Слово первое в Неделю по Богоявлении. О богоизбранности и ответственности (произнесено в 1995 году)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Благо народам, которых Господь избирает для служения Себе. Несравненным счастьем пользуются дети Земли, где повсюду слышится зов Спасителя: Тем, которые приняли Меня, верующим во Имя Мое, даю власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Величайшая это милость – усыновление Богу, но и великая ответственность, ибо сказано также: ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим.2:24). Тяжек мрак неведения, но еще страшнее и смертоноснее грех отступничества.
Высочайшего и грозного избранничества от Господа сподобилось издревле наше Отечество. Благословен миг, когда будущий просветитель Руси – великий князь Владимир вышел из купели Святого Крещения. Ослепшим глазам его вернулось зрение телесное, и духовное прозрение познал благоверный князь в Божественном таинстве, воскликнув, «Теперь я увидел Бога Истинного!». Благословен этот миг и тысячекратно благословен тот день, когда святой равноапостольный князь Владимир привел народ креститься в речных водах. Как некогда на Иордане для иудеев, так же совершилось в этот день на Днепре для народа русского чудо Богоявления.
Так по милости Божией облеклась юная Русь в светоносные одежды Святого Крещения. А когда пала державная Византия, возмужавшему в вере народу русскому доверил Всевышний великий крест служения, русская держава стала сильнейшим оплотом Вселенского Православия. В ту пору Русь именовалась Святой, а народ ее назвался народом-богоносцем.
Не счесть небесных и земных даров, сопровождавших торжество Православия в нашем Отечестве. Сбывалось реченное в Священном Писании: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51). В лучезарных венцах входили сыновья и дочери новопросвещенного народа в Царствие Небесное. И земная жизнь, приобретшая высший смысл, просветлела. Православные подвижники, зовущиеся учителями славянства, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, подарили славянам и в том числе нашим предкам письменность. Памятью древней своей истории обязана Россия смиренным инокам, в тиши монастырской создававшим летописные своды. Истоки русского искусства – в храмовом зодчестве и иконописи, вершинах осиянной духовностью красоты, недостижимых со времен Святой Руси. С верою во Христа Спасителя шел русский народ к объединению, ниспровергал иноземное иго, отражал вражеские нашествия, становился державным, достиг славы и величия.
«От древнего древа, насажденного на Востоке апостолами и святителями Вселенской Церкви, приняли мы могучее зерно, и вот из него выросло на земле нашей единое с ним сеннолиственное древо и укрыло всю землю под своею сенью и привлекает под сень свою» – так говорил век назад в своей знаменитой речи, посвященной 900-летию Крещения Руси в 1888 году, обер-прокурор Священного Синода К. П. Победоносцев. Высокая правда звучала в этих словах, но за ними скрывалась и затаенная фальшь, ибо тогдашняя Россия уже не имела права называться Святой Русью. Зараженная чумой отступничества, страна неудержимо стремилась к падению. Наглядным и грозным уроком может явиться сравнение истории России с судьбами народа Израилева, некогда бывшего единственным обладателем Божественного Откровения. Израильтяне благоденствовали, пока соблюдали заповеди Божии, но стоило народу впасть в нечестие, и Десница Божия карала отступников, дабы хоть так привести их к покаянию, вернуть на путь правды. Наконец переполнилась чаша гнева Божия – камня на камне не осталось от Иерусалимского храма, которым так гордились израильтяне, а сами они были рассеяны по лицу земли.
Промысл Божий явственно виден и в исторических судьбах русского народа. За братоубийственные княжеские междоусобицы пало на Русь ордынское иго, смутное время самозванства последовало за царствованиями святоубийц Иоанна Грозного и Бориса Годунова, Наполеоново нашествие – за еретическим мистицизмом начала правления Александра I. А спасители Отечества, благоверный князь Димитрий Донской и иноки Пересвет и Ослябя, Козьма Минин и Авраамий Палицын, воины, молившиеся перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы на Бородинском поле, – все они были ведомы святой верой Православною. И в нынешнем столетии победа над гитлеровскими ордами не могла совершиться без начала восстановления Церкви Российской – возвращения из лагерей епископов, открытия храмов, семинарий и святых обителей.
