Проповеди на праздники:


Слово по освящении храма в честь Божией Матери, в Ахтырском монастыре

Тебе благодарение, благий утешитель наш, благоволившему освятить сей жертвенник для возношения молитв наших с земли на небо! Истинно высокая милость Божия для нас, слушатели, что мы немощные и нечистые можем приближаться к всесвятому с нашими нуждами и просить Его всесильного о помощи. Благость Божия так велика к нам, что не только удостаивает нас чести беседовать с величием беспредельным, но благоволит и исполнять, чего просим мы в молитве. Если при том только молитве чистой и святой предоставлено получать, чего просит она, это весьма естественно. Но часто ли бывает у нас молитва чистая, достойная величия Божия? То чувствуем мы холодность к молитве и остаемся без молитвы в сердце; то совершаем молитву не с таким усердием, с каким надлежало бы совершать ее. Что делать нам бедным, чтобы была в нас молитва угодная Господу? Какие меры надобно нам принимать, чтобы возбуждать и поддерживать в себе богоугодную молитву?

О чесом помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам дух ходатайствует о нас воздыхании не изглаголанными (Рим.8:26). Так учит учитель языков. Если бы св. Павел сказал, вы не знаете, о чем, и так молиться надобно, то еще можно бы было думать, не относит ли он слов своих к тем, к кому пишет свое послание, не изображает ли он только частного их состояния. Но он говорит, не вемы, о себе и подобных ему говорит печальную весть. Значит, что и самые лучшие, самые высокие в жизни духовной, люди, каков св. Павел, не знают ни того, о чем надобно молиться, ни того, как надобно молиться. Общие предметы молитв показаны в молитве Господней, но что из этих общих нужд более нужно для души подвижника Божия, в известное время, этого не знает он. Ап. Иаков сказал нам, что значит зле молиться (Иак.4:3). Но точно ли не обратится в пищу, страстей моих то, чего прошу у Господа, того не знаю; знаю, что искренним сердцем надобно молить Господа, но точно ли искренно молюсь, не ведаю. Что ж остается делать нам бедным? Остается просить помощи свыше; остается просить того Духа утешителя, который один может даровать нам дух благодати способный ходатайствовать за нас воздыханиями неизглаголанными. При Его помощи, подобно ветке, питающейся соками лучшей виноградной лозы (Ин.15:10), можем изливать самые чистые моления пред Всевышним. Он есть Дух истины, способный наставить на всякую истину (Ин.14:26); Он есть Дух чистоты и святости, способный дать силы для всего святого; Он есть Дух благий, готовый на помощь к нам, при каждом вздохе нашем. Вот почему св. церковь всякое моление свое, утреннее и вечернее, всякую молитву о частных и общих нуждах, начинает молитвою к утешителю Духу. – «Царю небесный утеиштелю Душе истины, говорит она, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны». Так прежде всякой борьбы с холодностью нашею к молитве, с нашим бесчувствием и рассеянностью, должны мы обращаться с молитвою к Духу Святому, дабы Он вдохнул в бездыханную душу дух жизни и силы, просветил темный ум наш светом своим, согрел холодное сердце наше теплотой своею, дал силу ленивой воле для молитвы искренней и чистой. Это первое дело, чем должен начинаться расчет с холодностью нашею к молитве.

Затем, начиная молиться, твердо помни, к кому ты приступаешь, к кому, являешься на лице, кого хочешь просить за себя. Молитва есть возношение мысли и сердца к Богу, есть беседа души с Богом. Итак, приступая в молитве, ты являешься пред неприступное величие Того, Коего имя велико и страшно (Пс.98:3); ты приближаешься к Тому, Кто есть огнь поядаяй для всего нечистого (Евр.12:29); ты входишь в общение со всесвятым и праведным – с Тем, Кто отвращается всякой неправды и лжи сердечной (Пс.5:5), гнушается мужа кровей и льсти и только кто богочтец есть, того послушает (Ин.9:31). Как же явиться к Нему с душою полною суетности и нечистоты и без всякого страха за себя? Если бы ты был и ангел, по чистоте жизни, если бы ты, приступая к молитве, и ничего тяжкого не чувствовал на совести твоей, и тогда ты должен помнить, что самые ангелы трепещут пред величием Божиим, и в них зоркое око Его видит нечто стропотное, а мы кто таковы? Грешники от колыбели до гроба. Бедный брат мой! ты, который так беспечно входишь в храм молитвы, опомнись, куда ты входишь? Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом, говорит нам неложное слово Божие (Пс.2:11). Ты идешь в храм, чтобы явиться пред лице Божие и служить пред Ним. Опомнись, каков ты и каким должен быть! Мысль о безграничном в своей святости и силе не должна ли пробудить тебя от привычной твоей рассеянности, бесчувствия, беззаботности о себе, не должна ли заставить тебя трепетать и страшиться, пасть в смирении и сокрушении пред Ним – Богом правды?

