Слово после Божественной литургии в Феодоровском монастыре в Городце. 2009 г.

Слово после Божественной литургии в Феодоровском монастыре в Городце. 2009 г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый, дорогой Владыка Георгий, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, высокие руководители государства!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с сегодняшним великим праздником. Для всей нашей страны праздник святого благоверного князя Александра Невского дает нам основания еще и еще раз вспомнить об этом великом святом земли Русской, который в личности своей соединил множество добродетелей. Мы знаем Великого князя как выдающегося политического деятеля Средневековой Руси, человека огромного управленческого и дипломатического таланта. Ему удалось оградить землю Русскую от самого страшного, что было не в теории, а в реальной практике каждодневной жизни — от нашествий грозных завоевателей с Востока. Он нашел правильные слова, чтобы, не теряя своего княжеского достоинства, не посрамляя земли своей, склониться перед теми, кто был гораздо сильнее, и в чьих руках была судьба страны.

Но если бы Великий благоверный князь вошел в историю только этой стороной своего служения, он бы не был сегодня вспоминаем здесь как святой благоверный князь земли нашей. Он доказал, что не только мудростью, не только дипломатическим тактом и умением можно и нужно защищать Отечество от врагов. Но когда есть возможность, то необходимо вступить и в прямую борьбу с врагом. И он это сделал дважды, будучи совсем молодым человеком: разгромив и шведов, и ливонцев, остановив более чем опасную, катастрофическую для земли Русской оккупацию рыцарским орденом или мощной западной державой большей части новгородской земли. Он не только разгромил врага своим полководческим умением, но и в прямом единоборстве победил шведского полководца, повергнув в ужас шведов. Он не только умел мыслить, но умел извлечь меч из ножен в правильное и нужное время и прогнать врага, посягнувшего на его Отечество. Но если бы мы знали только об этом героизме святого благоверного князя, не прославляли бы его сегодня здесь, в Городце, и по всей Руси и не молились бы.

И вот возникает самый главный и важный вопрос в связи с личностью святого благоверного князя: а почему же мы молимся ему как святому? Почему память о нем сохраняется не только среди политиков, изучающих политическую историю страны, не только среди военачальников, изучающих в академиях талант полководца Александра Невского?

Ответ стал ясен в далеком 1943 году, когда, казалось бы, забытое имя святого благоверного князя вспомнили тогдашние руководители Советского Союза. Им не надо было объяснять народу, кто такой Александр Невский, но они понимали, что для того, чтобы сокрушить страшного врага, нужно вдохновить народ на эту борьбу так, чтобы все без остатка принимали участие в этой борьбе. И никакими идеологическими лозунгами, никаким принуждением, даже самым страшным, нельзя было поднять весь народ на эту борьбу. В труднейший момент Великой Отечественной войны вновь вспоминается имя святого благоверного князя Александра Невского. Не потребовалось никакого ликбеза, не надо было в школах изучать, не надо было по радио ничего говорить — каждый знал, кто такой Александр Невский, и одно только упоминание об этом святом благоверном князе душу русских людей наполняло великой силой любви к своему Отечеству. Одно это имя сопрягло 1943 год с далеким XIII веком и дало действительно великую энергию тем, кто должен был идти и жизнь свою отдать за Отечество.

Почему же народ помнил Александра Невского, когда даже имя его запрещено было упоминать до того момента, пока власть это не разрешила? И никакие доблести и никакая политическая квалификация не имеют к этому отношения.

Ответ на вопрос, почему все это произошло, в сегодняшнем Евангельском чтении, которое приурочено ко дню памяти святого благоверного князя Александра. И Церковь именно этот небольшой отрывок из Евангелия от Матфея предлагает нашему вниманию и указывает на самое главное, чем обладал святой князь, на ту причину, по которой мы его помним, на ту причину, почему он стал святым. Слова апостола удивительны: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28-29). Это говорит Бог людям, Бог Творец мира, в деснице Которого вся человеческая история. И Он говорит о Себе как не о грозном полководце, не о мудром правителе, исполненном абсолютного разума и абсолютной силы. Он говорит о Себе, что Он кроток и смирен сердцем. Бог кроток. Величайшая сила имеет своей наиважнейшей характеристикой кротость и смирение. Святой благоверный князь стал святым, потому что он был кротким и смиренным сердцем.

