Слово перед началом учения. Дорожите временем
Мы все собрались сегодня в первый раз после летнего отдыха, чтобы молитвенно испросить себе благодатной помощи Божией для занятий в предстоящем учебном году. Немного и всех лет пребывания вашего в школе — каких-нибудь 8 лет, а между тем какие важные, великие для вас эти годы. Может быть, вы проживете потом и 88 лет каждая, но других таких 8 лет не будет. Ведь весна бывает раз в году, она случается и в жизни человека. Много можно сделать за ее годы, но легко их и потерять: не заметишь как они могут проскочить, но зато какая громадная, невознаградимая будет потеря для всей последующей жизни. Ведь в эти годы вы должны и обогатить свой ум запасом необходимых для жизни знаний, в эти годы должны вы и выработать свой характер, приобрести добрые навыки и привычки; одним словом, должны совершенно вооружиться, чтобы совсем готовыми, полезными деятелями выступить на жизненный путь.
С каким же вниманием и усердием должны вы пользоваться каждым часом пребывания здесь — в школе, помня что безплодная трата времени является для вас невознаградимой потерей. В жизни почти все можно вернуть, только не время. Можно вновь нажить потерянное богатство, умелым лечением можно восстановить пошатнувшееся здоровье, можно вернуть утраченную дружбу; возможно даже заслужить утраченное было доброе имя, — времени же вернуть никак нельзя. Если же так дорого школьное время, то необходимо учиться беречь его, — беречь, прежде всего, от главного грабителя — лености, которая любит назавтра откладывать самые неотложные дела, [забывая, что каждый новый день несет и] свои заботы. Поэтому те из учащихся, которые допускают частые упущения, пробелы и недочеты, этим самым делают непрочным, а потому и малоплодным, получаемое образование. Представьте себе, что строители какого-либо каменного здания, вместо того, чтобы вплотную класть камень, кирпич на кирпич, стали бы по небрежности делать пропуски и отверстия. Ведь построенное таким образом здание, с пустотою и отверстием в стенах, никуда негодно и ежеминутно грозит падением. Точно также разрушаются при столкновении с жизнью нетвердые убеждения, гибнут слабые характеры, — все это потому, что в школе недостаточно добросовестно трудились над созданием внутренней храмины.
Во-вторых, необходимо беречь время от напрасной расточительности. Мы совсем не дорожим, например, маленькими остатками, крохами времени, — отдельными минутами, — как не дорожим часто отдельными копейками. А между тем, кто не бережет копейки, тот сам не cтoит и рубля, — говорит народная мудрость. На монетном дворе, в здании, где изготовляются монеты, пол усыпан ржавчиной — с тою целью, чтобы рабочие не унесли на своих подошвах пыль от золота. Время от времени собирают эту ржавчину, выделяют из нее золотую пыль. Эта пыль в течение года дает сотни тысяч рублей. Так же надо дорожить и минутами времени, потому что оно дороже золота. Из этих неутраченных минут в течение одного года может образоваться большое сокровище. Поучительный пример в этом отношении представляет одна известная писательница. Приглашенная в учительницы к Великой Княжне, она принуждена была ежедневно около получаса ждать выхода своей ученицы к урокам. Чтобы не тратить дорогого времени, она запаслась чернилами и бумагой и в эти свободные минуты составила три прекрасные книги.
Иной говорит: «Из-за 5 минут не стоит начинать работу или чтение». Но из минут составляются часы, дни, месяцы и годы.
Ввиду такой важности школьного времени, дорожите им, дорогие питомцы, как крестьянин дорожит страдною порою, не жалея в это время своих сил и трудов, не считая числа проработанных в сутки часов.
И Небесный наш Владыка, видя ваши труды и старания, слыша ваши ежедневные горячие мольбы, пошлет Свое благословение и благодатную помощь на ваши учебные занятия. Аминь.