Слово после Акафиста Матери Божией «Взыскание погибших» в неделю о мытаре и фарисее
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Я увидел, что вы заметили: некоторое замешательство ваше было, когда я прочитал вместо первого икоса второй. Я сделал это не случайно, потому что здесь замечательные – как и во всем акафисте – но особенно для нас полезные слова: «Тайну Твоего, Богородице, заступления людей, в скорби погибающих, уразумети хотяще, к Тебе прибегаем. Ты же, яко Благая, научи ны разумети в защищении Благаго Сына Твоего милосердое промышление о спасении душ наших и очищение многих согрешений». Вот, братья и сестры, приходим мы в церковь, – конечно, для того, чтобы просить у Господа милости; конечно, для того, чтобы искать помощи в наших житейских обстоятельствах. И видим милосердую помощь Царицы Небесной. Приходим, просим и получаем. Иногда – благодарим, чаще всего – забываем, и ждем, когда следующая напасть над нами приключится, для того, чтобы опять придти, попросить, и чаще всего забыть поблагодарить. А между тем вот в этих словах акафиста мы просим Царицу Небесную открыть нам тайну Ее заступления, чтобы в тех обстоятельствах жизни уразуметь нам «Благаго Сына благое промышление» о спасении душ наших.
Ведь церковь – это не только «дом молитвы» (Мф.21:13, Мк.11:17, Лк.19:46), не только место, где слышит Господь наши просьбы более, чем в другом месте, – хотя «на всяком месте владычествия Его благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:22). Молиться можно повсюду – и в дороге, и на работе, и дома, и есть подвижники, которые даже во сне, не засыпая, продолжают молиться – сердце молится. «Око мое дремлет, а сердце мое бдит» (См. Песн.5:2) – сказано в Библии; дает молитву Господь даже и в сонном состоянии. Но мы приходим в храм молиться, и это правильно.
Но храм – это и школа. Здесь мы учимся жизни христианской. И вот об этом я и хочу сказать сейчас, что за месяц до святого Великого Поста начинает Церковь готовить нас к тому, чтобы мы легко вступили – не просто сократив свои житейские потребности, ограничив себя в пище, увеличив количество поклонов и молитв, – а именно чтобы мы вошли в пост, как в серьезную духовную школу, которая дает нам образование нашего сердца. «Сын мой, дай мне твое сердце!» – говорит Господь (Притч.23:26). Когда ученики апостола Павла давали щедрую милостыню в помощь другим бедствующим церквам, он говорил им: «Не нужно мне вашего, а вас» (См.: 2 Кор.12:14). Какую цену заплатит человек за душу свою? Какая польза ему, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (См. Мф.16:26, Мк.8:36) Сколько таких мудрых изречений знаем мы из Библии!
И вот поэтому сейчас, когда вступаем мы в Пост Великий, прежде всего наша забота состоит в том: а что же мы хотим от этого поста? А что мы должны с собой принести в него, что мы должны из него вынести, с каким сокровищем духовным вступим мы в светлый праздник Пасхи? Вступим ли мы в него пустыми, с сосудом, опустевшим от елея, или же светлым огоньком лампады будет гореть наша душа? (См.: Мф.25:8) И дается это не только молитвой и трудом, но и постоянным размышлением.
Нужно все время думать о Боге. И думать о том, что случающееся с нами никогда не бывает случайным. Вот, если хотите, простой пример. Сегодня мы, школьники сорок первого года, собрались, как каждый год. И торопясь к службе, я сказал, что нужно мне уехать тогда-то. Задержался на полчаса. И в это время пришло сообщение, что у одного из наших друзей сын попал в больницу с инфарктом. Тут же, конечно, подняли телефоны… Ну, уехал бы я на полчаса раньше – через неделю бы я узнал, что слег он в больницу, или выздоровел, или еще что-нибудь… Но вот ведь, понадобилось зачем-то и мое участие! – Вот на этих мелочах мы постоянно учимся, что Господь ничего не попускает для нас случайного, и слова Его о том, что волос не упадет без воли Божией с головы нашей (См.: Деян.27:34) – это истинная правда.
Как же Господь готовит нас к молитве, к Посту, к покаянию, к светлому празднику Пасхи? Задумайтесь, вот пришли вы в прошлое воскресенье в церковь. Что читали? Редко кто мне ответит, ну, может быть, один-два человека. А это называется «Неделя о Закхее» (См.: Лк.19:1–10). Господь входит в Иерихон – богатый, старинный, когда-то разрушенный полностью до основания (камня на камне не осталось!), но – восстановленный город. Теперь там торговля, производство, что-то делают, кто-то кого-то грабит, кто-то кому-то помогает, толпа ждет, когда придет этот знаменитый целитель, чудотворец и учитель Иисус из Галилеи. И был там «начальник налоговой инспекции», старший сборщик налогов – Закхей. Человек уже пожилой, достигший большой известности и высокого должностного положения, имеющий дом, и семью, и подчиненных. Но он был мал ростом и через толпу не мог увидеть – а ему так хотелось увидеть Господа Иисуса Христа! И вот, вместе с мальчишками полез он на дерево для того, чтобы оттуда, с сучка, посмотреть, а кто же этот праведник, и целитель, и чудотворец – Иисус из Галилеи. Ну, представьте себе чиновника районного масштаба, который лезет на дерево, чтобы посмотреть на «религиозного деятеля»! И когда Господь поравнялся с этим деревом, Он сказал: «Закхей, поторопись слезть. Потому что Я к тебе сейчас приду в дом». И город был возмущен: «Как это так?! Такой праведник, и заходит в дом такого отвратительного человека! Может быть, он был уж не банальный «грешник», но он был сборщик податей – жестокий, неумолимый, разоряющий всех, собирая налоги на римлян – оккупантов, чужеземцев! И тогда Закхей говорит: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел за порог моего дома! Но – обещаю Тебе: всех, кого я обидел, – вознагражу вчетверо!» И сказал Господь: «Ныне пришло спасение дому сему!»
