Слово по освящении храма, возобновленного в Хрущовой Никитовке Н. Д. Хрущова
Дом мой дом молитвы есть (Лк.19:46).
Да благословит Бог радость празднующих обновление храма сего! Особенно же да благословит Господь благословением земным и небесным усердного обновителя храма. Труд его – труд любви к Господу, обновленный храм есть храм Божий. Труд его есть дело святой любви к ближним, обновленный храм есть дом молитвы для многих молящихся, молитвы, столько даров небесных низводящей на нас.
Прихожане храма сего! Если дом сей дом молитвы есть, то понятно, что ваш долг часто ходить в сей дом для возношения молитв к Богу. Не напрасно же создан, не напрасно с таким усердием украшен сей дом молитвы, он с тем обновлен и украшен, чтобы благолепие его возбуждало сердца ваши к усердной и благоговейной молитве.
Одно охлаждает в иных усердие к молитве, это – то, что не всегда видят исполнение желаний молитвы. Сделаем, что можем, чтобы отклонить это препятствие к молитве; рассмотрим почему молитвы наши иногда остаются бесплодными?
Апостол Иаков поучает, желаете и не имате, зане не просите, просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете (Иак.4:3–4). Здесь апостол показывает нам две главные причины, по которым молитвы бывают бесплодны. Они бесплодны бывают или потому, что не составляют прошений искренно молящейся души, или потому, что не того испрашивают, чего должно просить у Бога.
Когда, читая или слушая молитвы, почти не обращают внимания на то, о чем говорится в молитве, чего ждать от такого моления? Если сами не слышат, своей молитвы, услышит ли ее Бог? О! разве для того только услышит, чтобы излить гнев свой на преступное рассеяние молящегося. Иначе такая молитва есть. та молитва? Это – биение воздуха, а не трепетание сердца; это – звуки голоса, а не беседа души с Богом; это занятие скорее нечестия, чем благочестия. О, бойтесь, други моя, такой молитвы. Если и люди не выполняют тех просьб, которые излагаются пред ними небрежно, можно ли ожидать, чтобы испытующий сердца исполнил молитву небрежную, невнимательную к величию Его? Взыщите Господа Бога вашего, и обрящеше, егда взыщете Его от всего сердца вашего и всея души вашей, говорит пророк Божий Моисей (Втор.4:29).
Истинная молитва есть молитва любви. Бог есть любовь и в нас благоволить только к любви. Ненависть, зависть, вражда, мстительность, жестокость, не получат, чего просят, они – предмет негодования Божия. Аще принесеши дар твой ко алтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде примирися с братом твоим и тогда пришед принеси дар твой (Мф.5:23–24). И егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша. Аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мк.11:25–26). Иже затыкает утеса своя, еже не послушати немощного, и той призовет и не будет послушающего (Притч.21:23).
Истинная молитва есть молитва смирения; молитва мечтательная о наших достоинствах и преимуществах – дело более чем бесполезное. Отчего фарисей остался в стыде, тогда как мытарь оправдан? Оттого, что фарисей говорил в молитве; несмь, якоже прочий человецы, или якоже сей мытарь, а мытарь бил в перси от сердечной горести, не смел поднять очей на небо и с сокрушением говорил, Боже, милостив буди мне грешному (Лк.18:10–14). Кто бы ни был вблизи тебя молящийся, берегись считать себя лучше его, страшись унижать его презрением и гордостью. Иначе молитва, вместо милости, низведет на тебя суд Божий. Бог гордым противится, смиренным же дает благодать.
Св. апостол учит молящегося, да просит верою, ничтоже сумняся, сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаему и развеваему. Да не мнит человек он, яко приимет что от Бога (Иак.1:6–7). И так, когда молимся без твердой веры, колеблемые сомнением в возможности исполнения молитвы нашей, сомнением порождаемым то холодностью души, то мыслью о чрезвычайности дела, как будто и есть легкое для нашей грешной души, не получим желаемого молитвою. Вследствие слабой веры не может быть в нас твердого упования на Бога, а между тем только упование не остается в стыде, – без упования, как сердце наше далеко от Бога, так и дары Божии, нисходя с неба, проходят мимо нас.
Вот случаи, в каких молитва наша может остаться без плода, оттого что она не есть истинная молитва по внутреннему своему свойству!
Молитвы наши могут быть еще нечисты и злы по предмету своему. Тогда также, хотя и будем просить, не получим по прошению.