Кротость — это есть способность потеснить свое собственное «я», которое у каждого из нас в размер всей нашей жизни. Чаще всего кроме «я» мы ничего не видим, мы мир воспринимаем через это «я». А если на это «я» кто-то наступает, то это хуже, чем война с Отечеством, ведь это нас обидели, наше «я» урезонили, наше «я» ограничили. И защищая собственную самость, мы готовы на многое — мы готовы на войну, на пролитие крови. Александр Невский не был таким. Воспитанный в вере Православной с детства, впитавший в себя идеалы Святой Руси, он был кротким князем, он сердце свое уступил Богу, он по Богу сверял свои мысли, поступки и дела, он перед Богом отчитывался в своих мыслях и чувствах. А если ты поставляешь себя под суд Божий — не будешь надувать щеки, не будешь использовать атрибуты власти для того, чтобы доказать свою значимость, не будешь опираться на эти мишурные человеческие представления о власти, связанные с ложным пониманием величия и силы.

Это кротость и смирение не помешали святому благоверному князю отстоять Русь в Золотой Орде силой своего ума и защитить Русь на Чудском озере и в устье Ижоры на берегах Невы с мечом в руках. Того человека, который шел в единоборство со шведским великаном и поразил его копьем в голову, нельзя было назвать человеком слабым, трусливым, а это означает, что смирение не есть синоним слабости и трусости. Смирение есть выражение того, что ты есть на самом деле. Если уступаешь место Богу, то твои собственные качества становятся очевидными людям. Если же нет смирения, то, значит, и нет этих внутренних качеств, которые могут быть очевидны для людей и которые могут привлекать людей, особенно к тому, кто является носителем власти. Вот тогда и требуется внешняя мишура, которая создает видимость силы, а силы нет, видимость способности решать сложнейшие задачи, а самой способности нет, видимость мужества, а мужества нет. Но если нет, так ведь нужно создать его искусственно. Такие люди не одерживают побед.

Образ святого благоверного князя Александра учит нас, что есть подлинное христианское смирение. Это смирение перед Богом, но не смирение перед врагом. Это сознание собственного греха, но не насмешка над грехами других людей. Это есть способность уступить свое центральное место в жизни Богу, не забывая при этом человека. Святой благоверный князь явил нам удивительный пример святости в осуществлении государственного служения, воинского служения — таких, казалось бы, далеких областей человеческой деятельности от стяжания внутреннего, по Богу преображенного человека. Потому Церковь наша уже в древности и причислила его к лику святых. Потому не забывал его никогда народ. Потому и вспомнили его в грозный 1943 год. Потому и в прошлом году народ наш избрал святого благоверного князя «именем России». Потому что нет иного имени, которое бы так соединило служение Отечеству со служением Богу.

Я хотел бы от всего сердца поздравить всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сегодня у нас есть прекрасная возможность еще и еще раз поразмышлять о жизни благоверного князя, примерить его к самим себе, сравнивая свою жизнь с его жизнью, попытаться найти несоответствия: чего нет у нас, и что было у него. Это особенно важно власть имущим людей. Трудно человеку, занимающему высокое положение в государстве и обществе, сравнивать себя с преподобным старцем — уж слишком разное поле деятельности. А с Александром Невским сравнить можно. Посмотреть на него, как в зеркало, и сразу видишь, что контуры его личности не совпадают с контурами твоей собственной. И подверстать себя под этого князя, великого и святого, означает сделать огромный шаг по тому пути, которым он прошел.

Сегодня наша особая молитва о властях наших, о воинстве нашем, о наших выдающихся государственных, общественных лидерах, о тех, кто представляет собой Россию, чтобы пример святого благоверного князя Александра помогал им доблестно служить Отечеству своему в простоте и смирении сердца, основывая дела свои на глубокой и сильной вере.

Хотел бы поблагодарить вас, владыка Георгий, за ту большую работу, которая была проведена здесь. Феодоровский исторический монастырь, восходящий к XIII веку, претерпел множество испытаний. И храм, в котором лежало тело умершего здесь Великого князя русского благоверного Александра, не сохранился. И более ранние храмы, которые здесь воздвигались в память о святом князе, также не сохранились. Что-то было разрушено в недавние годы безбожного лихолетья. И то, что этот храм воздвигнут на том месте, где стояли древние храмы, древние святилища этой земли, является замечательным свидетельством возрождения земли нашей, Церкви нашей, народа нашего. Здесь святой князь окончил свою жизнь, здесь закончилась его земная слава и началась слава небесная. И сегодня ему, пребывающему в этой небесной славе, мы возносим свою молитву о богохранимой стране нашей, о властях и воинстве ее, дабы тихое и безмолвное иметь нам житие во всяком благочестии и чистоте.

Благодарю также наместника отца Августина за большие труды, которые понесены были по воссозданию этой святой обители. И особенно также благодарю тех, кто потрудился здесь, кто вносил свои средства, кто материально, морально, политически поддерживал воссоздание этого места, столь значимого для всего нашего Отечества.

Наверх