Слово по освящении храма во имя Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Успения в местечке Б. Токмаке
Благодатию Всесвятаго и Всеосвящаюшего Духа, нашим же священнодействием освящен храм сей с поручением его особенному покровительству Богоматери. Слава всеблагому о нас Промыслу Божию! Честь и вечная благодарность всем, принявшим участие в сооружении и украшении храма сего!
Как тяжелое сновидение припоминаю время первого моего посещения здешнего места. Это было почти восемь лет тому назад. Работы по сооружению храма были уже начаты, из прежнего, обветшавшего храма многое уже разобрано, но кое-что и осталось. Сделано было кое-что нового, но так неумело, так неудачно, что следовало все переделать. Между тем, доверчивые распорядители дела значительную часть условленной суммы выдали подрядчику; а он свою неисправную работу исправить не хотел, продолжать дела не мог и денег не возвращал! Общество громко выражало (и не могло не выражать) свое недовольство таким ходом дела. Мнения и желания влиятельных лиц разделились и до такой степени разошлись, что примирение казалось невозможным. Было основательное опасение, что великое и святое дело построения храма рушится. Нужно ли говорить, с какою скорбию оставил я это ваше местечко после напрасных увещаний примириться для общего блага? Тяжело мне было тогда... Но тем большею радостью исполнен я теперь, когда вижу, что разрушились козни исконного врага нашего спасения; ваши же заветные желания сбылись. Милосердый Господь отечески призрел на благочестивое усердие жертвователей, благословил труды распорядителей дела, услышал молитву целого общества – всех утешил Своим благоволением. Вы теперь имеете освященный храм, в котором уже принесена (и пока стоит храм сей, не перестанет приноситься) Бескровная Жертва о спасении блаженных создателей святого храма сего. Слава, честь, поклонение и благодарение Богу, помощнику нашему!
Душевно радуясь такому исходу дела и поздравляя вас с этою великою милостию Божиею, по долгу Архипастыря вашего, словами Апостола молю не вотще сию благодать Божию прияти вам (2Кор. 6:1), прошу, не оставьте без внимания этого дара Божественного Промысла; воспользуйтесь ниспосланною милостию Божиею во славу Господа, благодеющего нам, и в ваше собственное спасение.
Подумайте: для чего Господь помог вам устроить этот храм и принял его как жертву, приятную Ему? Как Творец и Владыка всего сущего, Он не имеет ни в чем надобности; не нуждается в чьих бы то ни было услугах, Сам дает всему жизнь, дыхание и все потребное (Деян. 27:24 и 25). Значит, если Он принял от нас посвященный Ему этот храм и возложил на нем Имя Свое навеки с обещанием, что очи Его и сердце будут тут по вся дни (3Царст. 9:3), то сделал это совсем не в виду какой-либо Своей в том надобности, как бы Ему и жить было негде! Да Он и жить в таком храме не может: чистейший Дух как будет жить в вещественном здании? Давно нам сказано, что Вышний не в рукотворенных храмах живет (Деян. 7:48). Самая приличная и естественная обитель Ему есть наша душа, очищенная от скверны греховной и освященная благодатию Святого Духа (Иоан. 14:23). И так как сами мы – одни, без благодатной помощи Господа Иисуса – ничего не можем сделать доброго и богоугодного (Иоан. 15:5), то ввиду такой нашей духовной немощи, в помощь нам в борьбе с грехом Господь и помог устроить, и принял от нас этот храм, исполнил его дарами Святого Духа, необходимыми в деле очищения и освящения нашей души, и все это сделал единственно для того, чтоб мы, пользуясь этими дарами Святого Духа, постепенно возводили нашу душу от одного совершенства к другому – высшему, и таким образом в свое время соделали ее достойною Бога обителию. Значит, нашу же нужду, нашу же душевную пользу Господь имел в виду, приемля от вас пожертвования и труд и освящая этот храм. В знамение непреложности и действительности сообщения храму сему даров Святого Духа он помазан таким же святым Миром, каким и каждый из нас был запечатлен при крещении.
