Слово по освящении храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Коломне,1853 г.
Иже обрете благодать пред Богом, и испроси обрести селение Богу Иаковлю: Соломон же созда Ему храм (Деян. VII. 46–47).
Посвящение Богу храма и усердный подвиг, для его благоустроения и подобающего святыне украшения, есть приятное приношение Богу, и в то же время есть великая милость Божия человеку.
Бог, Которого храм есть весь мир, и престол небо, не имеет для Себя нужды в малом земном храме. Обладая всем, что есть во вселенной, очевидно, не имеет Он нужды и в приношениях человеческих. Итак, если он приемлет от человека храм и приношение; то сим являет человеку Свое снисхождение, благодать, милость, – милость в том самом, что дарует благочестивую мысль и желание, потому что, как вразумляет Апостол, «не... довольни есмы... помыслити что» истинно доброе «от себе, ...яко от себе, но довольство наше от Бога» (2Кор. III. 5), – милость в поспешествовании Провидения исполнению благочестивого желания – милость в приближении человека к Богу посредством облагодатствованного храма, – милость в принятии приношения, открывающем путь новой милости воздаяния за приношение веры и усердия.
Так, без сомнения, мыслил святой Первомученик Стефан, когда сказал о Царе Давиде, что он «обрете благодать пред Богом, и испроси обрести селение Богу Иаковлю». То есть: Давид пользовался особенною милостию Божиею, и сие оказалось особенно в том, что, по его желанию, Бог соизволил на созидание храма, и назначил для сего место в Иерусалиме. Если же одно намерение храмоздательства, предпринятое и утвержденное, было уже милостию Божиею для Давида; то кольми паче действительное создание храма было милостию Божиею для Соломона. «Соломон... созда Ему храм». Итак, радоваться должны те, которые с чистым усердием, по мере возможности, приняли участие в деле Давида и Соломона, – в деле храмоздательства: ибо чрез сие они имеют участие в благодати и милости Божией.
Радоваться должны об освященном храме и все, взыскующие благодати Божией: ибо если даруется благодать храмоздательства, то для того, чтобы даровать благодать храму, а чрез храм и входящим в него.
Чтобы познать благодать святого храма, и посредством веры пользоваться оною к нашему освящению, для сего есть простое средство, – взирать со вниманием на тех, которые с особенною силою и очевидностию на себе оную испытали.
Праведная Анна была неплодна, и горько сетовала, что не имела детей. Как жена благочестивая, без сомнения, многократно молилась она у себя в доме о разрешении своего неплодства: однако неплодство продолжалось. Но когда она при «празе двери храма Господня» (1Цар. I. 9) помолилась, прося себе сына, и при том обещалась посвятить его на служение Богу и храму Его: тотчас ощутила облегчение от своей скорби, а потом получила и разрешение неплодства. Она родила сына, – и какого сына? – Самуила Пророка.
Праведные Захария и Елисавета до старости дожили в скорби, и, по понятиям своего времени, в поношении бесчадства. Долга, и, конечно, крепка и достойна услышания была молитва сей четы, о которой священное Писание свидетельствует, что «беста... праведна оба пред Богом, ходяще во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна» (Лук. I. 6). Наконец открылось, что молитва святых услышана, но не без помощи святого храма. «Вшедшу в церковь Господню», явился Захарии Ангел и сказал: «услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн» (Лук. I. 9, 11, 13).
Дщери праведных Иоакима и Анны, Деве Марии, судьбою Божиею предопределено было соделаться материю воплощаемого Сына Божия, – предопределено, по беспримерной благодати Божией, но также и по беспримерному достоинству и чистоте избираемой в сие служение. Как же сохранена ее чистота, более нежели Ангельская? Как возрощено ее достоинство, выше, нежели небесное? При помощи Ее воспитания и пребывания во храме Божием, до самого Ее обручения праведному Иосифу, почти до самого благовещения Архангелова. Храм Божий был воспитателем, хранителем, украсителем, невестоводителем Матери Божией.
Если благодать святого храма так благоупотребительна для святых: то кольми паче должна она быть благопотребна для грешников.
