Слово по освящении храма в заштатном городе Нейдригалове
Яко нищи, а многих боготяше (2Кор.6:3).
Так говорит о себе апостол Павел! Дивиться ли тому в апостоле? В апостоле и чудесное естественно, потому что он – посланник Божий. Другое дело – сей храм величественный в таком малом граде. Такое великолепие, такое богатство – среди такой незнатности, не дело ли достойное изумления? Так по праву приветствую вас жители небогатого города, с высоким отличием апостольским. Вы по праву можете сказать с апостолом, яко нищи, а многих боготяше. Какое дорогое богатство доставляете вы прекрасным своим храмом многим тысячам тех, которые после вас будут жить! Христианский храм – сокровищница благодати и училище благочестия. Величественный храм сей – проповедь о едином на потребу. При взгляде на него как не сказать себе, вот чему прилично все величие, дому Божию! Иначе к чему служит богатство, когда не употребляют его в славу имени Божия? К чему деньги, если они – мертвый капитал, от которого нет пользы душе ни здесь, ни за гробом? Богатый храм небогатого города подает предмет для размышления, у христианина и бедность не бедна, а богата.
По-видимому, не завидев на земле жребий бедности. Она идет по тернистому пути. Сколько трудов тяжелых, сколько забот горьких возлагает она на плечи бедняков! Суровая нищета облекает бедняка в ветхие рубища, и люди, встречая рубища, говорят, вот печать гнева Божия!
Но не так смотрит на бедность свою христианин. И прежде всего, не считает он бедности за знамение гнева Божия.
Если бы бедность лишала чего-либо такого, что составляет существенное достоинство человека, тогда, конечно, и христианин назвал бы ее знаком негодования Божия. Но все, что возвышает человека над всеми земными творениями, все, что составляет славу и высокое значение человека, также дано бедняку, как и богачу. Не наделен ли бедняк такими же способностями ума и сердца, как и другие? Не питает ли и он таких же надежд, не стремится ли и он к такой же высокой цели, как и другие? Не одинаковы ли отношения его к Богу? Не назначена ли и ему жизнь вечности? Когда и в ком бедность была препятствием для достижения блаженства за гробом? Если люди не умеют пользоваться бедностью, виноваты люди, а не бедность.
Господь убожит и богатит, Господь смиряет и высит (2Цар.2:7). О, как это одно сладко в смиренной доле бедности! Он, беспредельный в величии своем, занимается участью бедного странника земли. И как много занимается! Без Его воли не падает и волос с головы нашей (Лк.21:18). Он знает весь состав наш, все мысли и расположения наши; знает наше будущее, как настоящее, возможное как действительное; знает, что может быть нам полезно и что может обратиться во вред. Ни один отец и ни одна мать не заботятся так о детях, как Он заботится о людях. Он, благость вечная, все делает для того, чтобы как можно успешнее совершилось в нас, вечное спасение души. Люди близоруки на земле, но и они еще на земле видят в последствиях премудрую благость Божию, дивно разделяющую земные доли людям; а когда, после бурь земной жизни, откроется им лазурь чистого неба, когда явятся они по ту сторону гроба, о, как ясно, как полно узнают они пути премудрого и преблагого!
Бедность заставляет много трудиться и в поте снискивать себе хлеб. Но не с тем ли и живет человек на земле, чтобы трудиться? Известно решение суда Божия о падшем человеке. При этом решении, покой на земле – преступление, преступление, которое отворяет дверь порокам разным. И богатый – в заботах. Но за кем преимущество, за тем ли, кто несет труды, назначенные Богом, иди за тем, кто несет ярмо забот и трудов, налагаемое страстями? Бедному незнакомы многие радости шумного света. Но к чему жалеть о них, когда они так пусты? И о, если бы были они только пусты! Счастлива бедность. Она незнакома с гибельными пороками и преступными страстями, которые так часто терзают душу роскошного богача. Пусть в пищу бедняка под час каплют слезы его. За то, когда сладкий сон посетит, уставшее от трудов тело, он спит покойно и не знает призраков и сновидений грозных, которые мучат душу бесчестного богача. Богач есть и пьет сладко? За то бедность не утучняет грешной плоти, не питает страстей дикой чувственности. С другой стороны, считать ли за преимущество, что богач неумеренностью готовит расстройство телу своему? Когда в водосточных каналах непрестанно умножается нанос навоза, тины, трав и всякой гнили, грязь, долго сдерживаемая, вырывается наконец на поверхность и разливает смрад и зловонную заразу по окрестности. Не тоже ли самое роскошная жизнь богача и для его здоровья, и для окружающих его?