Видите, Господь со Своей стороны сделал все, чтоб приблизить к нам Свою благодатную помощь, чтоб получение и пользование ею сделать нам доступнее, подручнее, смотря по нужде каждого из нас. Вот, например, ты хочешь иметь правильное понятие о Боге, Его свойствах, Его отношении к миру и человеку, хочешь знать волю Божию о спасении нашем, о средствах, какими оно достигается. Чаще посещай храм сей и внимательно слушай читаемое здесь слово Божие – Пророческое и Апостольское. Не пренебрегай и разъяснением слова Божия, нередко прилагаемым к чтению. В православных храмах это разъяснение дается не по нашему, человеческому, размышлению, а по преданию святых Апостол и святых Отцов, в церкви доныне хранящемуся. Из всего этого ты без особенного труда можешь узнать подлинное, значит, самое верное учение о Боге и о нашем спасении, от Самого Бога происходящее. Пожелаем ли иметь пример добродетельной жизни по учению Спасителя, чтоб легче воспользоваться уроками Божественного учения и правильнее осуществить их на деле? Спеши сюда и внимательнее вслушивайся в хвалебные гимны, при ежедневных священнослужениях воспеваемые в честь подвижников христианского благочестия. Из этих песнопений легко уразумеешь и точный смысл уроков Божественного учения, и их применение к жизни; увидишь, с какими в жизни трудностями угодники Божии боролись, каким искушениям подвергались и каким оружием побеждали их. Пожелаешь ли просветить святым крещением Богом данного тебе младенца? Здесь, в храме, ты легко исполнишь эту священную для родителей обязанность. Священнослужитель уполномочен от Бога совершать и законно совершить таинство крещения и миропомазания (Матф. 28: 19, 20). Ощутил ли ты в себе какой-либо грех против заповеди Божией, тяготишься этим несчастием, желаешь очистить совесть, примириться с Богом? Опять спеши сюда! Здесь, в присутствии священника, исповедай Богу грех твой и, без сомнения, получишь благодать прощения по неложному слову Господню: кому вы простите здесь, на земле, тому прощено будет и на небеси (Иоан. 20:23; Матф. 16:19). Для подкрепления духовной жизни нашей души и теснейшего ее единения с Господом Иисусом Христом мы должны возможно чаще причащаться Святых Таин Тела и Крови Спасителя (Иоан. 6:53–55). И за этим великим делом приходи сюда же; здесь по воле Божией совершается Божественная литургия, и верующие, и ищущие причащения Святых Таин получают их во оставление грехов своих и жизнь вечную! Решился ли ты жить семейною жизнью и, как честный человек, хочешь идти путем честных людей? Опять спеши сюда; здесь получишь благословение Божие на супружескую жизнь; получишь право рождать с обязанностью воспитывать детей на добрую службу Обществу, Царю и Богу! Послал ли тебе Господь какое неожиданное счастье, какую-либо радость, и ты чувствуешь потребность излить пред Богом благодарную свою молитву? Спеши сюда – в храм Божий. Благодать храма освятит твою радость, охранит тебя от увлечений и опасности оскорбить Бога чем-либо недостойным Его святости, удержит в пределах христианского долга. Посетит ли тебя скорбь, какое-либо несчастие тяжелым гнетом сдавит мысль и чувство до того, что тебе не представляется и исхода из этой беды, что для тебя как бы все погибло? Остерегись, возлюбленный! Без Божией воли с нами ничего не бывает. Он поразит, Он же и исцелит! (Исаии. 19:22). Осмотрись, нет ли чего в твоей жизни, в твоих мыслях и желаниях такого, что оскорбляет Бога, что противно Его воле. Поспеши это исправить путем покаяния, и во всяком случае иди в храм сей, проси помощи в борьбе с постигшею тебя напастью; проси облегчения скорби, проси утешения, проси, но не требуй! Если попросишь со смирением, с сыновнею преданностью милосердой воле Божией, непременно найдешь искомую помощь. Благодать храма защитит тебя от приражений и козней врага рода человеческого. Одним словом, во всех обстоятельствах жизни можешь искать и найдешь Бога и Его милость в этом храме. Господь избрал и освятил его в жилище Себе; чрез него приблизил Себя к нам, готов помогать нам во всех наших душевных нуждах и желает, чтоб мы, пользуясь этой Его милостию, постепенно очищались от греха, приближались к Богу и делались способными к жизни будущего века в Царстве Небесном, куда мы все естественно стремимся и куда милосердый Господь всех нас призывает.
Видите ли, братия, какую великую милость явил нам Господь, освятив этот храм? Все наши нужды в деле очищения и освящения души предусмотрены, необходимые к отвращению этих нужд средства здесь приготовлены и ждут только нашего желания воспользоваться милостию Божиею. Неужели кто-либо останется холоден к такому благодеянию Божию? При естественном, всякому человеку прирожденном желании себе добра это было бы необъяснимо; а с другой стороны, в отношении к Богу это равнялось бы обиде, презрению. И пред человеком неблагодарность не ведет к добру; что же сказать о неблагодарности пред Богом.
Больше всего берегитесь учения, несогласного с тем, что вы слышите в храме Божием. Не от Бога то учение, которое удаляет от церкви. Господь сказал: аще церковь преслушает, буди тебе (человек тот) якоже язычник и мытарь (Матф. 28:17), т. е. как человек, которому нет на спасение надежды, если не покается. Эти учители – самозванцы, которых теперь, к несчастью, расплодилось весьма много, усердно читают Священное Писание, но, кичась своим умом, не видят в читаемом Писании настоящего его смысла, и вместо того, чтоб оглянуться на себя, упрекают церковь в ошибке, забывая, что в церкви предлагается к научению только то, что принято и свято хранится от Апостолов, следовательно, учение, несомненно, Христово. Потому-то Апостол Павел об учителях-самозванцах и сказал: не то, что человек – если бы даже ангел с неба явился и предложил вам учение другое, не то, которое проповедали вам мы, и ангел этот анафема да будет (Гал. 1:8).
Да сохранит нас Господь от подобной участи и по молитвам Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы да поможет нам – пожив здесь по воле Его под охранительною сению благодати святого храма сего, улучить блаженную жизнь в Царстве Небесном со всеми благоугодившими Ему. Аминь.