Слово по освящении храма в Николаевской женской обители
Дом Мой дом молитвы есть (Лк.19:46).
Боже разумов и щедрот! Се приносится Тебе жертва сердец, исполненных веры и благочестия! Среди кущей немощи человеческой усердием уповающих на Тебя созиждена святая скиния святых и великих тайн Твоих. Попечением воздыхающих о красоте небесного храма устроен храм во славу имени Твоего и для приношения молитв величию Твоему. Да будут убо, Господи, очи Твои отверсты на храм сей день и нощь (3Цар.8:29), да будут слышны в нем молитвы печальных и радующихся, праведных и согрешающих, сильных и слабых, великих и малых!
Сестры-молитвенницы! храм создан для молитвы. Уверен, что молитва составляет для вас занятие приятное. Тем более приятно мне предложить вам, по долгу, беседу о благотворном действии молитвы на душу.
Если молитва есть благоговейное возношение ума и сердца к Богу: не видите ли по самому понятию о молитве, как она благотворна для души? В чем состоит назначение бессмертной души нашей? В том, чтобы стремиться и приближаться к Богу сердец наших, отрешаясь от земного и созданного. Если же молитва возносит ум и сердце к Богу: не значит ли, что она помогает душе выполнять самое главное, самое высокое, назначение её? Чтобы видеть это яснее, представим себе состояние души беззаботной о молитве. Чем занята она? Чем утешается? О чем думает? Чего желает? И чувства, и желания её заняты землею, до того, что сама она наконец становится земляною. Пусть по временам, по случаям, мысли её обращаются и к предметам духовным, но как лениво, как неохотно, как недолго занимаются они тем, как легко при том подчиняют эти высокие предметы земным видам и расчетам! Отчего это так? Оттого, что молитва возносить всю душу к Господу, одушевляя ее святыми восторгами и мыслями, а без молитвы душа – то же, что птица без крыльев. Не приближаемая молитвою к Господу душа холодна и мрачна, без сил жизни духовной и с жизнью только земляною, едва не физическою. Что человек, удаленный от Господа? Тьма и неустроенный хаос разных стихий. Молитва – проводник света и сил благодатных; она, соединяя нас с Господом, низводит на нас дары неба. «Как тело с душою, говорит св. Григорий Назианзен, как ветви со стволом, как, лучи солнечные с солнцем находятся в соединении и оттого получают силу и жизнь: так мы должны быть соединены с Богом душою. Приступите к Нему, говорит пророк, и просветитеся и лица ваша не постыдятся» (Пс.33:6. Слово о попечении о бедных). Св. Златоуст говорит: «быть не может, чтобы без молитвы могла быть жизнь добродетельною» (слово I о молитве). Молитва – верная защита душе от грехов. Становясь в молитве пред Богом всесвятым и грозным для грешников, как не трепетать греху, как не исполняться ужасом пред нечестиями сердца? «Скажи мне, говорит св. Златоуст, если бы пришлось тебе стоять пред царем, не стоял ли бы ты со страхом? Потому хочешь ли ты спать, возбуждаешься ли гневом, услаждаешься ли преступно, делаешь ли что другое: помышляй, что присутствует Бог и грех убежит от тебя» (Беседа 8 на послание к филлипийцам).
Молитвы хвалы, когда мы прославляем дивные совершенства и дела Божия, каким обильным и живительным светом исполняют ум наш! Сколько высоких мыслей, сколько благоговения низводят они в душу нашу! Какие знания могут равняться с мыслями, озаряющими душу, славящую Господа? Хвалебные песни Богу – самая высокая мудрость; здесь решение вопросов о мире и человеке, о времени и вечности. И как плодотворны хвалы Богу! Ум видит в Боге образец всех возможных доброт и говорит душе: вот к чему должна быть обращена вся любовь твоя! – Какое дивное величие, какая дивная благость, какой дивный ум! Не только времени, но и вечности, не достанет, чтобы насладиться созерцанием их. Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь (Пс.145:1–2). Что значат все величия земные пред величием Божиим? Что значат великие дела знаменитостей земли пред делами Божиими? Суета и томление духа. Забывчивые люди увлекаются землею. К чему это? Прочь суета людская: она оскорбляет правду и душу; она грозить страшною будущностью. В Боге образец совершенств, которому всеми силами надобно подражать. Святая истина говорит нам: будите совершенна, яко же Отец ваш небесный совершен есть (Мф.5:48).