Если и сего мало для черствого сердца твоего; если и мысль о величии Божием не довольно располагает холодность твою к молитве, не довольно поддерживает усердие к труду не ленивому, подумай еще о том, чем остаешься ты, оставаясь без молитвы, и что может доставить тебе усердная молитва? Все мы – бедные грешники, ни к чему негодные, без благодати Божией; все мы грешники безответные пред судом правды Божией. Молитва – простертая десница, которою приемлем мы помощь свыше, силу против немощей наших, прощение, в неправдах наших. Что для тела свет солнца, то для души молитва. Несчастье для слепца, что не видит он солнца. Несчастнее душа христианская, когда не радит о молитве, чтобы молитвою призывать на себя свет Христов. Как тело без души мертво и, предаваясь гниению, смердит, так душа нерадивая о молитве бывает безжизненна и смрадна. Это не наши мнения; это наставления слова Божия. Чтобы сими мыслями сильнее возбудить душу свою к благодатней молитве, чаще повторяй себе точные слова откровения Божия о силе молитвы. Приводи себе на ум слова боговдохновенного царя, благ Господь всем призывающим Его во истине (Пс.144:9); воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я (Пс.106:6); волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я (Пс.144:19); не уничижи, ниже негодова молитвы нищего, ниже отврати лице свое от Мене и егда воззвах к Нему, услыша мя (Пс.21:25). Особенно сильно пробуждаться может не чувствие наше, когда будем повторять обетования Господа Иисуса Христа о дарах, готовых для молитвы. Не Он ли говорил нам, вся, елика аще вопросите в молитве, верующе, приимете? (Мф.21:22) Не Он ли уверяет нас словом своим, еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне? (Ин.14:13) Бдите и молитеся, да не внидете в напасть, дух бо бодр, плоть же немощна (Мф.26:41).

Желаешь ли искренно учиться молитве богоугодной, не пренебрегай ничем, что может усиливать или ослаблять расположение души к молитве; не пренебрегай ни положением тела твоего, ни обстоятельствами внешними.

Различное положение тела вместе с тем, как служить выражением различных чувствований души, святых и грешных, может служить еще средством к пробуждению в душе молитвенного духа. Труды коленопреклонения и земных поклонов, располагают душу к смирению и умилению, к раскаянию и труду душевному; ослабляя грешную плоть, они дозволяют душе возноситься к Богу, в сокрушении сердечном и в чистоте помыслов. Не много нужно ума, чтобы понять, что небрежное ограждение себя крестным знамением вместе с тем, как выражает бесстрашие души пред Богом, поддерживает и усиливает в ней помыслы легкомысленной гордости и невнимания к себе.

Легкомыслие осуждает всякую долгую молитву, но если бы усердно занялись долгою молитвою, то исцелели бы и от легкомыслия, и приучились бы к молитве богоугодной. Какое бы искусство ни захотели мы перенять, нужно время для изучения его. Более, чем для чего-либо другого, нужно время, чтобы ввести душу в состояние молитвенное и обучить ее постоянно молиться так как должно молиться. Особенно не надобно пропускать без молитвы те времена, которые освящены для молитвы св. церковью, так же как надобно посещать для молитвы храм Божий, где все располагает нас к благоговейной молитве.

Не много сказано нами о мерах к преспеянию в молитве; но пусть употребят сии меры, и не останутся без успехов в молитве. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх