Слово перед сбором пожертвований на церковноприходские школы

Слово перед сбором пожертвований на церковноприходские школы

С тех пор как наша Русская Земля крестилась во святую христианскую веру, около приходской школы началась и грамотность. Священники, диаконы, псаломщики и другие под руководством священников и учили детей грамоте. Самая главная забота при этом была в том, чтобы через грамоту человек научился страху Божию, набожности, а после того добросовестно научился всему доброму и для жизни. Из рода в род, из века в век так это дошло и до нашего времени. Блаженной памяти покойный император Александр III обратил свое милостивое внимание на такую церковную школу для народа и повелел ее повсюду открывать, где будет в том нужда. За минувшие с тех пор 25 лет по всей России открыто более 40 тысяч церковных школ, из которых больше 600 числится и в нашей Новгородской епархии. Большинство из таких школ имеют и свои удобные помещения, устроенные преимущественно на жертвы местных жителей или добрых жертвователей. Теперь и учащие получают уже большее жалование, чем было доселе. А главная цель церковной школы и теперь осталась прежняя: прежде всего, научить ребенка страху Божию, набожности, совестливости, честности, трудолюбию, чтобы в жизни человек был хорошим христианином, семьянином, гражданином. Поэтому-то в церковной школе особенную заботу имеют о том, чтобы дети научились молиться, петь и читать молитвы, Евангелие, Псалтирь и другие набожные книги, читать и петь в церкви за служением. Ибо если научится человек с детства Бога помнить, то он и в жизни всегда под Богом будет ходить, а греха будет бегать, боясь Бога прогневить и погубить себя для вечной жизни.

И вот такая-то добрая церковная школа народная теперь терпит большую нужду: в то время как земская школа получает полное содержание от казны и от земства, – церковная школа не имеет и малых средств на свое содержание, на отопление, на прислугу, на ремонт, на покупку карандашей, перьев, чернил, книг, бумаги и т.п., нужного в учении. Есть такие школы, которые испытывают крайнюю нужду и близки к тому, чтобы закрыться за неимением средств. Но если закроется где-либо церковная школа, то дети должны остаться без грамоты, ибо земство пока тоже не может открывать школы во всяком месте. А останутся дети без грамоты, – они и молитвам не научатся, а только лишь избалуются от безделья и без присмотра. Очевидно: от закрытия где-либо церковной школы будет не польза, а лишь один непоправимый вред. Поэтому все меры нужно приложить к тому, чтобы отстоять добрую и полезную церковную школу, не довести ее до закрытия по крайней бедности.

Ныне, когда празднуем светлый день Введения во храм Божией Матери, Святая Церковь и призывает нас к тому, чтобы мы постарались и своих детей ввести в храм Господень, чтобы помогли им через грамоту научиться набожности и всякому разуму. Если своим детям всего доброго всякий желает, то пожелай того же и чужим детям. А посему, братие, своими посильными приношениями придем на помощь церковной школе, поддержим ее, чтобы она возможно большее число детей учила грамоте. С миру по нитке – бедному рубашка, говорит народная пословица. Так и в данном деле: наши посильные приношения покроют великую нужду, которую теперь испытывает церковная школа. Чем больше церковных школ будет, тем большее число детей будет в них учиться под сенью приходского храма и под руководством отца духовного – приходского священника. Милующий нищего взаймы дает Богу, говорит Слово Божие. А помогая церковной школе, мы поможем ведь не нищему чужому, а своим собственным детям, которые учатся в школе.

Сейчас от имени Новгородского Братства Святой Софии будет произведен сбор пожертвований в церковные школы всей Новгородской епархии. А Братство, собравши такие пожертвования, и распределит их в помощь всем нуждающимся церковным школам.

Итак, православные христиане, придите на помощь церковной школе, принесите ей хотя самые малые свои лепты от искреннего сердца. А Господь эту вашу милость примет как милость Ему Самому, ибо Его Святой вере спасительной учит наша церковная школа. Поревнуй же об этом всякий добрый христианин, которому дорого и свое спасение, чтобы заслужить за это награду вечную в Небесном Царствии.

Наверх