Слово по освящении храма в Рыхловской пустыне
В дом Господень пойдем (Пс.121:1).
Помяни, Господи, любовь рабов Твоих в славе имени Твоего, создавших и воссоздавших храм Твой! Люди не всегда внимательны к услугам или же скоро забывают их. Благость вечная! и лепта, брошенная в храм Твой, замечается Тобою и бури времен не заглаждают в Твоих мыслях ни одной жертвы, принесенной Тебе. Твердо верим, что дом Господний давно построенный и ныне вновь украшенный и в вечности будет ходатаем за рабов Твоих. Тебе подобает слава, а для нас слава Твоя – блаженство.
Собравшиеся в храм сей! довольно ли мы чувствуем цену храма Божия? Возвеселился о рекших мне, в дом Господень пойдем, говорил царь и пророк Давид. Чувствует ли радость сердце наше, братия, когда зовут нас в дом Господний?
В дом Господень пойдем. Храм Божий – храм учения и просвещения. И какого учения? Не человеческого, столько обманчивого, а учения Божия. Как высоко ценил учение Божие лучший человек! Оно мне дороже золота, говорил он, оно слаще всякого сота устам моим. Нигде нет такой пищи для всех высоких потребностей души нашей, как в слове Божием. Здесь врачевство для всех болезней души нашей; а как их много у нас! Здесь решение на все сомнения пытливого ума. Здесь утешение для всех скорбей бедного сердца. Как же жалки люди невнимательные к слову Божию, предлагаемому в храме! Жадно пьют гнилую воду книг людских и пренебрегают водою свежею, живительною, дающею вечную жизнь. Платят деньги и деньги дорогие за изделия нечистых сердец; а церковь предлагает небесное учение даром и её не хотят слушать. Сколько есть не умеющих читать! Сколько умеющих читать, но не умеющих понимать! И для всех в храме готовы услуги, лишь приходи и слушай. Здесь истина и правда говорят открыто, не взирая на лица, хотя и не касаются ни чьей личности по личным капризам. Здесь слушают истину пред лицом Божиим и каждый сам, по голосу строгой правды, поверяет состояние души своей. Никакая школа, никакая кафедра, не имеет такого права на внимание к себе, какое принадлежит храму Божию. И как благотворны слова храма Божия! В церковь, говорит св. Златоуст, влетает коршун и вылетает голубь, входит волк, а выходит агнец. Безумные страсти утихают, больные пороками исцеляются, когда слушают церковные поучения о вечности и о назначении нашем, о том, для чего мы созданы, куда идем и что ожидает нас за гробом.
В дом Господень пойдем. Дом Господний – дом хвалы и славословий Господу. Позна вол стяжавшего его и осел ясли господина своего, Израиль же Мене не позна. Так жаловался Господь на неблагодарных иудеев. Христиане! Мы более были бы преступны, если бы и в нам относилась эта жалоба. Далеко более оказано нам благодеяний, чем Израилю. Отец небесный послал к нам не пророков, а Единородного Сына Своего. По ходатайству Сына Он послал нам и Духа благодати. За тем не говорим о том, что все, чем пользуемся мы в земном быту, здоровье, воздух, пища, платье, дом, дети, друзья, все подается нам Отцом небесным. Как же не пойдем мы в дом Господний воздать хвалы и благодарения за необозримые милости Божии к нам?
В дом Господень пойдем. Дом Господний – дом прошений и молитв, возносимых Господу. Кто скажет, что ему не о чем просить Господа? Мы и нищи, и слепы, и наги. Если же так, не странно ли, что мало посещают дом молитвы? В храме Божием совершается такая молитва, какой нет и не может быть ни в каком другом месте. Здесь возносится бескровная жертва Сына Божия, повторяется крестная молитва Его пред Отцом небесным за людей преступных. Сие творите в мое воспоминание, заповедал Он сам и в исполнение воли Его повторяется жертвоприношение Его за людей. Поспеши же присоединить твое имя к именам, воспоминаемым при возношении сей величайшей жертвы. Вера в крестную жертву Сина Божия творить чудеса. Христиане первых времен, христиане – предки наши дорожили тем, чтобы имена их были поминаемы во время святой литургии.
