Слово о. наместнику Богоявленского монастыря игумену Ионе при посвящении его в сей сан, 1903 г.

Слово о. наместнику Богоявленского монастыря игумену Ионе при посвящении его в сей сан, 1903 г.

Сердечно приветствую тебя, возлюбленный брат, с саном игуменским!

Сегодня, по благословению высшего священноначалия, ты выдвинут из ряда обыкновенных священноиноков и украшен особой честью.

Какие же надежды возлагает на тебя Святая Церковь, облекая тебя так быстро и неожиданно, по собственному твоему сознанию, честью игуменства?

Если ты вдумывался когда-нибудь в значение слова игумен, то ты сам ясно понимаешь, какие обязанности возлагаются на тебя твоим новым званием.

Игумен – слово греческое и означает предводитель отряда воинов; слово игумен также употребляется в значении пастуха, пасущего стада. То и другое значение указывает на начальственное положение лица, облеченного этим саном.

В духовном смысле значение этого слова еще шире: игумен – не просто начальник, он и воспитатель душ, вверенных в его управление иноков, ведущий их в Царство Небесное. Значит, не внешним только образом он управляет ими: назначая послушания, требуя внешнего благоповедения от братии и пр., он и духовный начальник, зорко следящий за их внутреннею духовной жизнью, глубоко проникающий во все изгибы их душ, радующийся, как отец, их духовному преуспеянию, глубоко скорбящий о их духовных болезнях, сострадающий их скорбям, непрестанно возносящий пламенную молитву о них Господу Богу, как о самом себе. Его личная жизнь должна быть неотделима от жизни братии, или, лучше сказать, для него и не должно существовать личной жизни, он должен, по слову апостола, быть «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22). Он должен быть, по слову Самого Господа, слугой всех, примером и образцом во всех добродетелях. Понятно поэтому, каких высоких, каких великих добродетелей должен быть человек, украшенный званием игумена. Он должен иметь, собственно говоря, все христианские добродетели, или, вернее сказать, ту одну добродетель, в которой соединяются все остальные, – христианскую любовь. Не мнимую светскую любовь, которая выражается в любезных, ласковых словах да разве еще в делах холодного, внешнего милосердия, а ту самоотверженную любовь, которая, по слову Спасителя, «Положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), которая во всяком человеке, хотя бы и в великом грешнике, видит образ и подобие Божие и не горьким словом упрека встречает слабости и немощи человеческие, но все их несет на себе; та любовь, которая заставила одного преподобного начальника иноков с дерзновением молитвенно взывать ко Господу: «Господи, если я обрел благодать у Тебя, если я достоин Царствия Небесного, то вели и моим детям духовным идти со мною, а без них мне и в раю будет скорбно».

Конечно, кто из нас может похвалиться такой великой добродетелью? Поистине мы можем сказать словами святого апостола Павла: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор. 12:9), но стремиться к достижению христианского совершенства должен всякий из нас – христиан, а особенно – из нас, иноков, полагающих задачу своей жизни в нравственном совершенствовании.

Ревнуй же, возлюбленный брат, о приобретении этой добродетели, работай над собой, борись с восстающими на нас греховными помыслами, особенно с помыслами гордости, тщеславия, жестокости: молись непрестанно, и благодать Божия, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая, да уврачует твои немощи и да восполнит недостающие в тебе совершенства, а я, как человек, уже немало лет знающий тебя как доброго инока, искренне ревнующего о своем спасении, со светлой надеждой взираю на тебя и верю, что ты вполне заменишь меня, обремененного многими трудами и немощами, в управлении возлюбленной нашей братией.

Еще несколько слов.

Наша обитель занимает особое положение сравнительно с многими другими; она находится не где-либо в пустыне, а среди многошумного, многомятежного столичного города, и это самое ее положение налагает на нее особенные обязанности.

Именно – она существует не только для иноков, а, отчасти, и для мирян.

Смотри, какое великое множество народа собралось сегодня в храм Божий! И ты знаешь, что в праздники храмы наши всегда полны молящимися, а бывают дни, когда наш обширный собор не в состоянии вместить всех богомольцев.

Почему же русский православный народ по преимуществу любит молиться в святых обителях?

В ответ на этот вопрос сделаю такое сравнение.

Подобно тому, как среди бурных, бездонных, готовых каждую минуту поглотить неосторожного путника морей и океанов, там и сям разбросаны острова, на которых спокойно и привольно чувствует себя достигший их путник, наслаждаясь сознанием, что он наконец на твердой суше и не подвергается опасности быть поглощенным морской бездной, точно так же, думаю, чувствует себя мирянин в благоустроенной обители.

Твердый чин церковный, во всей целости и во всем благолепии сохраняющийся с древних времен по преимуществу в святых обителях; истовое, осмысленное чтение, воодушевленное пение древних церковных напевов, убежденная проповедь слова Божия, основанная на святых отцах и учителях Церкви, – вот что, с одной стороны, привлекает к нам богомольцев. А с другой стороны, каждый из них осознает, что все это общество иноков, каковы бы ни были их личные недостатки, соединено одним духом любви к Господу Богу, одушевлено твердой верой в истинность и непоколебимость Святой Церкви, заждется на тех же твердых началах иноческой жизни, на каких основано было первоначальное православное монашество.

Вот что привлекает в святые обители народ православный, вот почему ныне приходят туда и издалека с некоторым даже понуждением себя.

Здесь они отдыхают душой, умиротворяются и успокаиваются после всевозможных мирских соблазнов, бурь, лжеучений, взаимно противоречащих друг другу, – словом сказать, после мирской жизни, неустойчивой, шаткой, маловерной, преданной призрачным интересам минуты, тщеславной, постоянно колеблющейся между добром и злом, унывающей и отчаивающейся.

Не будем же глухи и слепы к их духовным нуждам: они просят у нас хлеба духовного, – горе нам, если они получают от нас камень; они ищут от нас примера в молитве и добрых делах, горе нам, если они вынесут от нас соблазн; они ищут от нас слова назидания, горе нам, аще не благовествуем (см.: 1Кор.9:16).

Словом сказать, горе нам, если вместо утешения и духовной радости они выйдут от нас разочарованными, оскорбленными в своих лучших чувствах, с горьким упреком к нам в своем сердце.

Скажу же тебе словами апостола Павла, сегодня читанными: «Внимайте себе и всему стаду» (Деян. 20:28). Воспитывай и самого себя и вверенных твоему попечению братьев в чувствах веры и любви к Богу и ближним. Я же непрестанно буду воссылать Господу Богу усердную молитву о нашем общем духовном преуспеянии и с этой же просьбой обращаюсь к тебе, возлюбленный отец игумен, а в залог этого молитвенного общения приими сию икону нашей Любвеобильной Небесной Матери и Ее Божественного Сына. О Милосердый и Человеколюбивый Господи, по неложному Твоему слову: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20); пребудь с нами во все дни до скончания века!

Призри с небес, Боже, и увидь, и посети виноград сей и утверди, его же насадила десница Твоя.

Проповеди на праздники:

Наверх