Молитва благодарений Богу благодеющему – живительная пища душе. Благоговейное сознание необозримых, в числе и значении, благодеяний Божиих питает чувства зависимости вашей от Бога, возбуждает горячую любовь к Богу, поддерживает смиренную преданность святой воле Его, одушевляет твердостью против искушений зла. Господь мне помощник, говорит душа, облагодетельствованная свыше, не убоюся, что сотворит мне человек (Пс.117:6); Он спасал меня, спасет и вперед; Тот, кто Сына Своего не пощадил для нас, может ли быть не готовым подать все нужное для нашей вечности? Молитва благодарения – наставник добродетелям. После стольких благодеяний Божиих к нам, как нам быть не признательными, как не стараться всеми силами выполнять заповеди Бога нашего, заповеди спасительные для нас же самих? Если Бог столько благ и милостив к вам, то и мы должны быть милостивы к ближним нашим, тем более что они – дети одного и того же Отца, благодеющего нам. В царстве Отца, столько благого ко всем, в царстве любви кроткой и оживляющей все, – не место ни зависти, ни гневу, ни ненависти, ни обиде. Если Он благий прощает грехи наши, и мы, подражая Ему, должны прощать долги ближним нашим. Так велит нам и слово благого Бога нашего. Егда стоите молящеся, отпущайте аще что имате на кого, да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша (Мк.11:25). Благодарная молитва, напоминая о величии и святости благодетеля Бога, внушает нам благоговейно и свято пользоваться благодеяниями Его, согласно с Его святою волею.
Когда в молитве просим мы прощения грехов или других милостей, необходимых для бедности нашей; какое счастье для нас – это молитвенное состояние! Ах! Что было бы с нами, что было бы с душою нашею, если бы настоятельные нужды и вопиющая бедность не вынуждали нас обращаться к Богу за помощью? До чего дошли бы мы с странною беспечностью нашею о судьбе своей вечной? Страшно подумать. Теперь, когда волею или неволею просим мы Бога о помощи, то сознаем и исповедуем свою зависимость от него, свою бедность и ничтожество пред Ним; питаем в себе спасительный дух смирения и самоотречения, стесняем гордость богопротивную, возбуждаем в себе заботливость о вечности нашей. Теперь волею или неволею чувствуем, что мы такие грешники, которые не в праве ничего требовать от Бога и только должны умолять Его, чтобы помиловал нас, по великой своей милости. Теперь волею и неволею чувствуем, что несчастные грешники многое должны переменить в себе, от многого отказаться, многое приобрести, во что бы-то ни стало. И какое утешение сладкое подает нам молитва в скорбях и нуждах наших! Кто может исцелять раны души нашей, наносимые и грехами, и бедами жизни? Один Бог, верный помощник наш в самых безнадежных состояниях наших. Молитва, возносимые к Нему с детскою любовью и с искренним раскаянием, уже сама по себе отрада и облегчение душе грешной, безнадежной в целом мире. Но благий Отец, по молитве искренней, прощает нам грехи, как простил отец заблудшего сына (Лк.15:11), или как оправдан мытарь, смиренно молившийся в храме (Лк.18:13–14). И каких даров небесных не низводит молитва на молящегося? Аминь, аминь глаголю вам, яко елика чего просите от Отца во имя Мое, даст вам (Ин.16:23), так сказал нам сам Господь. Смиренная молитва, даруя мир совестя, и, укрепляя надежду на Бога, оживляет, укрепляет в нас любовь к Отцу небесному и одушевляет решимостью свято творить волю Божию. Эго – необходимые плоды молитвы, тем более что молитва, дабы быть благоуспешной в прошении, должна быть приносима с чистою совестью: жертвы нечестивых мерзость Господеви (Притч.15:21).
Сестры-молитвенницы! Мир считает занятие наше – молитву занятием праздности и занятием бесплодным. Не слушайте мира, он не понимает ни себя, ни молитвы. Молитва – училище благочестия и человеколюбия. Никогда душа не бывает так расположена к подвигам самоотверженной любви, никогда не бывает так готова все делать для Бога и ближних, как после молитвы. Мир выдает молитву за занятие скучное, утомительное. Мир и в том ошибается. Молитва наполняет душу такими утешениями, каких никогда не может дать мир; она оживляет душу самыми высокими, самыми святыми мыслями и чувствованиями. Дорожите же молитвою. Молитесь усердно, искренно; не опускайте ни одного времени молитвы, чтобы не лишить души высоких благ, какие доставляет молитва.
Благодать и мир да будет со всеми нами. Аминь.