Ищите прежде царствия Божия и правды его (Мф.6:33), заповедует нам Господь. Прежде всего и более всего должны мы просить о том, чтобы не лишиться нам царствия Божия, должны молить Бога о даровании благ, необходимых для блаженной вечности, о познании Бога, о прощении грехов, об усовершении в добродетелях, в любви, целомудрии, бескорыстии. Простодушные слушатели мои! да избавит меня Бог от того несправедливого суда, которым иные беспощадно осуждают вас за ваши жаркие прошения благ земных, за ваши молитвы о помощи в тяжких нуждах ваших. Если вы не опускаете того, чтобы прежде всего просить у Господа прощения в грехах и благодати Его, молитвы ваши о земном святы, и вы получите по прошению простых сердец ваших. Только помните твердо, что прошения благ земных тогда будут исполнены, когда вы не забываете вечности, когда более боитесь грехов, чем бедности, стараетесь творить правду Божию. Иначе подумайте, может ли Бог благоволить к молитве, когда предпочитают временное вечному, землю – небу, жизнь чувственную – жизни духовной?
Легко быть может с нами, что то, чего желаем, чего просим мы у Бога, нашему недальновидному взору кажется и очень нужным, и очень полезным – и что, однако, по своим последствиям, которых не видим, не только не нужно нам, но готовит лишь скорби и искушение, лишь соблазн и горе. Хорошо, если, молясь о подобных вещах мы не забываем говорить, не моя, а Твоя, да будет воля, Господи! Иначе не оказываемся ли мы детьми своенравными и глупыми, которые с плачем и криком просят вредного себе? Брат мой! ты не доволен своею бедностью и настойчиво просишь Бога, чтобы послал Он тебе богатство, – а не видя исполнения этой мольбы, ропщешь на Бога? Одумайся. Знаешь ли ты, чем бы ты был по душе, став богатым? Уты, утолсте, расшире, забы Бога спасающего, так жаловался пророк на счастливого Израиля. Чем ты уверишь себя и меня, что и ты не был бы тем же при богатстве? Не укажешь ли на твердость твою в добре? Если так, то эта гордость – верная порука, что ты в счастье был бы скотом несмысленным. На что же ты ропщешь? Не на то ли, что ты по милости Божией, еще не так худ, как мог бы быть? Иному не удаются попытки и хлопоты его выйти из стеснительных обстоятельств. О, если бы в глубине души своей хранил он евангельскую мысль, что тесный путь – надежный путь к царствию? Он благодарил бы Господа за путь, которым ведет его Господь. Вы, отец и мать, неутешно плачете, что не возвратил Бог здоровья умиравшему сыну, умиравшей дочери. Но знаете ли вы наверное, что ваши сын и дочь, спасенные от смерти, не нанесли бы вам скорбей самых тяжких, а под конец не погубили бы себя для вечности? Можно ли перечесть все случаи, когда ничем так жестоко нельзя было бы наказать нас, как если бы Бог выполнил наши молитвы? Будем же осторожны, не будем слишком настойчивы в мнениях и желаниях наших, по-видимому, безгрешных и умных.
Говорить ли о тех молитвах, когда молится о предметах, явно нечистых, явно грешных? Иные, молясь Богу о богатом урожае хлеба, во время самой молитвы тешат себя грешными мечтами, как бы они зажили тогда, как бы они стали сладко есть и пить, как бы стали важны пред другими. Не улика ли в нечистотах сердца такая молитва? Не хула ли она на Бога, как будто Он может угождать страстям нашим? Иной, обуреваемый дикою злобою, молит Бога, чтобы послал Он ему случай и возможность отмстить врагу своему. Другим овладела зависть до того, что просит он Бога расстроить счастье соседа. Как страшна всякая подобная молитва! Эго молитва сатаны, которого ждет геенна. Егда прострете руки ваши ко Мне, говорит Господь нечестивым, отвращу очи Мои от вас, и аще умножите моления, не услышу вас, руце бо ваши исполнены крове (Ис.1:15).
Итак, вы видите, слушатели, что если молитвы наши бывают бесплодными, то это зависит от нас же самих. По тому безуспешность молитв наших вызывает нас не на бездействие молитвенное, а на заботы о молитвах святых и богоугодных. Будем молиться так, как велено нам молиться, и тогда каждая молитва наша будет услышана, во славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.