В дом Господень пойдем. В храме Божием все вызывает на молитву и хвалу. Здесь лики святых Божиих, дышащих и одушевляющих благоговением небесным. Здесь общество подобных нам; но на их лицах и в их очах то восторги хвалы Богу, то умиление сердца кающегося. Здесь все, на что смотрит око, все, чем может поражаться слух, располагает к благоговению и молитве. «В храме стояще, на небеси стояти мним». Дивно ли, если и тот, кто приходить в храм холодным и рассеянным, невольно поражается чувством умиления, при взгляде на красоту Господню и на благоговейно молящихся, при слышании молитв церковных, простых и поразительных.
Странно, а говорит иной, я помолюсь и дома, и нейдет в храм. Брат мой! предоставляю твоей совести поверять, сколько ты молишься дома, развлекаемый шумом мыслей и дел суеты земной. Но подумал ли ты, что одно пренебрежение твое к дому бескровной жертвы Сына Божия, одно предпочтение простого дома дому Господнему – уже грех нелегкий? Что такое храм Божий? Святилище, из которого Бог, Отец щедрот, проливает токи благодати, святилище, освященное благодатью. Как же пренебрегаешь ты домом благодати? В доме молитвы многих молитва двух или трех искренно молящихся низводит благодать и на всех собравшихся в храм. Господь сказах, «где два или три собраны во имя Мое, там и Я среди их». Слово его непреложно. Будь же добр к тебе самому, не лишай себя благодати храма. Будь осторожен, не забывай заповеди апостольской. Апостол предписал, «единодушно едиными устами славьте Бога в Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.15:16).
В дом Господень пойдем. Тот, кто понимает высокие преимущества дома Господнего, кто светлым взором духа смотрел на отношения свои к Богу, как любил дом Господний! Он желал не только часто посещать дом Господний; Он желал жить в доме Господнем во всю жизнь свою. Едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Пс.26:4); так говорил царь Давид. После того понятно, что счастливы вы, братия обители пустыней, вы каждый день славите Господа в Его доме; с радостью каждый из вас может повторять с Давидом, благо мне прилеплятися Богови, паче неже жити в селениях грешничих. Но Господь снисходителен и к живущим в миру. Житейским заботам предоставил Он шесть дней в неделе и оставил для Себя самого только один день. Страшитесь же быть непризнательными и наглыми пред милостивым. Не отнимайте у Господа недельного дня. Идите в дом Господень служить Всеблагому в день седмый. Пусть по крайней мере один день будет памятником того, что вы дети не дурные пред Отцом небесным. С скорбью говорю вам, что, занимаясь работами в воскресный день вы только собираете гнев Божий на свои головы, рано или поздно правда Божия откроется в грозном виде и взыщет свое с вас. Берегитесь похищать собственность Божию и, если касались её. покайтесь.
Отчего не любят ходить в дом Божий? Оттого, что не любят Господа Бога, а любят грехи. Любя Бога, нельзя не любить дома Божия. Точно так любя все, кроме Бога, естественно быть холодным к дому Божию. Для одного деньги стали идолом сердца, как же ему служить двум богам? У другого вся душа занята предметами другой страсти, так что в ней нет и места для Бога и служения Ему. Что делает страсть с душою? Предмет страсти – преступный, но душе хочется наслаждаться любимым предметом, – он ей дорог. Потому избегает она того, что пробуждает укор за преступное наслаждение. Поскольку же совесть всего скорее пробуждается в храме Божием, где так многое будить душу от сна преступного, то душа, полюбившая грех, всячески уклоняется от храма и богослужения его, а для облегчения своего придумывает разные предлоги к уклонению. С усилением греха, в душе нерасположение к дому Божию доходит даже до дикой ненависти к храму и его богослужению. О! Боже мой! дай нам видеть глубины преступного сердца нашего.
Други мои! долго ли нам остается на земле ходить в дом Господний? Как уже много времени потеряно нами! Будем дорожить оставшимся, будем ходить в дом Божий, как можно чаще, будем пользоваться благодеяниями храма, к временному и вечному счастью нашему. Аминь.