Вот вам прямой пример. С чем мы должны придти к Посту? – Вспомнить, кого, когда и, прежде всего, самих себя чем мы обидели. – Обидели очень многими незримыми для мира поступками. В мыслях, в осуждении, в скорби, в ропоте. Ведь прежде всего, когда человек обижает кого-нибудь, он не того обижает, кого он обидел, он унижает свое человеческое достоинство! Сказано в постановлении Апостольского Cобора (См.: Деян.15:4–29) – первого Собора, когда апостолы собрались для того, чтобы «подвести итоги» и «наметить дальнейший путь» проповеди Евангелия, самое простое: к чему мы можем обязывать язычников? Исполнять древний Моисеев закон? – Нет! Не делай другому того, чего не хочешь себе! – вот простое правило. И поэтому, когда бывает обида в мире, это прежде всего беда не для обиженного, а для обидчика. И прежде всего о самих себе подумаем: сколько раз мы сами себя обидели таким образом: и неисполнением церковных правил, и просто своих собственных душевных движений.
Сегодня читали притчу (См. Лк., 18, 10–14, О мытаре и фарисее), где Господь показал, чтó есть подлинная праведность, чтó Ему более всего нужно. Два человека стояли в величественном иерусалимском храме. Огромный храм, тысячи человек помещались там, и впереди всех на молитве стоял пышно одетый праведник, законник, который знает все абсолютно законы древнего Завета, данного Моисею. Постится дважды в неделю, десятину отдает на нищих и на храм, и никогда ни в чем он не нарушил закона. «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как все те другие, или как вон тот – тот! – мытарь, который стоит в дверях, – там, в конце!» А мытарь, – ну, действительно, что ему? Сборщик налогов, уж и с живого и с мертвого брал! Не похвалиться ему, не погордиться. Он только, склонив голову, бил себя в грудь и говорил: «Господи! Помилуй меня, грешного! Боже, милостив будь мне грешному!»
И сказал Господь, что последний-то вышел более оправданным. Он не осудил фарисея. Он праведник – ну что же сделаешь? – формально он праведник. Но – подлинное благословение Божие получил тот, который не гордясь своими мнимыми или подлинными добродетелями, просил у Господа помощи и милости, сознавая свое недостоинство.
И можно сказать, что наша святая Православная Церковь и русский народ, при всем величии необыкновенных талантов, которые Бог дал нам в лице наших и ученых, и людей искусства, и живописцев – богат русский народ, богата русская Церковь! – но ей всегда был присущ тот дух смиренного отношения к Богу в исполнении слов Господних. Когда вы что-нибудь делаете, скажите, что «мы – рабы недостойные, мы сделали то, что должны были сделать» (См.: Лк.17:10). Кому много дано, с того много и спросится. И Церковь наша, во всем мире проповедавшая слово Божие, особенно в последний век, никогда не кичилась, и всегда смирялась и терпела такие гонения, какие редко кто мог выдержать. И тем была угодна Богу.
И мы, каждый из нас, сейчас, в эти годы, в трудных обстоятельствах жизни, не гордимся этим и не жалуемся, а совершаем наш путь с полным доверием Господу, прося только об одном: милостив буди нам грешным! Значит, здесь Господь опять-таки нас подводит к тому, что перед Постом, чрез чтение и внимание к слову Божию, должны мы задуматься и проверить самих себя.
В следующее воскресенье услышим мы притчу снова из Евангелия от Луки (См.: Лк.21:12–19, О блудном сыне), о сыне младшем, неразумном, который опять-таки очень близок нашему времени. Он говорит отцу: «Ну, что мне работать? Ты уже для меня заработал, мне причитается своя доля имущества, – дай мне, я, пожалуй, сам! Сумею прожить!» Отец не стал спорить, дал ему причитающуюся часть наследства, и тот ушел. Ушел, промотал, впал в бедствия, в лишениях раскаялся, вернулся домой. И отец вознаградил его с любовью. Простил все и вознаградил. Можно не распространять слово – это так близко каждому из нас, что стоит только немножко подумать, проанализировать свою собственную жизнь, и об окружающей нас жизни подумать, – и придти с этим чувством возвращения в дом Отчий к Великому Посту, в сознании, что мы никуда не уйдем и никогда не покинем святой Православной Церкви, и будем возвращаться в нее не только тогда, когда обстоятельства нас заставляют, а ежедневно, размышляя о том пути, по которому мы идем.
И наконец последнее, грозное воскресенье, неделя о Страшном Суде, когда напоминается нам, какой ответ мы дадим пред Господом Богом. И хотелось бы мне поэтому и закончить это свое короткое слово, сказав, что не только в молитве, не только в мужественном противостоянии бедствиям, в выдержке, которую проявляет православный христианин в жизненных обстоятельствах, но именно постоянно размышляя о путях Господних, видим мы благое промышление о спасении душ наших. И если не хватает своего ума – а его безусловно не хватает и не хватит – просить Матерь Божию, чтобы Она Своей материнской любовью – именно как мать! – дала нам вовремя и разум, и, может быть, даже какое-то вразумление, ибо материнское наказание всегда растворено любовью. Пусть же Царица Небесная поможет нам на этом пути приготовления к святому Великому Посту, чтобы он был не бесплоден для нас, чтобы действительно в праздник Пасхи светлым и радостным чувством встретили мы святое Воскресение. Аминь.