая великое пророческое служение Христа Спасителя, продолжая служение святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
А как же общество должно реагировать на это пророческое служение? Так, как реагировало в прошлом, затыкая рот, убивая пророков, отсекая им главы, заточая их в тюрьмы, отправляя в ссылки или просто подвергая общественной обструкции, изгнанию из сферы общественных отношений? Ведь все это было, и мы знаем страшные последствия этого исключения Церкви из общественной жизни. Общество проявляет свою гражданскую зрелость, в том числе, и в способности слышать пророческий голос Церкви, не посылая к оруженосцам с требованием усечь главу говорящего, но вслушиваясь и вдумываясь в пророческое слово Церкви, которая ничего не ищет для себя – ни власти, ни денег, ни господства, но только права быть голосом совести своего народа и говорить людям Божию правду, без которой народ теряет жизненные ориентиры, без которой народ может заблудиться и погибнуть.
Вот и сегодня, продолжая пророческое служение, Церковь обращается к своему народу со словами любви, примирения. Сегодня голос Церкви — смиренный голос, ибо Церковь не простирает своей власти, ни даже властных помыслов на те сферы, где концентрируется человеческая сила. Она действует там, где нет человеческой силы, для того чтобы была явлена сила Божия. И от того, как Церковь своим смиренным голосом, своими безвластием и бессилием способна сегодня нести людям Божию правду, во многом зависит будущее народа нашего и в каком-то смысле будущее всего мира.
Пусть память о трагическом событии Евангельской истории, память об усекновении главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, поможет всем нам — и тем, кто говорит слово Божией правды, и тем, кто слушает это слово, — и говорить, и слушать во спасение своей души.
Сегодня мы ставим перед собой задачи, которые превышают все то, что мы делали ранее в силу обстоятельств, не имея возможности ни работать, ни говорить вне пределов храма. Сегодня общество открыто, и государство, строя правовые отношения, в том числе, и во взаимоотношениях с общестом, предоставляет в рамках существующих законов вполне достаточные условия для того, чтобы мы говорили и действовали вне Божиих храмов, употребляя все силы, но более всего силу Божию для духовного возрождения всего народа, ибо с этим возрождением мы связываем и рост материального благополучия, и ослабление коррупции, преступности, укрепление семьи, снижение уровня потребления алкоголя, преодоление наркомании, сокращение разводов.
Сегодня Церковь нацеливается на решение этих задач, потому что Церковь сегодня — это не маленькая группа людей, молящихся в храме за плотно закрытыми дверями, чтобы, сохрани Бог, никто не услышал и не увидел и никто посторонний не зашел. Сегодня Церковь является Церковью народа, и все, что она делает, она делает силами своего народа.