Слово перед молебном в день тезоименитства его величества государя императора Николая Александровича и открытия Томского Технологического института императора Николая II
Творити молитвы, моления, прошения и благодарения... за царя и за всех, иже во власти суть. (1Тим.2:1–2).
Имеем много побуждений к тому, чтобы со всей искренностью исполнять эту апостольскую заповедь в настоящий день.
Мы должны творить молитвы, моления и прошения за благочестивейшего государя нашего, да будет ему благоденственное и мирное житие, при этом здравие и венец всего – вечное спасение, и во всех предприятиях его благопоспешение. Верноподданническая любовь и преданность царю не могут не желать всех этих благ для возлюбленного монарха. Мы должны молитвенно испрашивать царю этих благ не только по заповеди, нам данной, но и для нашего собственного блага, чтобы под охраной его державной руки мы могли проводить тихое и безмолвное житие... во всяцем благочестии и чистоте (1Тим.2:2). С молениями о царе прилично соединять благодарение Тому, Кем цари царствуют, в Чьей воле жизнь и дыхание и все (Деян.17:25), благодарить Его за то, что Он оправдал царствовати над нами избранного Ими возлюбленного царя нашего как царя мира и как царя, осчастливившего страну нашу и город наш своими высокими милостями. Одной из таковых должно быть признано его посещение нашей страны и города девять лет тому назад30. Плодом этого посещения было соединение нашего города с главной линией Великой Сибирской дороги чрез проведение соединительной железнодорожной ветви.
Затем последствием его царственного попечения о нравственно-религиозных нуждах переселенцев, осевших на глухих местах сибирских степей и таежных мест, а также по линии железнодорожного Сибирского пути, было устроение в сейчас названных местах храмов, молитвенных домов и школ. Последней по времени милостью его величества было высочайшее соизволение на устроение в нашем городе Технологического института и усвоение этому учреждению имени его величества.
В последние эти дни мы имеем священный долг принести Господу Богу особенное благодарение за дарование благочестивейшему государю нашему исцеления от болезни, возбуждающей в сердцах многомиллионного народа его великие опасения.
Настоящий день для нашего города особенно знаменателен еще тем, что ныне совершается торжественное открытие новоустроенного Технологического института. Ради столь великого торжества мы имеем счастье видеть среди нас высокого гостя, как представителя государственной власти по ведомству Министерства народного просвещения.
Нам кажется, что мы не исполнили бы нашего пастырского долга, если бы ничего не сказали по поводу этого знаменательного для города события – открытия Технологического института. Впрочем, немного мы имеем сказать по этому поводу, чтобы многословием не утомить вашего внимания. Нам хотелось бы несколько осветить только ту сторону задач открываемого ныне учреждения, которой оно граничит с областью религии и нравственности.
Техника и религия, институт искусств и Церковь с нравственно-религиозными истинами – по-видимому, что может быть общего между этими областями, далеко отстоящими одна от другой? Какое дело технике до религии и может ли иметь место Церковь в учреждении, в котором преподаются науки о разных видах сочетаний чисел, веса, меры и формы строительства?
Так может казаться при поверхностном взгляде на дело. А между тем между этими отраслями человеческих знаний и различными по задачам своим учреждениями существует тесная, родственная связь. Техника – сестра религии. Каким образом? Отец техники и религии – один и тот же Божественный Тектон31, все устроивший премудро; Он – виновник всякого веса, меры и числа: из сочетаний всего этого явился этот прекрасный мир.
Этот Божественный Архитектон вложил и в человеческое тело разумную душу с ее разнообразными способностями, при посредстве которых человек уразумевает законы сочетания числа, веса и меры, чтобы из этого явилась соразмерность (симметрия), мать красоты и изящества. Таким образом, Божественный Виновник законов изящества есть Виновник и мудрости для сынов человеческих: от Него исходит всякое искусство. Он вложил мудрость в сердце Соломона, дав ему разумение законов всякой органической жизни, от иссопа до кедра Ливанского. Он вложил дух премудрости в сердце Веселиила, бывшего строителем оного чудного храма Соломонова (Исх.31:2–5).
Этот Божественный Виновник законов зодчества есть также Виновник и законов нравственного изящества; Творец и Архитектон мира физического, с его разнообразными храмами, составляющими предмет технологической науки, есть Строитель и духовно-нравственного мира с его прекраснейшими законами любви и истины, из сочетания которых является нравственная красота; как созерцание красот природы и произведений изящных искусств доставляет истинное наслаждение для духа человеческого, так созерцание нравственной красоты составляет наилучшее блаженство для духовно-нравственных существ.
После этого кто дерзнет утверждать, что религии нет дела до техники или наоборот? Кто дерзнет отрицать, что техника имеет божественное происхождение, что наука об изящных искусствах имеет право стоять наряду с наукой о Боге? Техника и богословие стоят в близком родстве.
Посему Технологический институт не может быть чуждым для Церкви, равно как и он не может утверждать, что не нуждается в Церкви.
Посему техника и богословие, как науки физического и нравственного изящества, да живут в мире и единомыслии, как родные сестры, как дщери одного Отца! Изучающие законы сочетания меры, веса, чисел и форм как законы техники, как принадлежность изящного зодчества да не пренебрегают изучением законов сочетания истины и добра как законов нравственного изящества или духовной красоты. И не только да не пренебрегают изучением этих законов нравственного изящества, но да заботятся проводить их в жизнь. Если молодые люди посвящают себя изучению техники ради приобретения здесь, на земле почета и довольства, то небезызвестно им и то, что исполнение законов веры и нравственности, как законов нравственной красоты, дает исполнителю их тот наилучший почет, какой свойствен добродетели, то блаженное довольство, какое дает спокойная совесть, – это здесь, на земле, а там – прекрасный рай, Царство Божие, где вечно мир, и радость, и любовь, где существует вечная гармония.
Сегодня, в день молитвы народа о царе своем через Церковь, да вознесется молитва обитателей этого города и о том, да пребудет благословение Божие на новооткрываемом учреждении, во славу Бога разумов, на пользу Церкви, имеющей нередко нужду в техниках при устроении храмов, и во благо нашего города и страны сей.
Господи, спаси царя! Господи, поспеши нам и дело рук наших исправи (Пс.19:10, 89:17)!