Проповеди на праздники:


Слово по освящении храма в честь Святаго Духа, на торговой площади Харькова. 1837 г.

На площади торговли освящен храм Всевышнему. Как не радоваться о таком храме? Не ясный ли это знак того, что дело торговли хотят совершать с призыванием помощи Всевышнего и для славы имени Его? Не знак ли это того, что все свое и себя поручают воле Божией и от нее ожидают всего? Не вдали от нас раздаются громы войны, и мы освящаем храм Богу мира. Что это значит? Господи! молитвы отцов наших творят нас сильными среди бед; по примеру отцов наших ожидаем мы всего от Тебя, всегда попечительного о нашем спасении. Создание и благоукрашение храма сего – труды смиренной любви к Тебе; прими же жертву сию и ниспосли благословение Твое на возлюбивших благолепие дома Твоего, к славе пресвятого имени Твоего.

Все это прекрасно, братия мои! Но в ряду с этими добрыми расположениями не замечаете ли печальной болезни нашего времени – недовольства своим состоянием? Не замечаете ли, что торгующие и не торгующие, богатые и бедные, ученые и неученые, управляющие и управляемые, то в душе, то на словах, обнаруживают ропот на свое положение, не довольны тем, что имеют и тревожно домогаются большего? Болезнь печальная, болезнь опасная! Не скрывать, а лечить ее надобно.

Ожидание всего лучшего от Господа – дело святое, когда благоговейно оно пред волею Господа. Пусть другие видят во всем свой ум, свою волю, свое искусство, свои успехи, любуясь только собою. Сии на колесницах, сии на конях, мы же во имя Господа призовем; мы ожидаем спасения от Господа. Не сомневаемся, что дарами Божиими надобно пользоваться, таланты данные Богом надобно усовершать трудами, – из готовых, но грубых, способов жизни надобно извлекать более удобные и легкие. Но и прежде и после того надобно помнить, что всем располагает Бог, что не только все, что имеем, не наше, но и пользоваться не нашим можем мы с успехом только при помощи Божией. Кто есть Бог наш? Он не то, что бог языческий, который спокойно сидит на небе, не думая о том, что происходит на земле. Кто есть Бог наш? Он не то, что бог необходимости, невольно покорный законам природы, без воли и свободы; Он есть Бог любви и мощи безграничной. Он – Царь велий по всей земли (Пс.94:3). Помимо Его воли, помимо Его ведения, не спадет ни один волос с головы нашей. Им цари царствуют и от Него же ожидают себе пищи птенцы ворона. Пред величием Его все мало, а для любви Его и малое дорого. Он все видит; Он знает, к чему кто способен и что кому полезно и овому дает пять талант, овому два, овому же един, комуждо противу силы его (Мф.25:15), каждому столько, сколько может принять без вреда для себя. Так святы наши молитвы к Господу благоговейные пред Ним. Святы ожидания наши всего лучшего от Господа, но покорные Его воле. То ли означает недовольство наше своим состоянием? Оно и надеждами обращено к нашим силам и тревогами восстает против воли Божией. Смирим его смиренною молитвою к Господу.

Думаете ли, что самая смиренная в глазах наших доля не может быть достаточною для нашего покоя? О, покой души не зависит ни от чего внешнего! Он зависит от расположения души к Господу. Тот, кто живет в Боге, говорит нам, имуще пищу и одеяние, сим довольны будем (1Тим.6:8). А какой бедняк не может иметь пищу и одеяние, если только трудится он, как велеть Бог трудиться? Живи он со страхом Божиим, живи он в уповании на Бога и по Его воле он – счастлив. Лучше частица малая со страхом Господним, нежели сокровища велия без боязни, говорит мудрец Божий (Притч.15:16). К несчастью нашему, желания наши не знают предела, страсти наши не насытны; бездна никогда не скажет, довольно, – она все хочет поглощать, так и наши желания, устремленные к земным выгодам. И сколько неправд, сколько беззаконий дозволяет себе эта жажда большего, это недовольство тем, что дано! Иной доверие других обращает в средство торговли бессовестной и крадет чужое обеими руками, обнадеженный тем, что не видят. Как это низко, как это грязно пред совестью людскою! Другой доверием братьев пользуется для того, чтобы добывать средства к мотовству, или к жизни не по состоянию. О, Боже мой! Какое глубокое забвение о Твоем суде грозном! Ужели опыты давно не сказали нам, что богатства, нажитые неправдами, низводят проклятие на домы и потомство. О, не будем неправдами нашими навлекать на себя гнев правды Божией! Пусть святые заповеди Вышнего полагают границы желаниям нашим; будем довольны тем состоянием, в каком поставил каждого Бог. В этом наш покой, в этом наше счастье, временное и вечное.

Апостол учит нас, «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как ему угодно. Если бы все были один член, то, где было бы тело? Если все тело – глаз, то, где слух? Если все – слух, то, где обоняние? Глаз не может сказать руке, ты мне не надобна, или также голова ногам, вы мне не нужны. Так и в Христовой церкви» (1Кор.12:12, 17–19, 21). Видите, Богу угодно было устроить тело наше так, как оно устроено. И вместе с тем, как прекрасно устроено оно! Части тела не все равны, но каждая часть – на своем месте и выполняет назначение, полезное для всего тела. Хорошо ли было бы, если бы рука захотела быть глазом, нога – головою, а ухо – ногою? Точно в таком виде устроено духовное тело, царство духов свободных. Благость Божия никому не отказала в том, что нужно для спасения и блаженства каждого. Пусть каждый выполняет свое назначение, тогда и каждый имеет значение высокое, для себя и других, и в целом – превосходный порядок. Если ты в составе таинственного тела назначен быть ногою, твое дело ходить и трудиться, а не смотреть за другими. Если тебе указано быть рукою, твое дело брать и передавать другим, а не рассуждать, или нежиться в покое. Если ты голова, управляй телом умно и заботься о его безопасности. Не жалуйтесь на то, что назначение ваше не высокое, при нем вы можете быть членами благородными и приобрести нужное для вас спасение. Будьте уверены, что ленивый и лукавый раб, что ни дай ему, употребит во зло себе и другим; но усердный и верный долгу своему и с малою частью имущества может быть богатым и счастливым. Ты не имеешь мудрости, но можешь иметь кротость, которая также дорога в царстве духовном, как и мудрость. Ты не пользуешься здоровьем телесным, но постоянством в труде можешь избавлять себя от бедности. Ты не богат; но терпеливая бедность – не выше ли расточительной роскоши? Не умная мысль желает равенства для всех на земле. И на небе, в царстве славы, звезда от звезды разнится в достоинстве (1Кор.15:41). Умное дело наслаждаться тою долею света, которая дана Отцом светов. Ты улыбаешься, смотря на то, как дитя хочет казаться великаном. Осмотрись же, не более ли смешон ты, когда недоволен своим состоянием? При всем неравенстве дарований, мало ли получили мы от Господа, за что должны благодарить Его, а не роптать? Всякое дыхание хвалит Господа, каждая травка, каждое насекомое довольны своею судьбою. Мы ли неблагодарны будем пред Господом? Малость ли дары ума и воли? Мы все искуплены кровью Сына Божия; мы все наделены дарами Духа Святаго; всем нам готова блаженная вечность. Жизни земной слишком мало, чтобы за все то возблагодарить Господа.

Что приобретают недовольные ничем и ропщут на свою долю? израильтяне роптали на Моисея и на Бога и погибли в пустыне. Фараон, не признававший Бога израилева и требовавший только служения себе, погряз в волнах морских. Не ропщите, братия, яко же неции ропташа и погибоша в пустыни, увещевает нас апостол (1Кор.10:10). Дикое самолюбие, отторгшее себя от силы Божией, должно быть подавлено тяжестью своих немощей, – это неизбежно. Дух, известный ныне с именем сатаны, вышел из рук Творца ангелом света, лучшим из творений Божиих. Но недовольный своим состоянием, тогда как получил очень многое от Бога, он захотел выше звезд поставить престол свой и сравняться с Богом. Что же вышло из того? Нечестивая дерзость его страшно наказала его, отторгшийся от Бога гордостью ниспал в геенну. Вот верный образ судьбы всех недовольных своим состоянием. Кто ропщет на свое малое и гордо требует большего, тот, наверное, желает себе вредного. Ты горько жалуешься на бедность, но осмотрись, не одна ли бедность и может довести тебя до небесного царства? Ты жалуешься на то, что не в ряду людей чиновных и почетных. Но смотри, твоя лодочка безбедно плывет в свою пристань, тогда как большие корабли погибают в волнах бурного моря; благодари же Бога за твою безопасность и вздохни о безрассудстве твоих же ланий.

По временам тяжело бывает смотреть на то, что творится на земле. Тяжело бывает видеть мир грешников, успех нечестивых, счастье тех, которые живут и действуют в угоду наглых страстей? Но – прежде должны мы осмотреть самих себя, должны узнать; правы ли мы во всем пред Богом, мы не довольные своими неудачами? Не заслужили мы того, чтобы торжествовали над нами нечестивые? Оставим другие дела наши, – каждое движение самолюбия нашего есть противление воле Божией; а сколько в нас таких движений! Каждый раз, когда хотим мы быть счастливыми по-своему, а не по усмотрению Божию; каждый раз, когда мы делаем дела без мысли о Боге, без чувства нужды в Его помощи, к славе своей, и вовсе не к славе имени Божия, не дерзко ли мы грешим пред Богом, не тяжко ли оскорбляем Того, кем движемся и существуем? Затем, несчастье ли для нас, если Отец небесный вразумляет нас неудачами нашими, как детей забывчивых? Несчастье ли для нас, если – Он судить нас, заставляет прийти в себя и обратиться к Нему со всеми немощами нашими и со всеми нуждами нашими? Несчастны мы, если остаемся невнимательны к наставлениям Отца небесного. О! буди имя Господне благословенно во веки! (Иов.1:21). Грешны мы, Господи, пред Тобою; имеем нужду в наказаниях Твоих, твори с нами по усмотрению Твоему; только не лишай нас за грехи наши любви Твоей; помилуй нас по великой милости Твоей; пошли нам благодать Твою, просвещающую и исцеляющую нас! Пусть каждый из нас, братия, вопиет с Давидом, не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой, Спас мой, Заступник мой, наипаче неподвижуся (Пс.61:2–3).

Что же до лукавнующих, не ревнуй им, не завидуй творящим беззаконие, зане яко трава скоро исшут и яко зелие злака скоро отпадут. До времени терпит их Господь, до времени дозволяет им быть счастливыми. Он точен в правде своей; а нет нечестивца, в котором не было бы чего-либо доброго. Потому за малое добро Господь платит нечестивому малым земным покоем. Если нечестивый избегает суда правды человеческой, если не тревожить его до гроба и суд Божий. Развязка всему – не на земле, полное оправдание судьбам Божиим – в вечности. Правда Божия откроется во всей силе своей – в другом кругу бытия. Там нечестивым заплатят за все их нечестие.

Братия мои! не жаловаться должны мы на свою долю, а благодарить за нее Господа. Чем бы ни посетил нас Царь небесный, какими бы путями ни повел нас в жизни нашей, Он всегда ведет нас к нашему вечному спасению. Наше дело благоговеть к Его воле и твердо помнить, что «всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего возмется и то, что имеет» (Мф.25:29). Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх