Слово о новопрославленных святых
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Собор русских святых пополнился новыми именами, которые давно уже были в благочестивой памяти православного русского народа и мы привыкли обращаться к ним в панихидной, заупокойной молитве, теперь же имеем дерзновение просить их помощи как святых прославленных и бесспорно стоящих у престола Божия.
Архиерейский собор, проходивший с 29-го по нынешнее число, торжественным актом провозгласил новыми святыми протоиерея Русской православной Церкви, работавшего миссионером в Соединенных Штатах Америки, о. Иоанна [1], который своими миссионерскими трудами создал большую общину в одном из крупнейших городов Америки, Чикаго. Он был деятельным помощником, сотрудником Святейшего Патриарха Тихона, когда тот был архиепископом Сан-Францискским и Алеутским. Патриарха Тихона до сих пор называют Просветителем Аляски, Западной Америки. И вот о. Иоанн, юный тогда священник, был послан ему в помощь, и действительно, в чуждой, иноязычной, инаковоспитанной, по иному представляющей себе ценности жизни среде создал православную русскую церковь. Я не буду сейчас говорить о Святейшем Патриархе Тихоне, о нем многое известно, – я хочу сосредоточить ваше внимание именно на этих святых.
Что собой представляет город Чикаго? Это огромнейший город с многомиллионным населением. Он начинался со скотоводческих ферм, где действовал один только закон силы, закон разбоя. Бесправные люди, пасшие многочисленные стада у своих хозяев, вступали в перестрелку, угоняли скот, потом пропивали случайно добытые деньги. Это были люди без Отечества, без Родины – только место, где они родились, да и то, может быть, они не помнили. Пришельцы с разных сторон, иноязычные… Затем там стали строить заводы, и многие из них пришли на заводы, и опять-таки принесли всю массу пороков, которыми была перегружена их жизнь. И вот в этой среде, где была какая-то часть и русских обездоленных людей, трудился как пастырь и проповедник о. Иоанн. И, как я уже сказал, был построен его трудами собор Святой Троицы, и теперь епископ города Чикаго – один из уважаемых и, может быть, даже наиболее крупных епархиальных владык Православной Церкви в Америки. И когда Святейший Патриарх был переведен со своей кафедры в город Ярославль, а потом в Москву, а потом стал Святейшим Патриархом всея Руси, он и привел сюда в Москву о. Иоанна, своего деятельного, доброго и верного помощника, и в 1917 г. о. Иоанн был расстрелян. Его икона, изображающая юного, молодого священника, – перед нами. Пусть Господь благословит нас по молитвам святого священномученика, пресвитера Иоанна.
Второе лицо, которое провозгласили, как нового святого Русской Православной Церкви в чине священномучеников – о. Александр Хотовицкий. Он также молодым священником был послан в Соединенные Штаты в помощь архиепископу Тихону. Он также нес там труды миссионерские в Нью-Йорке, сопровождал Святейшего Патриарха по многим другим городам, его трудами был построен стоящий и до сих пор собор святителя Николая на одной из центральных улиц города. Сейчас этот собор является представительством Святейшего Патриарха Московского при митрополите Американской Церкви. Многие русские люди, выехавшие туда сто и более лет тому назад, уже в третьем-четвертом поколении ходят в этот собор, находя в нем кусочек родины. Мы регулярно посылаем туда священников для прохождения пастырской службы. И те, кто сейчас выезжает на чужбину, они тоже знают, что в этом месте бьется русское сердце, слышится русская речь, произносятся молитвы на родном церковно-славянском языке, – хотя многие из них уже не знают русского языка. Кстати, скажу, что брат Ивана Семеновича Козловского много-много лет был там регентом хора в этом Свято-Николаевском соборе города Нью-Йорка.
Затем о. Александр был переведен в Хельсинки и несколько лет служил там в соборе, главном соборе, возвышающемся над городом и над морем. И когда произошла революция, он вернулся опять-таки в помощь Патриарху Тихону, и вместе с ним был арестован в первый раз. Дважды подвергался он аресту. Он был назначен ключарем, то есть хранителем ценностей храма Христа Спасителя, по ложному обвинению был арестован, был в заключении, был освобожден через несколько лет и проходил свое служение в храме Ризположения на Донской улице. И старшее поколение москвичей хорошо помнило его – высокого, худощавого, доброго, чистого сердцем, приветливого пастыря. Пусть Господь благословит и нас, современных москвичей, по молитвам доброго нашего наставника, священномученика Александра. Привел Господь мне получить его собственный крест, и этим крестом, который он носил на груди, я хочу также благословить вас, и когда мы будем поклоняться честной иконе о. Александра, пусть каждый облобызает и этот маленький крестик, на котором сзади трогательная надпись, что его подарили любящие его американские прихожане, когда он был в Соединенных Штатах.
И наконец, третье имя – приснопамятного митрополита Филарета, о котором можно говорить много, ибо мы ему обязаны и созданием Московской Духовной Академии, и переводом Библии на понятный русский язык, но более всего – как молитвеннику и мудрому наставнику.
Поистине сотни священников вышли из-под его руки, и десятки епископов вспоминали его как мудрого наставника. Список его трудов велик, пять крупных томов составляют только его мудрые резолюции. Он был наставником не только для церковных людей, но и для власти, и освобождение крестьян непосредственно связано с его именем. Ибо и он писал Государю манифест о прекращении крепостного права на Руси. Современники называли его Филаретом Мудрым.
Он был слаб – настолько, что когда в последние годы совершал богослужение в совершенно тонких, облегченных облачениях, он снимал с себя все лишнее: и дорогие архиерейские, из камешков, четки, и даже карманные часы, потому что немощь тела была настолько велика, что ему тяжело было нести даже эти малые предметы. Однажды, когда он был уже смертельно болен, во сне увидел он своего отца, протоиерея коломенского, о. Михаила, и тот сказал ему: «Блюди 19‑е число». И вот каждое 19‑е число месяца митрополит Филарет проводил в особом молитвенном уединении и за богослужением, и 19 ноября 1867 г. он уже был настолько немощен, что не мог совершить сам литургию, принял Причастие Святых Христовых тайн и скончался. К его могиле люди всегда приходили за благословением.
Святейший Патриарх Алексий, скончавшийся в 1970 году, свято чтил его память и проводил в память о нем вечера, беседы со студентами, вспоминая и сам рассказы современников, лично знавших этого почившего мудрого Святителя, и передавая нам содержание его поучений, уча тому благоговейному пастырскому служению, которое проходил святитель Филарет.
Святителю Филарету принадлежит молитва, которую я хочу прочитать вам, которая так и известна, как молитва Филарета, святителя Московского. Пусть Господь благословит вас от его святой иконы.
Молитва, может быть, необычна по языку, но так близка по духовному содержанию:
«Господи! Не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое отверсто, ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри, и сотвори со мною по милости Твоей, порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня желания кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться и Сам во мне молись. Аминь».
Вот этих новых святых мы и видим пред собою своими душевными и телесными очами, и сейчас, совершая акафист Царице Небесной, обратимся с молитвою и к ним, чтобы они были нашими заступниками и наставниками, потому что двое из них ходили по этой земле, а один лежит в ней, отдавши жизнь свою за Церковь, за Отечество. Молитвами новопрославленных святых да помилует нас Господь и да поможет нам Царица Небесная. Аминь.
[1]. Речь идет о священномученике протоиерее Иоанне Кочурове.