В Ветхом Завете повествуется не только о святом царе-пророке Давиде и премудром Соломоне, но и приводится перечень многих нечестивых царей израильских и иудейских, ввергавших свой народ в бедствия. Точно так же тем, кто сейчас пытается ставить возрождение Православной России в зависимость от восстановления монархии, следует помнить не только о убиенных царях Александре II Освободителе и святом Николае II, но и о нечестивых царствованиях XVIII века. Конечно, монархия представляется строем наиболее благоприятным для православного государства. Однако не царям земным призваны мы служить всей душою, всем сердцем и всеми помышлениями, а Царю Небесному – лишь Ему ведомо, какое общественное устройство пойдет во благо нашему народу. Нам же надлежит более думать не о восстановлении самодержавия, а о воскрешении Святой Руси, устои которой были подорваны еще в XVIII веке.
Отравленные петровские семена, взлелеянные «собеседницей Вольтера» императрицей Екатериной II, бурно пошли в рост и сделали Россию XIX века подобием Иудеи времен Распятия Христова. Российские «книжники» – дворянство и интеллигенция – в массе своей попрали святую веру отцов, отвернулись от Божественного Спасителя и устремились в погоню за бесовскими приманками еретических и богоборческих учений. Не лучше были и российские «фарисеи» – государственники, кощунственно силившиеся низвести Православие до уровня «национальной идеологии», превратить Святую Церковь в орудие земной власти, подменить Божественные Таинства обязательными «справками об Исповеди и Причащении». Это мертвящее смешение казенщины, ересей, безверия и богоборчества лишило Россию духовных сил и в начале прошлого века сделало ее легкой добычей большевистских заговорщиков.
Тирания тоталитарного режима была куда тяжелее ордынского ига. Ордынцы брали дань, но не касались веры народа, а воинствующие безбожники пытались коваными сапогами вытоптать все святое из человеческих душ. Самое страшное из всего происшедшего с нашим Отечеством – это то, что тоталитаризму удалось приучить множество сыновей и дочерей православного народа к состоянию духовной смерти. И то, что Церковь Российская выжила под этим нечеловеческим гнетом, не объяснимо ничем иным, как великим чудом Господним.
Дивны дела Божии, велико долготерпение Творца, неисчерпаемо милосердие Вседержителя! По мановению десницы Его ныне спали с России оковы тоталитарного режима и въяве слышится на просторах Отечества нашего Господень призыв к возрождению. Услышим ли, проснемся ли, найдем ли силы воскреснуть духом?
А сатана не дремлет. Нам готовится новое иго, духовное рабство, которое ничем не лучше предыдущего и ведет к окончательной гибели. На земле Российской силы зла хотят видеть не народ-богоносец, а «русского медведя», покорно пляшущего под западную дудку. Падких на грех зовут к погоне за наживой, комфортом и блудом, духовно неграмотных соблазняют бесовщиной экстрасенсов, оккультистов, астрологов или предлагают им суррогаты протестантских лжецерквей в адвентистских, иеговистских, мормонских и прочих молельнях. Тем временем Россия все глубже погружается в трясину смуты, разрухи, нищеты.
В бесстыдную свистопляску реклам и шоу вплетаются порой ноты печали – это оплакивают родину патриоты. Но вот странность, пропагандисты «сладкой жизни» и патриотическая пресса оказываются подчас единомысленны в нападках на патриарха, священноначалие и устроение Русской Православной Церкви. Мишенью пристрастной критики и прямой клеветы становится единственная надежда на спасение Отечества – Церковь Российская.
Писатель-христианин Федор Достоевский, провидевший ужасы надвигающейся бесовщины, говорил, «не православный не может быть русским». Вне Православия возрождение русского народа невозможно. Среди тех, кто сейчас говорит о своем патриотизме, немало и таких, кто занимается теософией и экзотическими культами, пытается реанимировать «здоровое язычество» или вздыхает о большевистском «рае на земле». По своей духовной слепоте эти люди вольно или невольно оказываются в рядах могильщиков родины.
Столь же глубоко заблуждение и тех, кто пытается отождествить Православие с «русскостью». Православная вера – единственная сохраненная в чистоте со времен апостольских, и имеет она смысл не национальный, а вселенский, не человеческий, а Божественный. Для русского народа это чистое Откровение не заслуга, а бесценный дар Господень, и принижать его значение до «народности» или «монархизма» – кощунство. Так, бездумно повторяющие имперский клич «за царя, за родину, за веру» не замечают, что ставят земного властителя впереди Царя Небесного, земную родину – перед Небесной Отчизной и тем выказывают себя недостойными ни Небесного, ни земного. Еще более вопиющий пример, украинские националисты, руками которых сатана ныне вершит пагубный церковный раскол, тоже дерзают называть себя «православными», в то время как терзают Пречистое Тело Христово, и по их вине воды Днепра – нашего Иордана – становятся свидетелями действа бесовского.
Сейчас от Русской Православной Церкви со всех сторон требуют политических манифестов, участия в борьбе партий и группировок. Невесту Христову, Церковь, обвиняют то в «отсталости от жизни» и «омертвелости», то в «сговоре и попустительстве властям». Вновь, как в петровские или «обновленческие» времена, кощунники стремятся низвести Божественное Православие до «идеологии».
Ядовитый ветер «обличений» Русской Православной Церкви веет с Запада, от так называемой «Русской Церкви за границей», ведущей свое происхождение от епископов, покинувших Отечество в годину бедствий. В ряду этих «обличений» зарубежье считает тягчайшим «сделку с безбожным большевизмом» в «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского). Митрополит Сергий призывал православных сочувствовать «бедам и радостям родины» – пусть и «социалистической». Зарубежье любит щеголять своим «патриотизмом». Но вот вскоре после войны предстоятель зарубежья митрополит Анастасий (Грибановский) призвал американцев пройтись по России «очистительным атомным огнем» (журнал «Святая Русь», Штутгарт, 1948 г.). И это зарубежный первоиерарх сделал в своем Пасхальном (!) послании! В какие догматы, в какие каноны вмещается обращенный к иноверцам призыв уничтожить русский народ Божий?! С голоса этих-то политиканствующих епископов и вытверживает отечественная пресса хулу на Русскую Православную Церковь. Конечно, противостать действительным врагам Православия – сектантам – очень непросто, для этого нужны глубокие знания и крепкая вера. Гораздо легче повторять чужие домыслы, «изобличая» многострадальную Мать-Церковь.
Естественно похоронное настроение тех патриотов, которые надеются лишь на человеческие силы, – политический горизонт России представляется им беспросветным. Но чуждо отчаянье сердцам тех, кто уповает на Бога Всемогущего. Как внешний блеск императорской России не ослеплял людей духовно зорких, так же не должна пугать нас нынешняя нищета Отечества. Оружие военных, замыслы политиков, расчеты экономистов – все это жалкий прах перед крепкой мышцей Господней. Если русский народ, подобно блудному сыну из евангельской притчи, покается и возвратится к Небесному Отцу, – Промысл Божий укажет пути возрождения Отечества нашего.
Будем молиться, будем уповать, что Господь заступничеством Пречистой Своей Матери, предстательством преподобных и Богоносных отец наших явит многогрешной и многострадальной России эту величайшую милость. И если такому упованию суждено сбыться, то будущих спасителей Отечества нужно искать не среди тех, кто только ораторствует на митингах, а среди тех, кто смиренно склоняет головы перед святыми иконами в православных храмах. Вот воины Христовы, вот надежда русского народа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Наше время во многом напоминает мрак язычества, предшествовавший Крещению Руси при святом равноапостольном князе Владимире. В нынешнем веке жизнь нескольких поколений прошла под гнетом безбожия, народ потерял и знание основ святой веры, и умение жить церковной жизнью. Сбудется ли вновь, как тысячу лет назад, для Отечества нашего чудо Богоявления?
Радостно видеть множество людей, стремящихся ныне в храмы для восприятия Святого Крещения. Но радость эта смешивается с горечью при мысли о том, что лишь немногие из этих крестящихся становятся истинными членами Церкви, возрастают духовно под благодатной ее сенью. Тому, кто принял Крещение, но не проводит жизнь христианскую, не принесет пользы Божественная благодать. По образному слову святителя Игнатия Брянчанинова: «необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями, тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, соделаться алтарем, благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу».
Только в объятиях Матери-Церкви, возрастая в любви христианской и подвизаясь в делах благочестия, сможем мы истинно послужить и своим душам, и нашим ближним, и всему нашему Отечеству. Пусть же памятует каждый из нас завет Христа Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16), Которому и подобает всякая слава вместе с Его Единородным Сыном и Всесвятым Духом во веки веков.
Аминь.