Слово перед панихидой по епископе Феофане Затворнике, по случаю пятидесятилетия со дня его кончины: 1894–1944.
Как небо украшается яркими звездами, так Русская Православная Церковь сияет великим сонмом угодников Божиих. Среди них мы встречаем таких светильников, как свв. Димитрий Ростовский и Тихон Задонский, которых по святости и благодатным творениям можно уподобить свв. Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Великих светильников мы находим и среди еще непрославленных Русскою Церковью иерархов, которые за свою святость несомненно будут причислены к лику святых при религиозно-нравственном возрождении России. Среди них ярким благодатным светом блистает еп. Феофан Затворник, со дня кончины которого исполнилось в сем году 6/19 января пятьдесят лет. Он является одним из великих архипастырей, славою и красотою Русской Православной Церкви.
Таким он представляется всем истинно-верующим русским людям, в силу своей святой жизни и великой ревности о православной вере. Эта ревность заставила его тяжко страдать душой, вследствие удаления от православия русского общества, и даже наших духовно-просветительных центров: духовных семинарий и академий, которые должны были быть источниками истинного религиозного просвещения для России. С великою скорбью еп. Феофан упрекал государственную и церковную власть и нашу иерархию за попустительство этому весьма тяжкому греху. Сердце его обливалось кровию от того противоцерковного настроения и неверия, которыми были преисполнены русские люди. Он требовал решительных мер против неверия. Но слова его остались гласом вопиющего в пустыне.
Наделенный от Бога даром прозорливости, еп. Феофан в своих письмах из затвора предсказывал о грядущих на Россию тяжких бедствиях и пророчески предупреждал, что за наше отступление от православной веры, за уклонение в протестантские заблуждения Господь накажет русский народ войною с Германией, что́ и сбылось через двадцать лет после его кончины.
Нельзя не отметить, что Господь за праведную жизнь сподобил еп. Феофана дара прозорливости еще задолго до удаления его с архипастырской Владимирской кафедры в затвор. Вот что поведала последняя игумения Дивеевской обители мать Александра. Когда она была девятилетней девочкой, их семью посетил однажды Преосвященный Феофан, тогда епископ Владимирский. Во время беседы Владыки она почему-то стала капризничать и сильно плакала. Никакие уговоры родителей на нее не действовали. Тогда еп. Феофан подозвал ее к себе и сказал: «Милая моя девочка, перестань плакать, ведь ты будешь игуменией». И действительно, со временем она сделалась игуменией основанного преп. Серафимом Саровским Дивеевского женского монастыря.
Повинуясь внутреннему сердечному своему влечению, а лучше сказать, велению Духа, еп. Феофан удалился с Владимирской кафедры в Вышенскую пустынь Тамбовской губ. на покой, а затем и в затвор, в котором пребывал в течение 25 лет до самой своей смерти. Благодаря этому затворничеству, святитель сделался духовным руководителем всей верующей России. Кто только не обращался к затворнику со своими скорбями и недоумениями?! С каждой почтой еп. Феофану доставлялась груда писем и телеграмм с просьбами о молитве или за разрешением жизненно-практических, духовных или богословских вопросов. Какова была эта переписка святителя и как много людей он духовно окормлял, об этом свидетельствуют десять томов его писем к разным лицам. Какие перлы благодатной духовной мудрости содержат в себе письма еп. Феофана, об этом в особенности свидетельствует его книга: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Она есть не что иное, как сборник писем еп. Феофана к одной образованной великосветской девице, которая находилась в переписке с затворником и впоследствии приняла монашество.
И не только духовное руководство еп. Феофана было плодом его затворничества. Благодаря последнему, он обогатил Православную Церковь своими дивными научно-богословскими сочинениями. Среди них особенно известны: «Путь ко спасению», «Начертание христианского нравоучения» и истолкование почти всех посланий Ап. Павла.
Это истолкование представляет собою выдающийся по ученой эрудиции и знанию языков многолетний труд, проникнутый святоотеческим разумом и равного которому нет в русской богословской литературе.
Нельзя обойти молчанием и толкования еп. Феофаном 118-го псалма, в котором так дивно раскрыта вся наша благодатная христианская жизнь.
Великую спасительную ценность представляет собою ученый богословский труд еп. Феофана по переводу с греческого языка на русский пяти огромных томов Добротолюбия. В нем излагается догматическое и нравственно-аскетическое учение св. отцов-подвижников. В Добротолюбии мы найдем все, что по преимуществу нам нужно знать для нашего спасения, ибо оно обучает нас молитве и всей благодатной духовной жизни. Какое великое значение для нас имеет Добротолюбие, об этом свидетельствует сам еп. Феофан. По его словам, если мы будем читать только три книги: Библию, Добротолюбие и Четьи-Минеи, то этого будет вполне достаточно для обучения нас делу спасения.
Не будем указывать всех сочинений Еп. Феофана и передавать их содержание. Но мы не можем не обратить внимания на ту черту, которою они отличаются, как самым существенным своим свойством, и в силу чего их нужно назвать святоотеческими творениями. Этим свойством является святоотеческий дух и строгая обоснованность сочинений еп. Феофана на учении св. отцов Церкви. В этом заключается его великая заслуга перед Православною Церковью и, в частности, перед Церковью Русскою.
В последнее время наша богословская наука находилась под сильным влиянием протестантского богословия. Еп. Феофан своими творениями возвращает русское богословие к его настоящей основе – к святоотеческому учению, указывая тем самым истинный путь к его развитию и процветанию.
Есть и еще одна великая заслуга еп. Феофана перед Православною Церковью. Он с изумительною ясностью и полнотою раскрывает, еще не вполне раскрытое в богословской литературе, богооткровенное и святоотеческое учение о возрождающей крещенской благодати Святого Духа. Святитель призывает нас стремиться к ней, как к самому драгоценному нашему сокровищу, ради дарования нам коего Господь пострадал, пролил Свою кровь и умер на кресте (Ин. 16:7). По учению еп. Феофана, в стяжании, или в раскрытии в нас сей благодати заключается вся цель нашей христианской жизни. Великий святитель в данном случае имеет в виду учение св. Симеона Нового Богослова, который говорит, что если мы живем не для приобретения благодати, а для другой цели, то всуе всякий наш труд и подвиг для вечного спасения. Эту цель, с сознанием всего великого спасительного ее значения для нас, и показывает еп. Феофан в своих творениях. К благодати крещения, к ее раскрытию исполнением св. заповедей Христа он и побуждает нас ревностно стремиться.
К сожалению, такого стремления к благодати в нашей жизни почти совсем не наблюдается. Чем дальше идет время, тем более и более утрачивается нами даже самое представление о внутренней благодати св. крещения и миропомазания. Мы делаемся безблагодатными и недуховными. Поэтому в христианской жизни мы воспринимаем одну лишь ее внешнюю сторону, благодаря чему мы не идем дальше фарисейского благочестия, которое не может дать нам вечного спасения.
О, как бы следовало нам проникнуться учением о возрождающей благодати, которое раскрывает в своих творениях еп. Феофан и к которому он влечет наши сердца и словом, и своею праведною жизнью.
Для нас сокрыта внутренняя духовная жизнь еп. Феофана в затворе. Известно только, что он очень мало вкушал пищи, ежедневно совершал один литургию и сверх своих сил, почти до полной потери зрения, отдавался богословским трудам. Жизнь в затворе была для него не покоем, а непрерывным мученическим подвигом для блага Православной Церкви, для духовного и богословского просвещения людей. Поистине, он один своими писаниями представлял и доселе представляет дивное училище благодатного просвещения, и с таким спасительным значением он останется навсегда для русского православного народа. К нему во всей полноте нужно отнести слова Христа: «Вы есте свет мира... вы есте соль земли... тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5:14, 13:16).
Его весьма почитал наш знаменитый святитель, митрополит Московский Филарет. Перед ним преклонялся о. Иоанн Кронштадтский. Он искал у еп. Феофана себе духовного руководства и с великим смирением и любовию прислушивался к его голосу при издании своих богословских трудов.
Преклонимся с благоговением и мы, мои возлюбленные о Христе чада, перед великим и святым образом еп. Феофана Затворника. Св. Ап. Павел сказал: «Поминайте наставников ваших... и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Во исполнение этих апостольских слов, будем с вами, возлюбленные, подражать вере еп. Феофана. Поэтому будем читать и изучать его спасительные для нас творения, чтобы знать свою православную веру, быть всегда в свете великой крещенской благодати и через нее навеки соединиться со Христом.
Пока еп. Феофана наша Церковь не причислила к лику святых, будем молиться об упокоении его души. Но будем помнить, что к нему во всей полноте относятся слова Иисуса Христа: «Слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя, имать живот вечный и на суд не приидет, но преидет от смерти в живот» (Ин. 5:24). Душа еп. Феофана тут же после его кончины воспарила к престолу Божиему для вечной радости единения со Христом. И эта радость отобразилась улыбкой на лице почившего святителя, когда его по смерти облачали в архиерейские одежды. Поэтому будем молиться о нем с сознанием, что не столько он нуждается в наших молитвах, сколько мы нуждаемся в его молитвенном предстательстве за нас грешных перед престолом Божиим.
Да упокоит Господь душу праведного раба Своего в селениях райских, а нас да помилует его св. молитвами, чтобы и нам наследовать райское блаженство в небесном Царстве Христовом. Аминь.
Произнесено в Русском Кокалянском монастыре 12 марта 1944 г.