Мытарь, которого наименование знаменует человека, погрязшего в неправде и беззаконии, при свете обличающей совести, усматривает свое гибельное состояние, и помышляет о избавлении от него. Входит в церковь, но не смеет приближиться к святыне ее, ни воззреть на небо, биет себя в перси, то есть, сам себя осуждает, смиряет, признает достойным наказания, и произносит молитву покаяния: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лук. XVIII. 13). Много ли он сделал для своего спасения? Но он уже спасен, как возвещает Господь Сердцеведец и Судия. «Сниде сей оправдан в дом свой» (Лк. 18:14). Это притча: но истина притчи Христовой так же достоверна, как истина какого-нибудь личного события; и даже более применима к учению, потому что притча представляет не столько частный примерный случай, сколько закон для частных случаев. Смотрите же внимательно: где указует Господь столь удобный и сокращенный путь покаяния и спасения? – в церкви. Почему? – Потому, конечно, что ее благодать споспешествует ищущему спасения. Входя здесь в особенное, таинственное присутствие Божие, здесь наипаче ощущает он страх Божий, и тем сильнее осуждает и отвергает свои грехи, тем удобнее смиряется, тем глубже входит в покаяние, и тем скорее достигает прощения и спасения.
Если, впрочем, хотите и в действительной жизни видеть то, что в притче представляет мысленный образ мытаря: сие – между многими примерами можно ясно видеть в жизни – Марии Египетския. Она чрезмерно предана была греху: но когда пример идущих в Иерусалимский храм креста, гроба и воскресения Господня возбудил и в ней желание идти в оный: тогда благодатная сила храма явилась чудным образом. За греховную нечистоту, Мария невидимою силою остановлена в дверях храма, и не допущена войдти в оный: но за то, что прибегла ко храму, в то же время получила дар совершенного покаяния. В притворе храма, пред образом Божией Матери, дала она обет исправить свою жизнь: и в следствие сего, быв допущена в храм приложиться ко кресту Господню, а в другом храме напутствовав себя причащением святых таин, удалилась в заиорданскую пустыню, и там вела чудесно святую жизнь.
Если бы кто спросил: каждый ли храм христианский имеет благодать, подобно как ветхозаветный храм Иерусалимский, и храм Иерусалимский новозаветный, действительное место креста, гроба и воскресения Христова: не обинуясь ответствуем: имеет каждый.
Христос Спаситель дал нам обетование, в высокой степени благодатное: «идеже... еста два или трие собрани во имя Мое; ту есмь посреде их» (Матф. XVIII. 20). Где же большее и совершеннейшее бывает собрание во имя Его, как не во святом храме? Итак, здесь Он благодатно присутствует посреде нас; а где благодатно присутствует, там и действует благодатно и спасительно.
Здесь каждый день в Евангелии слышим слово Христа, Сына Божия. А оно есть едино и тоже слово, которым Он сотворил мир, которым Он «носит... всяческая», как «глаголом силы Своея» (Евр. I. 3), которое во днех плоти Его, исцеляло больных, прогоняло бесов, воскрешало мертвых. Чего же не сделает оно и здесь для верующего и молящегося? И, посему, благознаменателен и достоин внимательного соблюдения тот обычай, что во время чтения Евангелия вы преклоняете главы, а некоторые подклоняют главы под самое Евангелие, чтобы вас осенила благодатная сила слова Христова.
Здесь совершается таинство Тела и Крови Христовой. Но если, как видим в Евангельских повествованиях, прикосновение к ризам Христовым исцеляло недугующих: то каких благодатных действий надлежит ожидать от вкушения Тела и Крови Христовой, и даже от приближения к алтарю, на котором Христос Спаситель, в Своем Теле и Крови, живым и живоносным образом присутствует!
Зная сие, да не нерадим, братия, но да ревнуем пользоваться благодатию, которую открывает нам Господь во святом храме Своем.
Притекайте во храм Божий прилежно; входите в него со страхом Божиим; слушайте в нем священное чтение и пение со вниманием и желанием уразумения и наставления; преклоняйтесь пред святынею духом и телом со смиренною верою; молитесь с сердечным сокрушением и умилением; представляйте Господу благие и душеполезные прошения, чтобы благоугождать Ему, а не в сластех ваших иждивать дары Его; приносите Ему жертвы духовные от чистого сердца, и жертвы видимые от чистых рук и от праведных трудов: и Господь, давший Своему храму благодать Свою для того собственно, чтобы преподавать ее вам, не преминет осенять ею души ваши, исполнять во благих желания ваши, простирать от храма Своего благословение и на ваши дела и житие временное в уповании живота вечного.
Да благословятся от Господа, христолюбиво споспешествовавшие созданию и воссозданию, обновлению и украшению храма сего; – и прежние, уже отшедшие ко Господу, да благословятся у Него благословением вечным, и нынешние, пребывающие с нами, – благословением временным и вечным. Благословени да будут и все, входящие во храм сей со благоговением; да ущедренными и благодарными душами славится Пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа, во веки. Аминь.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.