Проповеди на праздники:

Слово перед воспитанницами Александро-Мариинского института имени кавалерственной дамы Чертовой в день акта, 1903 г.

Слово перед воспитанницами Александро-Мариинского института имени кавалерственной дамы Чертовой в день акта, 1903 г.

Итак, заканчивается ваша школьная жизнь, дорогие сестры, и с сегодняшнего дня вы делаетесь уже самостоятельными, взрослыми людьми. Конечно, большинство из вас, а может быть, и все даже радуетесь светлой радостью при этом осознании. Кто из нас, учившихся некогда, не испытал этих чувств, но не ошибусь, кажется, если скажу, что это чувство омрачается, хотя, может быть, мимолетно, какой-то внезапно набежавшей на душу печалью, как на ясное небо иногда набегает облако, набежит и исчезнет, а затем снова набежит, откуда же это чувство печали? От осознания неизбежности будущего. Теперь дана свобода, но какое употребление из нее сделается – это неизвестно, и это всех страшит. Ведь навряд ли найдется в наше время много легкомысленных девиц и юношей, которые, видя окружающие их страдания и скорби, болезнь, считали бы, что жизнь полна лишь всевозможных развлечений и удовольствий, и они созданы лишь для того, чтобы веселиться. Жизнь, конечно, скоро образумит подобных безумцев, и они горьким опытом поймут, что жизнь не забава и не шутка. Дальнейшее направление вашей жизни зависит от того миросозерцания, которое вы здесь выработали себе. Оно укажет вам этот путь, по которому вы пойдете. Есть два жизненных пути, ведущих к различным целям: цель одного – я, цель другого – Бог. Иными словами, один человек исключительно стремится каким бы то ни было образом достигнуть личного счастья, – это путь язычника; другой человек во имя религиозного долга отказывается от него, – это путь христианина.

Путь себялюбия и путь самопожертвования – других путей нет. В чем же заключается христианское самопожертвование? Оно не в блестящих кратковременных подвигах, а в постоянной борьбе с самим собой, в постоянном побуждении себя к доброму делу ради любви к Господу и ближнему, в самом бдительном наблюдении не только за своими поступками, но даже за мыслями при свете слова Божия, в развитии своих лучших благородных чувств и в подавлении всего злого, нечистого, тщеславного, гнездящегося в нашем сердце, молитвой и постом. Этот путь – тяжел, но при благодатной помощи Божией он изобилует необыкновенно светлыми радостями, минутами высокого духовного подъема: чувствуешь Бога в своем сердце, ясно осознаешь слова Спасителя, сказанные им во время земной жизни: «Встаньте и не бойтесь, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.17:7, 28:20). Не думайте, что подобного рода примеры самопожертвования встречаются очень редко, что они почти невозможны в нашей жизни. В самой обыкновенной, будничной жизни много встретим мы их. Вот, например, богатая, молодая, знатная дама. Перед нею раскрываются всевозможные развлечения, ей доступны все самые утонченные великосветские удовольствия, а между тем ради религиозного воспитания своего ребенка она отказывается от всего: удаляется в детскую и дни и ночи проводит со своим ненаглядным дитятей. Ей не только не надоедают ее постоянные заботы и труды, нет, они ей бесконечно дороги и милы, она ощущает в сердце светлую радость и не променяет, конечно, никогда их на все блага мира. А не приходилось ли вам встречать молодых девушек – сестер милосердия, например, с великой христианской любовью ухаживающих за самыми ужасными больными, не гнушающихся никакими ранами, с необыкновенным терпением переносящих все раздражительные, капризные выходки страдальцев. А как часто приходилось мне видеть в моей жизни молодых инокинь, в мирской жизни изнеженных, не привыкших ни к какому труду, исполняющих самые тяжелые послушания, не гнушающихся никакой работой, удивляющих своим поведением и смирением, покорностью и скромностью самих инокинь-простолюдинок. Да и на всех ступенях общественной лестницы среди лиц всевозможных положений можно видеть людей строгого религиозного долга. Теперь спросите, довольны ли они своей жизнью, не желали ли бы они переменить жизнь свою на жизнь светскую, полную развлечений? Спросите их, считают ли они свою жизнь скучной, вялой, однообразной? Они вам ответят, что напрасно вы думаете, что их жизнь скучна и однообразна, она полна светлых и чистых небесных радостей, перед которыми жалки и ничтожны все обольщения мира, и чем больше работают они над собой, тем глубже проникаются они этим духовным началом, тем все радостнее и светлее делается их жизнь. Но посмотрите на тех, которые жили только для себя. Какое скорбное разочарование ожидает их: прошла молодость, изменили силы, обманули люди, а главное, постигло разочарование в самом себе; все то, что казалось таким доступным, ясным, оказалось простым миражом, все то, к чему стремились, дало обратные результаты; и те же страсти, только с несравненно большей силой, продолжают жить в душе, и негде искать помощи, ибо нет веры! Итак, вот вам два пути! На них указал Сам Спаситель: путь широкий ведет в пагубу, а путь тернистый – в Царство Небесное.

О, как искренне, молитвенно желаю я вам идти этим последним путем! Пусть вашей путеводной звездой будет Святое Евангелие. Если вы всегда будете следовать за этой звездой, то никогда не собьетесь с истинного пути.

Примите же от меня эту путеводную звезду всякого христианина, и да просветит Христос – Свет истинный, просвещающий и освещающий всякого человека, грядущего в мир: всех – и вас, вступающих в мир, и нас, прошедших большую половину нашего пути, – светом заповедей Своих, молитвами Пречистой Своей Матери и всех святых. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх