Слово плоть бысть 1902г.

  Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы

  Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий, Сын человеч бывает; человек бывает Бог, да бога Адама соделает (Стих. на хвалит. глас 2)

  Дивное, недомыслимое умами смертных таинство воспоминает и торжествует ныне святая Церковь: воплощение и вочеловечение Творца веков и миров – Сына Божия. Невместимый Бог вмещается в чистой утробе Богоотроковицы; бесплотный воплощается; безначальный зачинается; неприступный делается приступным; Слово воспринимает плоть; бесконечно-великий умаляется, и беспредельный определяется; Бог срастворяется с человеками и не стыдится братию нарицати их. Так, от века, от начала утаенное и Ангелам несведомое таинство открывается ныне и Сын Божий делается Сыном человеческим, чтобы восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение. Благовременно воскликнуть в восторге: да веселится тварь, да празднует весело все естество, т. е. как весь человеческий род, удостоенный такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя Бога, по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и воспринявшего на Себя природу твари, ради ее спасения. О, таинство непостижимое, таинство прерадостное и восхищающее всякую духовно разумевающую душу, но вместе и таинство ужасное! Ибо причиною такого снисхождения, такого истощания – наши грехи. Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести такое чрезвычайное средство ко спасению погибшего человека и – так уничижить Себя для того, чтобы нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и послушанию и всякой добродетели. Таинство, говорю, прерадостное и восхищающее душу! Как мы все, братья и сестры, почтены воплощением Сына Божья от пречистой Девы, возвеличены, обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем, Спасителем; Матерь Божия – стала нашею Матерью по благодати, Ходатаицею, Заступницею, Покровом. Вообразите, что было бы с людьми, если бы Сын Божий не снисшел так дивно, так благостно к нам грешным омраченными, тысячи раз злополучными по причине греха и вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко, безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях! А теперь, какое утешение всегдашнее для верующих и кающихся в воплотившемся нас ради Сыне Божием! Он надежда, очищение, освящение и спасение всех кающихся грешников; защита обидимых; утешение всех скорбящих; ободрение унывающих; покой утружденных и обремененных; награда подвизающихся, свет омраченных; сила немощных; Помощник в трудах благих; Споборник в духовных бранях; утеха всех праведных; вечная жизнь всех верующих в Него; веруяй в Мя, аще и умрет оживет, говорит Господь. Но воплощение Сына Божия есть вместе и таинство ужасное и поучительное, если помыслим, что низвело Сына Божия до такого самоистощания и к чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением Сына Божия. Со стороны Бога причиною вочеловечения была бесконечная любовь к нам, Его созданиям, любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему, ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши грехи, наше ужасное падение; наша неизбежная вечная гибель. Итак, что же от нас требуется вочеловечением Сына Божия? Немедленное, искреннее, нелицемерное и твердое покаяние во всех грехах, исправление сердца и праведная, святая жизнь. Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш. Изыдите от среды развратных и отлучитеся, и нечистоты не прикасайтеся: и Аз приему вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. Что именно этого требует от нас Господь Иисус Христос, т. е. святости и правды, вы можете убеждаться в том каждый день самою молитвою Господнею Отче наш, в которой Он, Господь, учит нас прежде всего молиться о том, чтобы нам свято и праведно, по воле Божией, а не по своей жить: «да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Итак, вот какую непременную обязанность налагает на нас, братья и сестры, воплощение Сына Божия: жить праведно и свято, благоговейно и честно, и удаляться от всякого греха, от всякой неправды и нечистоты. Иначе мы будем недостойны Сына Божия и царствия Его и приготовим себе тягчайшее осуждение и здесь и в вечности. Аминь.

  Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев).  Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902. 
Наверх