Проповеди на праздники:


Слово по освящении храма, во имя св. Николая в городе Купенске

Благодарение Богу, исполнившему давние ожидания благочестия! И храм, так давно ожидаемый, окончен. Да будет милость Божия над душою раба Божия, с такою ревностью потрудившегося при построении храма благодати! Да помянет благость Божия в царствии небесном душу усопшего начинателя храма! Уверен, что Отцом небесным не оставлена без внимания ни одна лепта, принесенная в пользу сего храма, и Он, Благий, заплатит каждому и за труд, и за приношение. Благословен Бог милости и щедрот!

Слушатели мои! Храм молитвы и благодати готов. Остается, чтобы, по каждому зову храма, готовы были вы посещать храм для своего освящения. О, когда бы исполнялась вами, как должно, заповедь небесная о посвящении Богу седьмого дня! Храм построен для освящения вашею молитвою в седьмой день. Думаете ли вы довольно внимательно о святости седьмого дня? Подумаем.

Кто заповедал нам посвящать день седьмый Господу? Сам Господь Бог. Еще в раю освящен день седьмый, как день покоя Божия и день хвалы и благодарения Творцу мира. Еще тогда, кик не было иудеев, а был только Адам – представитель рода человеческого, назначен день седьмый для Господа (Быт.2:2). Не ясно ли, что день седьмый освящен для всего рода человеческого? Во время Моисея повторена заповедь о седьмом дне, но основание освящения дня указано древнее. Помни, сказано, день субботний святити его. Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю и почи в день седьмый; сего ради благослови Господь день седьмый и освяти его (Исх.20:11). В христианстве отменено празднование субботы (Кол.2:16), но не нравственная заповедь о дне хвалы и благодарения Творцу мира. Мало того. Для христианина заповедь о седьмом дне еще усилена новыми благодеяниями Божиими. Что такое день воскресный, заменивший ветхозаветную обрядовую субботу? Это – день, в который спасение рода человеческого засвидетельствовано пред небом и землею торжественным воскресением Христа Спасителя; это – день, в который послан на землю Дух утешитель для преобразования сердец человеческих и для возобновления в них испорченного образа Божия. Итак, это день нового творения Божия. Как же такой день не освящать хвалами и благодарениями Богу? Св. Иоанн богослов, в своем апокалипсисе, называет воскресный день днем Господним (Откр.1:7). По деяниям апостольским видим, что в Троаде «в 1-й день недельный ученики собрались для преломления хлеба и Павел, беседуя с ними, продолжил слово до полуночи» (Деян.20:7). К коринфянам апостол писал, «в 1-й день недели, каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние», для помощи бедным (Кор.16:2). «Те, которые, жив в ветхом порядке дел, писал ученик апостолов св. Игнатий, не чтят субботы, а живут днем Господа, в который воскресла и их жизнь чрез Него и Его смерть». Видите ли, происхождение заповеди о седьмом дне? Видите ли кого не слушают, не посвящая дня седьмого Господу? Не слушают Господа Бога, установившего день для хвалы и благодарений Ему. Не страшное ли это непослушание?

Если Господь Бог так ясно отделил для Себя один день недели, предоставив человеку шесть дней, то что значило бы в нас неисполнение сей воли Божией? Это означало бы более, чем кражу. Это означало бы кражу святыни Божией, похищение того, что принадлежит Богу. День седьмый, суббота, Господу Богу твоему, сказал Бог. А люди обращают седьмый день в свою пользу. Не похищение ли это чужой собственности? Не похищение ли это собственности Божией? С другой стороны, не хотел посвятить Господу один день недели, тогда как Он отдал нам в нашу пользу шесть дней, означает самую черную неблагодарность, самое преступное бесчувствие. Не имеет ли права Творец и Промыслитель наш требовать для Себя всей нашей жизни? Но Он, благий, по премудрому совету благости Своей, уступает нам шесть дней и ожидает себе только одного дня. И, однако, мы не внимательны к такому совету благости, мы присваиваем себе и этот день Божий. Какое бесчувствие тупое! Какая дерзость наглая! Господь назначил седьмой день для того, чтобы возносили мы хвалы и благодарения Ему. Не установление ли это святое?

Как не хвалить и не благодарить нам столько милостивого к нам Бога? И тварь неразумная и тварь неодушевленная хвалят славу Творца своего. Чем же становится человек, отказывающийся хвалить и благодарить Господа? Он становится ниже бездушной твари. Какое унижение разумного существа! Какое оскорбление достоинству человека!

Для чьей пользы введено установление о седьмом дне? Для пользы самого человека. По высшему назначению жизни нашей каждый день нашей жизни должны мы употреблять в славу Божию. Прославлением имени Божия совершается спасение души нашей; а жизнь без Бога – расстройство, погибель жизни. Но люди слабы. Они окружены временными нуждами, и еще более сами себя окружают житейскими нуждами. Те и другие нужды развлекают их, занимают собою до того, что они теряют из вида назначение своей жизни, не помышляют о Боге – источнике жизни. Чтобы по мочь слабым людям в борьбе их высших стремление с волнами житейскими, Господь Бог назначил людям известное время, в которое они, оставив земное, могут заниматься одним небесным. Так день седьмый есть спасительная ограда душе против изнурительных сует жизни, живительная врачебница против ран, наносимых душе бедами и искушениями земными. Не замечаете ли вы сами по временам, – как, после усердной молитвы, в день воскресный, легко бывает на душе! Как, и тяжести суеты земной, и смущения горьких обстоятельств, и сомнения неразрешимые, спадают с души после теплой молитвы в храме! И ум становится ясен и зорок, и сердце весело, и воля готова на всякое добро. Итак, к кому же невнимательны невнимательные к назначению седьмого дня? Они беспечны о своей пользе, о своем спасении.