Зачем стыдиться нищеты, когда она не есть следствие порочной жизни? Бедность – не бесчестье, когда не зависит она от худых привычек и страстей. Богатство и нищета – случайности путника. Господь ублажит и богатит. Суд Божий отличает богача и бедняка, по их жизни, – по тому, выполняют ли или не выполняют они свое назначение. Правота души, чистота сердца – вот истинные достоинства человека, а их приобретают и богач, и бедняк одною ценою, ценою внимания к судьбе загробной, строгим наблюдением за движениями и желаниями сердца. Пусть люди легкие показывают холодность, даже презрение, к бедности, о них остается только жалеть, но уже вовсе не смущаться судом их.
Иногда говорят, как много можно было бы делать добра другим и благотворить храмам, если бы были средства к тому – деньги? Но это не голос искренней и умной любви к добру; тут желают денег голодные страсти. Искренняя любовь к добру, богата ли она, или бедна деньгами, всегда одинаково готова делать добро и делает его по мере средств. Бедность – не помеха ей. Евангельская вдовица, при всей бедности своей, принесла такой дар храму, какого не принесли богачи. Господь не требует от нас невозможного, а чего требует Он от нас, всегда мы можем выполнять, при помощи благодати. Господь, заповедуя нам благотворительность, не назначает суммы денег, которой нет у бедняка; Он ожидает только усердия к благотворениям, которое для каждого возможно; Он гнушается в нас скупостью, а ее прогнать от себя мы можем. О, если бы богатство отверзало душу каждого богача для благотворений и любви! Тогда бедный имел бы право завидовать доле его. Но в опыте видим совсем другое. Богатство возбуждает в людях или жажду к деньгам или страсть к расточительности; а в том и другом случае оказывается, что великие жертвы людям и Богу приносит бедность.
Обыкновенный спутник богатства, гордость, заглушает в сердце богача и то малое благочестие, которое передано ему бедными родителями. Бедность же научается благочестью самою долею своею и крепко хранит веру отцов своих. Бедный скромно входит в храм Божий, послушный голосу пастыря своего, и молится с благоговением; а другой только оттого, что одежда его нарядна, присутствием в храме только оскорбляет святость храма. Твои взоры, о Боже мой, видят сердца наши; они с любовью покоятся на душе благоговейной, скрывающейся под бедным рубищем, тогда как в теле, одетом пышною одеждою, дышит душа, отягченная преступлениями – предмет праведного негодования Твоего!
Говорят, бедные набожны, но завистливы, падки на чужое, малодушны?
Дети Божии! если и не все правда, что говорят о вас, христианство не одобряет слабостей, как бы они малы ни были. Не допускай до души малодушия, друг мой, не тяготись бедною долею твоею, будь доволен малым. Много ли нужно для тебя, если ты не будешь знать нужд, придумываемых страстями и прихотями? Отец небесный питает птичек, хотя они не сеют и не жнут. Забудет ли Он тебя? Он не пощадил для нас Сына Своего. Ты бываешь в тревоге за будущность свою и семьи. Напрасно. Кто тебя уверял, что для тебя будет будущность такая, которой трепещет малодушие? Зачем же тревожиться за будущность, которой, быть может, не будет для нас? Не лучше ли заменить эту тревогу сладкою надеждою на ту верную будущность, когда терпеливым дадут венец жизни и нищих духом введут в царство небесное? Не лучше ли твердо помнить, что тесный путь ведет в блаженство вечное, а широкими вратами входят в ад?
Не оскорбляй души твоей завистью к веселой доле других и еще менее дозволяй себе мстить богатому тайною враждой против него. Зависть и вражда к богатому только нанесут вред душе твоей и ни мало, не переменят твоего положения внешнего; в очах Божиих они ненавистны, как плод гордого, мятежного, духа. Господь любит всех нас; и мы должны любить всех.
Особенно берегись, друг мой, употреблять преступные средства к облегчению своей бедности. Тяжелее греха ничего нет для души, грех может погрузить тебя в геенну. Пусть честный труд будет твоею помощью против горьких нужд; с этим спутником легко тебе будет явиться на суд Вечного.
Богу нашему слава во веки веков. Аминь.