Слово по освящении храма Святителя Алексия, в селе Черкизове.1825 г.
Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. (Матф. XVI, 18).
Тогда, как мы освящаем церковь рукотворенную, и молим Бога, чтобы Он утвердил храм сей до века непоколебимым, Евангелие возвещает нам непоколебимую твердость Церкви нерукотворенной, то есть общества верующих «во единаго истиннаго Бога», в Троице славимаго, и «Его же послал есть» Бог Отец, «Иисуса Христа» (Ин.17:3), Богочеловека, «Сына Бога живаго» (Мф.16:16). Благая и благовременная весть! Ибо если бы Церковь нерукотворенная могла быть потрясена и разрушена, то какая была бы надежда созидать на многие веки церковь рукотворенную? Если не будет Церкви живой, то есть верующих человеков: церковь каменная или разрушится, быв оставлена без попечения, или, по крайней мере, останется пуста и бесполезна. Но когда знаем, что никакая враждебная сила не может одолеть Церкви живой, духовной: то есть надежда, что и вещественная церковь или храм, не будет допущен до падения, и не вотще стоять будет. Ибо если он и обветшает от времени: живущий в живой Церкви Дух Христов, побудивший создать храм, вновь возбудит кого-либо, ветхое в нем обновить, поврежденное исправить, неблаголепное украсить, скудное обогатить, и на новые дела святыни призвать новое освящение благодати, как сие ныне в храме сем действительно совершившееся каждый из нас видит собственными очами.
Итак, приимем отверзтым сердцем слово Господне, сколько для Петра, столько же и для всех нас радостное: «ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей».
Полезно со вниманием посмотреть на твердое созидание Церкви Христовы. Сие может послужить к нашему собственному наказанию и утверждению.
«Ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою». Дабы правильно разуметь, каким образом «на сем камени», который есть Апостол Петр, "создана Церковь», должно прежде всего утвердить коренную истину, что всеобщее, глубочайшее основание, также и первый, краеугольный камень здания церковного, есть не иной кто, «как Иисус Христос Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). «Основания, – говорит Апостол, – инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор. III, 11). «Наздани бывше, – говорит он также в другом месте Христианам, – на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу: о Немже всяко создание составляемо, растет в церковь святую о Господе: о немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» (Еф. II, 20–22). Посему и Петр положен в основание Церкви не прежде, как он положил в ее основание Христа. Прежде Петр сказал Господу: «Ты еси Христос Сын Бога живаго». Потом уже Господь сказал Петру: «ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою». Примечайте и то, что хотя Господь обещает Петру на нем создать Церковь: «на сем камени созижду»; но не обещает, чтобы Церковь была его, а называет ее Своею: «созижду церковь Мою». Не хотят сего примечать западные, которые силятся утверждать, будто Церковь принадлежит одному Петру, а Петр одному Риму: и не напрасно называются они западными, не по местоположению только их области в стихийном мире, но и по состоянию их в области духа в вечерние времена Церкви: пoелику истина веры, которая на Востоке взошла и воссияла в чистом стремлении к царствию небесному, заходит и меркнет у них, как в облаке или тумане, в смешенном желании земного владычества.
Каким же образом «на сем камени», который есть «Петр» Апостол, создана Церковь Христова? Приближимся, посмотрим. Когда Иисус Христос явился в мире, тогда стояла церковь Иудейская, а Христианской даже и основания не видно было; – основание разумейте то, о котором теперь говорено было. Тайну сего основания прежде всех Петру «не плоть и кровь явили», то есть не человек возвестил, но явил «Отец, ...иже на небесех» (Мф. XVI, 17). «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», сказал Петр, – и открылось основание Церкви Христианской. Прежде всех Петр увидел сие основание, и прежде прочих всех возлег на сем основании сей камень; и прежде прочих Апостолов получил обещание, что на нем самом возвысится потом здание. «Ты еси Петр», и «на сем камени созижду Церковь Мою». Действительное созидание на сем камени началось по сошествии Святого Духа на Апостолов. Посмотрите, как и теперь прежде прочих, и как твердо полагает Петр прежде положенное основание, «еже есть Иисус Христос (1Кор. 3:11). Твердо убо да разумеет весь дом Израилев», говорит Петр Иудеям, «яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, Сего Иисуса, егоже вы распясте» (Деян. II, 36). Смотрите далее, как быстро растет здание: «приложишася в день той душ яко три тысящи» (Деян. II, 41). И далее: «мнози... от слышавших слово, вероваша; и бысть число мужей яко тысящь пять» (Деян. IV, 4). Вскоре присоединились к Петру в деле сего созидания и прочие Апостолы: и по нескольких летах Иаков и пресвитеры его, в одном Иерусалиме, уже не тысящами, но тьмами считали Христиан, указывая их Павлу: «видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших» (Деян. XXI, 20)! Видите уже, без сомнения, и вы, братие, и разумеете, каким образом «на камени», который есть «Петр» Апостол, созидалась «Церковь Христова». Она созидалась проповедию Петра и прочих Апостолов, крещением от них, помазанием Святого Духа чрез их рукоположение, таинственным преподаянием от них животворящего тела и крови Христовы верующим, друг друга приимательным от них распространением священства со властию тайнодействовать, и вязать, и решить духовно, чрез что созидание Церкви, Апостолами начатое, и после того, как сии камни основания и утверждения сокрылись в Церкви невидимой, небесной, также чрез их преемников, пастырей и учителей, непрерывно продолжает Верховный Зиждитель Христос. «Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники», – для начатия созидания, «овы же пастыри и учители» для продолжения созидания, – тех и других вместе, «к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова» (Еф. IV, 11–12). Павел ли кто, Аполлос ли, или кто бы то ни был, но, по преемству от них приявший тоже дело «служения», – «Богу... есмы споспешницы»; а вы «Божие тяжание, Божие здание есте» (1Кор. III, 9).
Видим образ созидания Церкви: посмотрим на твердость сего здания.
«И врата адова не одолеют ей». Можно ли было ожидать иного? Если Зиждитель Церкви есть Бог и Христос Его: то кто может быть ее разрушителем? Какой враг, ищущий ее разрушения, может быть так силен, как Бог, Который ее утверждает и подкрепляет? Верно слово: «и врата адова не одолеют ей»?
Если испытующий спросит, почему и в каком разуме Господь не просто здесь именует «ад», но в особенности указует «врата адовы»: в разрешение сего приметим, что Господь в изречении Своем Церковь уподобляет зданию града, которому другой враждебный град в созидании препятствовать, и которое разрушить старается, как сие особенно испытали иудеи с Иерусалимом после пленения Вавилонского. У врат града, по древнему обыкновению, собирались обладающие градом и старейшины его для общественных совещаний и предприятий. Врата града враждебного бывают особенно страшны, и потому особенно могут быть указаны, когда выходит из них вражеское войско. Посему когда Господь не просто именует «ад», но в особенности указует «врата адовы»: чрез сие представляется уму нашему все, что ад имеет наиболее страшного и могущественного, если можно назвать могуществом его хитрость и ярость.
Едва открылось на земле созидание Церкви Христовы, как и врата адовы отворились, и изрыгнули против нее многочисленные враждебные силы и многообразные орудия. Врата адовы отверзлись против христианства на земли в Иудействе и в язычестве. Сила и хитрость, клевета и ласкательство, угрозы и прельщения, невежество народа и тонкости ученых, буйство черни и искусство правительства, поругание, изгнание, грабительство, мучения, множество известных и новоизобретенных родов ужасной смерти, – все подвигнуто было, чтобы «одолеть» Церковь Xристианскую. И что же? Синагога, храм и град иудеев, капища, идолы, престолы, воинства, целый мир язычников, все рушилось и рассыпалось в прах: а Церковь Христова осталась, возрасла, утвердилась, возвысилась, расширилась, возгосподствовала. Ад посрамленный, но не истощившийся в хитростях и злобе, хотел было подкопаться под основание Церкви, и отворит себе новые тайные врата против Церкви, чрез ереси и расколы: но где уже Арий, Македоний, Несторий, Диоскор и множество древних и новых ересеначальников и расколоначальников с их сонмищами? «Врата адовы» отворились в сем случае против Церкви только для того, чтоб ея изверги туда низринулись, а ей «не одолели», и пoелику «небо и земля прейдут, словеса же Христовы не мимо идут» (Мк.13:31), никогда никакими усилиями, ни ухищрениями, «врата адовы не одолеют ей».
При сем размышлении о твердом и неразрушимом создании Церкви Христовой, нельзя не вспомнить о современных и ближних нам, не знаю, как лучше назвать их – врагами ли, как они мыслят, или братиями, как мы желали бы, – о тех, которые, уклонясь от единой святой, соборной и Апостольской Церкви, вздумали созидать себе какую-то иную, которой основанием и подпорами служат им беглецы священства, и самопоставленные наставники, никем никогда непосвященные. Подумайте, что вы созидаете? Христос созидает «Церковь Свою»: а вы чью созидаете? Не признаетесь ли вы сами, что не Христову Церковь созидаете, когда сами себя почетным образом называете «Онуфриевым согласием, Феодосиевым согласием» и подобными названиями? Когда истинная Церковь Христова называлась человеческими именами?
Истинная Церковь созидается так, что всем верующим глава и основание есть «Христос», на Нем утверждаются, и преемством от Его «Апостолов» священного рукоположения, и общением прочих таинств неразрывно соединяются всех времен и мест православные «пастыри и учители» (Еф. 4:11), а с ними и прочие верующие. На ком или на чем основаны Феодосий, или Онуфрий и подобные им? Кто рукоположил их? Кто благословил их учить? И в ком из них искать твердости и единства, с Церковию неразлучного, когда они друг на друга восстают, и друг друга разрушают?
«Врата адовы не одолеют» истинной Церкви. Но если, как вы говорите, нет епископства, или совсем нет священства и таинств: то скажите также, что Церковь лишилась своего утверждения; скажите, что «врата адовы одолели ей», скажите, что слово Христово не сбылось; если же сего сказать не смеете: то признавайтесь или нет устами, – совесть ваша, рано ли, поздно ли, должна признаться, что мы имеем твердую, подкрепляемую священством и таинствами, а потому «не одоленную вратами адовыми» Церковь Христову: и, следственно, ваши самовольные и самодельные построения, воздвигнутые во вражде против Церкви, суть не иное что, как вновь построенные и отворенные врата адовы, на прельщение неведущих малым неким подобием Церкви притворно прикрашенные. Кто видит и разумеет, да бежит и ищет своего спасения в безопасном граде единой святой, соборной и Апостольской Церкви: а кто по упрямству, или по корыстолюбию и любоначалию, еще не хочет видеть и разуметь, тому да умягчит Господь сердце, и да отверзет очи прежде, нежели врата адовы совсем поглотят его.
Мы же, братия, стоящие в твердой и неодолимой ограде православной Церкви, возблагодарим за нее и за себя премудрого и всемогущего Зиждителя и Хранителя. Притом помыслим, что сколь неодолима она в своей полноте и целости: столько, напротив, каждый из стоящих в ней порознь должен опасаться и нападения и одоления. «Мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1Кор. X, 12). Для сего да держимся веры Христовы всею силою духа и сердца; да утверждаем всякое мнение и дело наше на основании учения Апостольского, Пророческого и Отеческого; да укрепляем и ограждаем себя силою благодати чрез общение Божественных таинств; да ходим выну, яко чада послушания пред Богом и Его Церковию. Аминь.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.