Слово об истинном счастье
Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его;
если Господь не охранит города, напрасно бодрствуем страж.
Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали,
тогда как возлюбленному Своему Он дает сон
(Пс.126:1–2).
Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа (Сир.11:14). Но как всё – и счастье и несчастье, и каждое обстоятельство нашей жизни происходит от Бога, так и всё имеет конечной своей целью привести нас к Богу, теснее соединить нас с Ним. Поставив себя на эту точку зрения, что же должны признать мы счастьем и что несчастьем? В истинном и глубочайшем смысле счастье есть такое обстоятельство нашей жизни, чрез которое нашим сердцем овладевает Божественная любовь, а несчастье – всё, что удаляет нас от нее. И однако мы очень редко пользуемся этой единственно верной меркой в определении счастья жизни и удачу или неудачу наших жизненных трудов измеряем внешним успехом, тогда как бывают занятия и труды, которые, по-видимому, напрасны, но на самом деле не напрасны, и наоборот: многие при всей кажущейся удаче трудятся, в существе дела, совершенно напрасно. На такое размышление наводит нас и следующее место из святого Евангелия:
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним (Лк.5:1–11).
В этом Евангельском повествовании мы видим людей, которые трудились напрасно. Мы трудились всю ночь, говорит Симон, и ничего не поймали. Целую ночь – лучшее для рыбной ловли время – провели они в безуспешном труде, и теперь, утомленные после бессонной ночи, они вытащили на берег лодки и занялись новым трудом, приготовлением сетей для будущей ночи. Кто может упрекнуть их за то, что они, опечаленные тщетным трудом, со скорбью говорили себе: «Опять совершенно напрасная работа!» И однако эта работа их далеко не была напрасна, – они скоро должны были понять, что эта неудача ночного рыболовства послужила путем ко спасению как для них самих, так и для многих из их собратий. Ибо в то время, когда они, вытащив на берег пустые лодки свои, стали промывать сети, подошел к ним по указанию Божию Иисус Христос, и вокруг Него собралось такое множество народа для слушания слова Божия, что потребовалось более удобное место, чтобы можно было слышать его всем. И вот увидел Он стоящие на берегу две пустые лодки, и, войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Таким образом, лодка, оставшаяся пустой при ночном рыболовстве, сделалась местом, с которого Спаситель питает души хлебом жизни. Но этого не было бы, если бы эта лодка стояла на берегу, наполненная земной пищей, или если бы рыбаки, задержанные удачей их ловли, долее оставались на воде, или если бы они с богатой добычей поспешили отправиться домой или на рынок.
Таким образом, в неудаче их ночного труда заключалась существенная польза не только для других людей, но и для самих рыболовов. Они слушали теперь слово жизни, и слушали более внимательным ухом и с более восприимчивым сердцем, чем с каким они могли отнестись к нему при удачной ловле. Как легко забывает человек Бога в радостные времена, во дни счастья, благополучия и успеха в своих делах! При этом ему слишком много приходится думать и заботиться о том, чтобы собирать добычу в свои житницы или отправлять ее для сбыта и продажи, – ему некогда подумать ни о храме Божием, ни о молитве, ни о слове Божием, а если он и приходит иногда в церковь, то не приносит сюда благочестиво настроенного сердца, а потому не выносит отсюда надлежащего благословения. Напротив, как часто именно в такие времена, когда мы терпим при всех усилиях и заботах с нашей стороны одни неудачи в делах своих, во времена несчастья и горького сознания своего бессилия, обращаемся мы к Богу и к молитве! И если в такие часы доходят до нашего слуха слова Писания: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф.5:3, 6), то не гораздо ли глубже они западают в наше сердце, чем во дни счастья и удачи? Так случилось и с евангельскими рыбарями. Благодаря неудаче своего ночного лова, они сделались более способными к восприятию семени слова Божия. По крайней мере, этот Симон Петр не напрасно слушал Его. Он почувствовал особенно сильное движение любви и преданности к Тому, чьи слова он слушал. Ибо когда Господь Иисус, закончив Свою проповедь, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова, тогда он ответил Ему: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Он не думает о том, как мало надежды среди дня поймать что-нибудь там, где они напрасно трудились целую ночь, – он еще раз отплывает на глубину озера и делать это только по вере и из любви к Божественную Учителю, из благодарности к Его слову. Учитель, по слову Твоему закину сеть, говорит он, и тотчас же удостаивается видеть тот благоговейный успех, который дается Богом во всяком деле, совершаемом согласно Его воле и в Его имя. Итак, не напрасна, далеко не напрасна была его работа, когда он целую ночь ловил и ничего не поймал: в этом сказался Промысл Божий, готовивший его к более высокому призванию – быть ловцом человеков.
В этом благословении Божием, обнаружившемся в кажущейся неудаче Симона Петра, нет ли чего-нибудь утешительного и для всех нас, возлюбленные братие? Как неодинакова, как бесконечно неодинакова судьба человеческого труда! Нередко с чувством глубокого недовольства смотрим мы, как одному всё дается как бы само собою, а другой изнемогает в борьбе с постоянными неудачами: ни в чем не счастливится ему, как бы много ни обещали ему предприятия его, как бы разумно и строго обдуманно он ни начинал их. Что такое жизнь бесчисленного множества людей, если рассматривать в ее итоге, как не непрерывная цепь обманутых надежд, напрасных трудов и усилий! Сколько пред нами людей, жизненный труд которых сопровождается не чем иным, как бедностью, неблагодарностью и безуспешностью! Как бодро и весело, с какими светлыми надеждами, с какой неистощимой энергией юношеских сил выплыл ты, возлюбленный собрат, на глубину житейского моря! Но вот, потерпев полное крушения на утлой ладье своей, обманутый в своих надеждах, ищешь ты, согбенный старец, спасительного пристанища у гроба. Чем была моя жизнь, говоришь ты, как не страшной темной ночью напрасного труда. Целую ночь трудился я, говоришь ты с Симоном Петром, но ничего не поймал.
Трудился и ничего не поймал? Ужели из всех опытов твоей жизни ты ничего не вынес, как только чувство обманутых надежд, скорби о непостоянстве и обманчивости земных вещей? И твое сердце не сделалось способным к восприятию слова Божия, говорящего тебе о едином на потребу? И столь многие твои труды, заботы и лишения остались для тебя без вечного благословения, без мирного, драгоценного плода правды? Да, если так, то ты действительно жалок и беден, в таком случае ты действительно напрасно работал и действительно ничего не поймал. Горе тебе, что ты так много страдал и бесплодно страдал. Но почему же не слушаешь ты голоса Божественного Учителя, Который так громко зовет тебя к Себе в различных обстоятельствах твоей жизни? Почему не отворяешь ты ему дверей твоего сердца, у которых Он постоянно стоит и толкает, желая напитать твою душу небесной пищей Своего слова и научить тебя жить и трудиться во славу Его имени? Вот поэтому-то Он и посылает тяжелые времена засух, поветрий, наводнений и повальных болезней, потому-то и торговля твоя не приносит тебе выгоды и поле твое приносит так мало плода, потому-то и во всем ты терпишь неудачу, нужды и лишения. Этим Господь хочет напомнить тебе о том, что забывал ты во дни твоего счастья: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его. Иди же в школу Господа, открой Ему твое сердце! Кто знает, быть может, дела твои пойдут лучше, если ты еще раз примешься за них, положившись уже не на себя, а на Господа и Его силу. Но что из того, если труд твой и опять не вознаградится внешним успехом? – Лишь бы сердце твое оставалось здоровым, христиански настроенным, лишь бы оно не отравлялось ядом того социалистического учения, который широкою волною разливается сейчас в народе, лишь бы оно не проникалось тою ненавистью и озлоблением, которое старается возбудить это учение, только бы оно, это бедное твое сердце, не лишилось терпения, мира и радости во Святом Духе. Тот не напрасно прошел хотя бы и стропотный путь жизни, кому она послужила путем к вечному спасению.
Всякое другое счастье жизни, если оно не ведет к этой цели, есть только кажущееся, обманчивое счастье, и достижение его – напрасный труд. Когда те рыбари по слову Господа закинули свои сети, то вытащили такое множество рыбы, что даже сеть их прорывалась, и они вынуждены были просить товарищей, находившихся на другой лодке, чтобы пришли помочь им. И пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Теперь труды их не были напрасны; они получали богатую добычу, из-за которой они хлопотали целую ночь. И однако эта внешняя прибыль их труда не была бы для них истинным благом, если бы они взглянули на нее как на главный предмет и прилепились бы к ней своими сердцами. Но Петр настолько поражен был чудом, совершившимся пред его глазами, что припал к ногам Господа и воскликнул: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. И когда учитель сказал: не бойся, отныне будешь ловить человеков, тогда они сочли небесное призвание выше всякого земного блага. Они оставили всё и последовали за Ним.
Как поступаешь ты, слушатель, когда Бог благословляет успехом труд твой? Ты говоришь: «Довольно потрудился я в своей жизни, и труд мой не был напрасным. Я нажил состояние, которого достаточно будет не только на мой век, но и на век детей моих». Но в погоне за этой наживой не забывал ли ты среди забот своих о спасении твоей бессмертной души? Блага земные, которыми так щедро наделял тебя Бог, расположили ли тебя к любви к Богу и к благодарности за Его любовь? Научил ли ты детей своих правильному употреблению даров Божиих? В противном же случае, какое у тебя основание радоваться успехам твоих трудов? Ужели не знаешь, как непрочны блага сего мира и как мало приносят они пользы или затрудняют путь ко спасению? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк.8:36). Какая польза будет и детям твоим, если они твои сбережения будут легкомысленно расточать на удовлетворение своих прихотей и страстей? Старайся лучше оставить им наследство богобоязненной жизни. Всякое земное благополучие обращается в проклятие для человека, коль скоро оно привязывает к себе его сердце и не дает ему возвышаться над собою к небесному Подателю всех благ. Чем обильнее Он благословляет тебя, тем строже потребует от тебя отчета. И только тогда не будет напрасен груд твой, если дары Божии будут вести тебя к покаянию и с каждым возрастающим внешним твоим успехом будет возрастать в тебе и сознание, что нет истинного счастья на земле, кроме богатства в Боге.
Господи Боже наш, Владыко неба и земли! Управляй же нами в счастье и несчастье, в добрые и дурные времена, дабы мы непреткновенно могли совершить жизненный путь наш и найти покой у Твоего тихого пристанища!
Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице. // Прибавления к Церковным ведомостям. 1913. № 43. С. 1961–1964; Голос Церкви. 1913. Декабрь. С. 3–10.