В каком положении представим себе людей, у которых все время проходило бы только в заботах о земном, в работах и трудах телесных? Чем могут быть те, которые лишены бы были покоя дня воскресного? Страшно сказать, а сказать надобно, это были бы не люди, а звери, потому что жизнь их была бы жизнью зверей, а не людей. Ни вздоха о небе, ни мысли о цели высшей, ни заботы о жизни загробной не видно в их жизни, земля – предмет всех желаний и стремлений души. Неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом проходят только с заботами житейскими. Душа черствеет, более и более теряет расположение к добру. Не оживляемая повременным веянием духовного торжества и угнетаемая каждый день землею, она тупеет и мыслями, и чувствами. Почему признать таких людей за людей? Что в них человеческого? То ли, что день и ночь в трудах? То ли, что едят и пьют в известные часы? То ли, что издают звуки, как птицы певчие? Несчастные! Человек тем и может отличаться от зверей, если живет он жизнью духа, если служить Господу своему.

После сего понятно, какой будущности остается ждать себе презрителям заповеди о седьмом дне! И сохраните субботу, говорит Господь Моисею, яко свята есть Господу и всяк осквернивый ю смертью умрет, всяк, иже сотворит в ню дело, потребится от среды людей своих (Втор.5:14). Вот какая казнь назначена Господом нарушителям праздничного покоя! Во время странствования по пустыне один из евреев раз дозволил себе в седьмой день собирать дрова. Лишь только узнано было об этом, все пришли в ужас и преступника немедленно бросили в темницу. И рече Господь к Моисею, смертью да умрет человек сей, да побиете его камением весь сонм вне полка. Не думайте слушатели, что, если ныне не выполняется смертная казнь над оскорбителями седьмого дня, правда Божия отменила суд свой по отношению к ним? Нет, правда Божия всегда одинакова в отношении ко греху, только она является не в одинаковом виде. То явно, то тайно, то в том, то в другом бедствии открывается и ныне суд Божий над нарушителями покоя дня седьмого. А за гробом гнев Божий разразится над ними во всей силе. Не будьте легкомысленны, Бог поругаем не бывает. Благоговейте пред волею Всемогущего о седьмом дне. Если своего нет ничего у нас; если благословение Божие низводится на нас богобоязливою молитвою, а молитва, усиливаясь от взаимного молитвенного общения, низводит обилие благодати на всех участвующих в ней, то, когда, если не при молитве общественной, в день праздничный. ты можешь быть с надеждами на принятие благословений небесных? Не будь не рассудителен. Занимаясь работою или торговлею в воскресный день, ты надеешься на успех по надежде на твои силы; а оставляешь надежды на Бога, остаешься без упования на Всемощного и дерзаешь оскорблять святую волю Его. Умны ли, верны ли твои надежды? Не значат ли они менее, чем надежды на ветер? Не значат ли они слишком опасной борьбы с Богом?

Слушатели мои! свята заповедь о седьмом дне; опасно нарушать ее всякому. Особенно грозно положение тех, которые заведуя волею других, обращают их седьмой день на службу своим выгодам или страстям. Если не легко отвечать за самого себя, когда оказываюсь я оскорбителем святого дня, как отвечать будут за злоупотребление свободою сотни, тысячи, христианских душ? Как отвечать будут на страшном суде Божием, если, не допуская подчиненных посещать храм Божий в воскресные дни, доводят их до одичания, до грубости, до забвения своих высших обязанностей? Страшно святотатство в одном лице, каково же оно тогда, когда по твоей воле сотни совершают его! О, придите в себя, друзья мои!

Страсти людские придумывают разные предлоги нарушать покой седьмого дня. Заповедью о дне седьмом запрещены, говорят только тяжелые работы, – какова работа земледельца, а другие дела позволительно делать? Нет, заповедь о субботе запрещает нам всякое занятие, кроме занятия прославлением имени Божия. Ремесленнику запрещает оно ремесло, купцу – торговлю, судье – занятия по суду. Для всех земных занятий наших назначены шесть дней, а седьмой день – не наш, он принадлежит Господу.

После слушания службы Божией в храме, можно, говорят, и повеселиться в день воскресный.

Но заповедь не говорит святить час или два седьмого дня; она велит святить день седьмый. Если, побывав в храме Божием, в остальное время дня вы вовсе не думаете о Боге и о спасении души вашей, освящаете ли вы седьмой день? Нет, только тогда освящается он, когда утро его посвящено домашней молитве и за нею богослужению общественному, а после трапезы и отдыха время проводится то в размышлении о слышанном в храме, то в слушании книг назидательных или в беседе о нужном для вечности. Но вы, которые проводите большую часть дня седьмого в нетрезвости, в забавах, в безумии страстей, что вы делаете! Вы творите поругание над днем святым, вводите мерзости в святое время. Устрашитесь суда Божия.

Господи – Господи! вдохни в сердца наши святую ревность к служению Тебе, Богу нашему. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх