Проповеди на праздники:


Слово по освящении храма, в городе Сумах

Дом мой, дом молитвы есть (Лк.21:46).

Дом молитвы готов. Слава Всеблагому и вседействующему! Боже Отцев наших, Боже милостивый и щедрый! В доме, освященном Тобою для молитвы, молим Тебя, призри на веру и любовь благоукрасивших сей дом Твой; по вере в Твою благость, не отвергающую и малых даров любви к Тебе, и по любви к братиям молящимся и имеющим молиться в доме молитвы, благоустроен храм сей; прими жертву сугубой любви с любовью и воздай дарами щедрой милости Твоей!

Дом молитвы готов, братия! надобно молиться в нем о себе и о других. Но как молиться? Если и апостолы молились, «Господи научи нас молиться» (Лк.11:1), как нам не позаботиться о том, как должно нам молиться? Размыслим о качествах истинной, богоугодной, молитвы.

Св. апостол учит, «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и что Он ищущих Его вознаграждает». И так молитва, как возношение ума и сердца к Богу, должна быть совершаема не иначе, как с верою. «Без веры невозможно угодить Богу», говорит апостол (Евр.11:6). «Чего вы испугались, маловеры? Где вера ваша?» упрекал Спаситель апостолов на море (Мф.8:26; Лк.8:25). Ни о чем так не радовался Господь Иисус, как о вере, и для веры совершал чудеса. «Ни во Израиле не нашел Я такой веры», говорил Он о капернаумском сотнике (Мф.8:10). «Вера твоя спасла тебя», говорил Он жене (Лк.7:8). «По вере вашей да будет вам», говорит Он слепцам (Мф.9:29). Так необходима вера для ищущих помощи небесной. В последней беседе своей с учениками, Спаситель, открывая тайны царствия, говорил им, «истинно, истинно говорю вам, о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. До ныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» (Ин.16:23–24). Видите, было время для апостолов, когда они, не вполне, понимая божественное достоинство и значение искупителя в лице Христа Иисуса, не совершали молитвы во имя Господа Иисуса. Но благий Господь вразумляет их, а в лице их и всех людей, как должно молиться, чтобы молитва была услышана на небе. По наставлению Спасителя, надобно молиться во имя Его – Сына Божия и искупителя нашего, надобно молиться с верою в Его великое имя. Так и поступает церковь. Так велит она и нам молиться. Вы слышите в храме, диакон возглашает, «Господу помолимся», певцы отвечают, «Господи помилуй». Что значит эта молитва? К кому обращена она? Она составляет исполнение заповеди Господней о молитве во имя Господа Иисуса; это – образец молитвы, составившийся по наставлению Господа. Это – молитва самая превосходная по содержанию, самая лучшая по составу. В чем состоит все христианство? В глубоком, постоянном, сознании нашей виновности пред Богом, в глубоком чувстве нужды в искупителе и Его благодати. Потому должны мы вопиять душою, «помилуй нас Иисусе, Сине Божий, помилуй нас преступных и нечистых, покрой нас безответных грешников от суда правды небесной». В ином виде церковь учит нас так молиться, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Эта молитва ничто иное, как пополнение молитвы, «Господи помилуй». Не дивно, что молитве Иисусовой, или молитве к Иисусу, присвояется необыкновенная сила. Для нее нет врагов непобедимых, для нее нет препятствий непреодолимых, так должно быть по словам Господа о молитве в Его имя. Так и говорят те, которые опытами целой жизни дознали важность сей молитвы. Иному быть нельзя, и потому, что слову апостола, имени Господа Иисуса покорено все и на небе и на земле, пред Ним преклоняется «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2:10).

Молитва наша должна быть молитвою сердца, молитвою искреннею и усердною. Что за молитва, когда ум рассеян по множеству предметов мира, а в сердце толпятся разные желания мирские? Что за молитва, когда молящийся сам не понимает, что он делает? С негодованием говорит Господь о таких молитвенниках, приближаются ко Мне людие сии усты своими и устами чтут Мя, сердце же далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя (Мф.15:7). Истинная молитва должна быть усердною молитвою, которая исходила бы из глубины души. И люди недовольны бывают, когда замечают, что просят их неискренно. А Бог есть сердцеведец и благоугождается дарами сердца. Он принимает от нас наружные коленопреклонения и поклоны, но тогда, когда они бывают выражением сердечных чувств наших или возбуждают сокрушение. Молитвы святых были воплем души. Возопи Моисей ко Господу, говорит писание (Исх.17:4), возопи, т.е. воззвал душою и со всем усилием души. Точно также говорится о молящемся Илие, возопи Илия ко Господу (3Цар.17:20). Как молилась пророчица Анна, когда была услышана Господом? И та умилена душою и помолися Господу и плачущи проплака (1Цар.1:10). Какова была молитва Давида? Псалом его поет, из глубины воззвах к Тебе, Господи, услыши глас мой (Пс129:1). Развлечение души во время молитвы бывает и следствием порчи души, столько склонной увлекаться впечатлениями чувственными. Чтобы укротить в себе эту склонность, надобно держать душу пред лицом Бога всесвятого и грозного для грешников, надобно молиться о даровании духа молитвы. Бывает, что мы стоим рассеянные на молитве и оттого, что слишком скоро перешли от житейских занятий к молитве; тогда житейские помыслы и заботы не оставляют души, во время молитвы, так как не готова она вовсе к молитве. Потому прежде даже не помолитися, уготови себе, и не буди, яко человек искушая Господа (Сир.18:23). Легкомыслие также рассеянно молится. Пусть оно твердо помнит, что христианин должен служить Богу всеми силами, и что проклят творяй дело Господне с небрежением.

Молитва наша должна быть смиренная и благоговейная. Стоя на молитве, или молясь внутренно, должны мы устранять всякий помысел самомнения, всякую мысль о своем достоинстве, всякое чувство самоуслаждения. Молитва – беседа души с Богом. Но кто Бог и кто мы? Он – святость всесовершенная, мы – грех; Он – Господь всемощный, пред которым трепещут ангелы; а мы – нищие и больные, слепые и нагие, пыль и та смрадная (Откр.3:17). Как же нам молиться без смирения и трепета? Смирение в молитве необходимо и потому, что с мыслью о едином Спасителе машем не примирило никакое надеяние на себя, никакое мечтание о своем достоинстве и заслугах. И как христианину являться пред Богом с какою-либо гордостью в сердце после того, как в притче о мытаре и фарисее Господь осудил молитву мечтательного фарисея и прославил молитву смиренного мытаря? Господь гордым противится, смиренным же дает благодать, учит апостол (Иак.4:6). Так, слушатели мои, эта гордая поступь, это высокомерное чело, эти взоры презрения к бедности, с которыми иные являются в храме молитвы, вовсе неприличны молящемуся; они призывают гнев Божий. Нет, братия, поучимся молитве у этих нищих, что стоят у порогов храма Божия, или у дверей дома нашего. С каким смирением, с каким унижением стараются они возбудить в нас сострадание к ним! А это – братия наши; это не то, что мы пред Богом нашим.

Молитва истинная, как молитва усердная, не может быть молитвою временного порыва сердечного; она – молитва постоянная.

Искреннее усердие твердо сражается с препятствиями и не отступает от цели, прежде чем достигнет ее. Точно так и усердная молитва. Она продолжает подвиг свой днем и ночью, прилагая труды к трудам. Она стучится в двери милосердия Божия неотступно, хотя бы долго не отворялись они. С одной стороны, как плод глубокого сознания немощей своих, она не может считать труда своего конченным когда либо, чтобы говорить, довольно, долг выполнен, более не нужно молиться. С другой стороны глубоко, благоговея пред величием Божиим, она верит и исповедует, что пути Божии – не то, что пути человеческие; их не измерит человек, у Господа Бога могут быть причины, по которым Он то для нас самих, то для других подобных нам, может надолго оставить без исполнения желания наши. По той и другой причине она молится долго, пока не угодно будет Господу явить свою волю.

Говорят, Господь запретил долгие молитвы, когда сказал, моляшеся, не лишше глаголите, яко же язычницы, мнят бо, яко во многоглаголании своем услышаны будут (Мф.6:7)? Да, Господь запретил долгие молитвы. Но какие? Те, которые совершают язычники. Он говорит, не лишше глаголите, яко же язычницы. Он объясняет и то, почему многословие язычников не умно. Мнят бо, яко в многоглаголании услышаны будут. Язычники верили, что боги их слишком далеки от них и бывают очень обременены делами, так что не слышат, что говорят им молитвенники их, почему необходимо умножать слова молитвы, чтобы боги могли наконец услышать молитву. Вот какие мысли о Божестве запрещает иметь Христос Господь! Вот какие многосложные молитвы осуждает Он! Но не запрещает, а заповедует Он долгие молитвы душе правоверующей, как плод её смиренных мыслей о себе самой, как плод её благоговения к воле премудрого, как дело усердия к Богу сердец наших. Чтобы видеть ясное учение Его о долгой молитве души правоверующей, вспомните притчу Его о неправедном судье, который удовлетворил вдове просительнице, только по её неотступной просьбе. Что сказал Господь в объяснение сей притчи? Слышите, сказал Он, что судия неправды глаголет? Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных своих, вопиющих к Нему день и нощь долготерпя о них (Лк.18:7)? Вспомните еще притчу Его о друге, который сперва было отказал исполнить просьбу друга, а потом исполнил ее, собственно, потому, что друг просил неотступно. И Аз вам глаголю, присовокупил Господь, просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам (Лк.11:8). Точно так и апостол Христов учил, «в молитве будьте постоянны и бдительны с благодарением» (Кол.4:2). Итак, видите, долгая молитва язычника осуждается, потому что она есть плод несправедливых мыслей о Божестве, будто не знающем нужд наших помимо долгой молитвы. Долгая молитва душе правоверующей предписывается, как дело святое, так как она, не допуская языческой мысли о Боге, льется пред Богом, как дело глубокого смирения пред Богом, очищающего нечистоты сердечные сокрушением и слезами, как плод твердой надежды на Бога, бодро ожидающей посещения Божия, когда бы ни случилось оно.

Так, братия, должны мы молиться Богу! Молитва наша должна быть молитвою веры в Бога и Господа Иисуса. Мы должны молиться искренно и усердно, не развлекаясь помыслами и заботами мирскими. Должно молиться с глубоким смирением и благоговейно. Наконец молитва наша должна быть постоянною и неотступною. Такова молитва угодная Господу, которому слава – ныне и во веки. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх