Проповеди на праздники:


Слово по освящении храма в честь пророка Илии в городе Сумах

Дом Мой дом молитвы есть (Лк.19:14).

Благословен Бог! Храм, так давно ожиданный, так долго не оканчивавшийся по бедности прихожан, наконец окончен.

Благословен Бог! Благодатию Святаго Духа освящен храм сей, дабы быть ему святилищем таинств, училищем благочестия, домом молитвы!

Благословенны рабы Божии, содействовавшие созданию дома Божия приношениями великими и малыми, из которых каждое принято и оценено достойно благим и всеведущим. Сугубое благословение Божие да осенит показавшего и заботами, и приношениями особенное усердие при построении храма сего.

Братия! дом Божий, дом молитвы так заботлив о назначении своем для молитвы, что, в чине служения его, указывается предстоящим в нем и на предметы молитвы. Последуем ревности его к молитве. Размыслим, о чем мы должны молиться? И для храма, и для нас нужно осветить словом Божиим предмет святой молитвы.

Что дороже всего для человека, как не вечное спасение души? Для чего сходил Сын Божий на землю, если не для спасения душ наших? Душа наша так высока по-своему богоподобию, по качествам бессмертного духа своего, что ничто земное не равняется ей. Она так дорога, что на весах правды Божией целый мир оказывается легче её. «Что пользы человеку, говорит Господь, если он приобретет весь мир и потеряет душу свою?» (Мк.8:36). Так самым первым предметом молитвы нашей должно быть спасение души. Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся, все нужное для земной жизни, приложатся вам (Мф.6:33), так учит нас Сын Божий. Чего прежде всего, по наставлению Господа, должны искать мы, о том, без сомнения, прежде всего должны мы и молиться. Поскольку же Господь говорит нам, царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21) и, следовательно, царствие Божие – тоже, что спасение души, то понятно, что Сам Господь заповедует нам прежде всего молиться о спасении души.

Что препятствует спасению души нашей? Грехи наши, наша виновность пред Богом. Грехи удаляют нас от Бога, грехи выставляют нас предметом гнева Божия, с грехами своими – мы гнусность пред Богом. Как же нам не молиться о прощении грехов? Боже милостив буди мне грешному, должен взывать каждый с мытарем, и с Давидом кающимся должен повторять, по множеству щедрот Твоих счисти беззаконие мое (Пс.50:3). Правда Божия не может простить грешника, не востребовав удовлетворения за вины. Но тогда, как «все мы лишены славы Божией», Бог Отец предложил Сына Своего «в жертву умилостивления, чрез веру в кровь Его, чтобы показать правду Свою в прощении грехов» (Рим.3:23, 25). Итак, мы можем надеяться на прощение грехов не иначе, как при вере в Христа Господа, нашего искупителя. Вере в Христа Господа готово прощение. Беззаконий моих много, их больше, чем волос, на голове моей, виновность моя тяжка, ничего нет у меня, бедного грешника, чем мог бы я загладить ее, но Отец небесный! се агнец Божий вземляй грехи мира – распятый Сын Твой (Ин.1:29); на Него надежда моя, в Нем – защита моя, для веры в Сына Твоего прости грехи мои! Слушатель мой! как бы много ни было у тебя грехов, молись с верою в Сына Божия и грехи твои простятся. В этом уверит тебя не человек, а посланник Божий, апостол. «Если бы кто согрешил, говорит он, то имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши грехи, но и за грехи всего мира» (1Ин.2:1–2).

Грех не только обвиняет нас пред правдою Божией, но он испортил душу нашу; мы так расстроены им, что не способны творить волю Божию, как бы следовало творить. Только благодать Духа Святаго может исцелить нас больных. И так после прощения грехов должны мы молить Отца небесного о даровании благодатной помощи душе нашей. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей; не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святого не отыми от Мене. Так молился Давид; так должен молиться каждый из нас. Велик дар Божий – благодать Духа Святаго, а мы столько недостойны милости Божией! но и здесь в помощь нам вера в Господа Иисуса. Господь, идя на крестную смерть, говорил, аше не иду, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам (Ин.16:7). Он умер на кресте и послал людям Духа Святаго после того, нет места безнадежно относительно благодати исцеляющей. Сын Божий, еще до креста знавший волю Отца небесного о Духе благодати, – говорил последователям своим, просите и дастся вам. Аще вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11:13). И так просите благодати Божией, просите во имя Сына Божия, и она дастся вам, для исцеления душ ваших.

«Пока живем мы в теле, учит апостол, мы устранены от Господа (2Кор.5:6). Мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:13–14). Коль скоро душа наша успокаивается тленными вещами мира сего и не стремится к вечности, она уклоняется на распутия греха, обояния мира запутывают ее в неправды и беззакония. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Так взывал даже апостол. Это значит, что полная свобода от нападений греха последует только за гробом для самого подвижника Божия. Как же не воздыхать нам о вечности? Вышних ищите, убеждает нас слово Божие, идеже есть Христос, – горняя мудрствуйте, а не земная (Кол.3,1–2). Так мы должны молить Господа, чтобы не лишил нас покоя в вечности. Да приидет царствие Твое (Мф.6:10), так повелел молиться Господь наш. Будем взывать с разбойником кающимся, помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем.

Должны ли мы просить у Бога благ земных? К одному великому старцу пришли за наставлениями два брата, имевшие несчастье увлечься учением евхитов, тех, которые считали грехом заниматься чем либо, кроме молитвы о спасении души. Старец трудился с учениками, обрабатывая сад, когда пришли те молитвенники; он усердно продолжал копать землю и тогда, как те стояли, ожидая наставлений. Поработав довольно времени, старец с учениками пошел в трапезу, ничего не сказав пришедшим. Говорили, что он великий старец, а он не знает и долга покоить странных, рассуждали между собою пришельцы, и неудовольствие свое на старца передали некоторым из учеников его. Простите меня, братия, сказал старец молитвенникам; я не пригласил вас в трапезу оттого, что вы все молитесь. Тогда пришедшие поняли свое заблуждение. Так, други мои, заботясь о спасении души, мы не должны оставлять в пренебрежении нужды земной жизни, а должны молить Господа и о благах земных. Земные блага нужны нам как способы для продолжения земной жизни и как средства для спасения души. Земную, телесную жизнь велено нам беречь, а не убивать ее; потому должны мы просить у Господа и способов к её поддержанию и продолжению. Земные блага оказывают нам различную помощь в спасении души, то, как средства для благотворения ближним и для внешнего богослужения, то, как успокоение в немощах наших, по временам слишком тяжелых и опасных для слабой души нашей. Все ли равно для нас, живем ли в такое время, когда благорастворенный воздух разливает жизнь в природе физической и в теле нашем, или тогда, как зараза кладет в гробы сотни братий и сестер наших? Все ли равно, страдают ли от Голода дети и старцы, люди и животные, или обилие плодов земных вызывает из сердец благодарения Отцу небесному? Все ли равно, опустошает ли война города, села, страны, или под сенью мира люди покойно занимаются делами звания своего? Кажется, ответ не затруднителен. Сам Господь наш, вместе с тем, как велит нам молиться о прославлении имени Божия, об исполнении воли Его, о появлении царства небесного, наставляет нас так молиться, хлеб наш насущный даждь нам днесь, и избави нас от лукавого, или от всякого бедствия. Апостол Павел говорит, молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, – да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:1–2); апостол учит молиться о том, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и честности». Поскольку же известно по опытам, что земные блага затрудняют нас на пути ко спасению и это бывает особенно тогда, как их у нас много, то, испрашивая их у Господа, должны мы ограничивать желания наши необходимым и полезным для вечности; должны просить их, как просил мудрец Божий, богатства и нищеты не даждь ми, устрой же ми потребная и самодовольная, да не насыщуся ложь буду и реку, кто мя видит? Или обнищав украду и клянуся именем Божиим (Притч.30:8–9).

Отче небесный! да святится имя Твое во всех делах наших! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх