Протоиерей Максим Козлов
Слово на Всенощном бдении под Праздник Сретения Господня в Неделю о Страшном Суде. “Между страхом и надеждой”
Дорогие братья и сестры! Всех вас поздравляю с двунадесятым праздником Сретения Господня, в который мы воспоминаем торжественное принесение Богомладенца Христа в Иерусалимский храм Его Пречистой Матерью, Преблагословенной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией и Его нареченным отцом Иосифом. Воспоминаем таинственное приятие Его на руки старцем Симеоном и воспеваем с особенной торжественностью сегодня ту песнь Симеона, которая звучит на каждой утрене «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Воспоминаем с ним благочестивую старицу пророчицу Анну, встретившую Богомладенца Христа и участвовавшую в этом соединении Ветхого и Нового Заветов и все большем наполнении тварного мира той правдой Нового Завета, которую принес воплотившийся Бог Слово, Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловек и Господь наш Иисус Христос.
В сегодняшний же день с этим событием соединяется память Недели о Страшном Суде, еще одного подготовительного воскресения перед началом Святой Четерыдесятницы. Завтра вместе с Евангелием Праздника мы услышим и Евангельское повествование о Страшном Суде, которое вновь нас поставит перед тем, что должно быть целью жизни каждого христианина, а именно достижением такого итога земного бытия, чтобы нам на Суде Божием не оказаться среди отвергнутых козлищ, а быть принятыми в Обители Небесные. Нет и не может быть другой цели жизни у христианина, как стяжание этой вечной благой жизни со Христом.
Сегодняшнее соединение двух этих памятей – памяти минеи (Сретение Господне) и памяти триоди (Неделя о Страшном Суде) напоминает нам о Боге как Искупителе, ибо Христос, Бог Слово для того и воплотился, чтобы искупить, то есть спасти род человеческий, и Боге как Судии, потому что искупление, принесенное Богом, то есть дар все превышающей Божественной любви неотделим и неотъемлем от правды, справедливости Божией, которая явлена будет на Страшном Суде.
И только в этом памятовании и о всепобеждающей силе Жертвы Христовой, Бога, ставшего Человеком, и о непреложной правде грядущего Суда Божия, с которой каждому из нас предстоит встретиться, и обретается средний царский путь ко спасению.
Как дивно говорил много веков назад преподобный Петр Афонский, один из подвижников Святой горы, спасение обретается между страхом и надеждой. Надеждой, проистекающей из нашей веры и знания о совершившемся божественном искуплении, и страхом перед грядущим Судом, нашим знанием о том, что мы имеем внутрь самих себя. И вот этот средний путь, который соединяет в душе и страх о собственном греховном внутреннем бытии и надежду и упование на искупление, принесенное Богом, и ведет человека ко спасению. Одно без другого не есть свидетельство духовного здоровья человека.
В сегодняшний же день с этим событием соединяется память Недели о Страшном Суде, еще одного подготовительного воскресения перед началом Святой Четерыдесятницы. Завтра вместе с Евангелием Праздника мы услышим и Евангельское повествование о Страшном Суде, которое вновь нас поставит перед тем, что должно быть целью жизни каждого христианина, а именно достижением такого итога земного бытия, чтобы нам на Суде Божием не оказаться среди отвергнутых козлищ, а быть принятыми в Обители Небесные. Нет и не может быть другой цели жизни у христианина, как стяжание этой вечной благой жизни со Христом.
Сегодняшнее соединение двух этих памятей – памяти минеи (Сретение Господне) и памяти триоди (Неделя о Страшном Суде) напоминает нам о Боге как Искупителе, ибо Христос, Бог Слово для того и воплотился, чтобы искупить, то есть спасти род человеческий, и Боге как Судии, потому что искупление, принесенное Богом, то есть дар все превышающей Божественной любви неотделим и неотъемлем от правды, справедливости Божией, которая явлена будет на Страшном Суде.
И только в этом памятовании и о всепобеждающей силе Жертвы Христовой, Бога, ставшего Человеком, и о непреложной правде грядущего Суда Божия, с которой каждому из нас предстоит встретиться, и обретается средний царский путь ко спасению.
Как дивно говорил много веков назад преподобный Петр Афонский, один из подвижников Святой горы, спасение обретается между страхом и надеждой. Надеждой, проистекающей из нашей веры и знания о совершившемся божественном искуплении, и страхом перед грядущим Судом, нашим знанием о том, что мы имеем внутрь самих себя. И вот этот средний путь, который соединяет в душе и страх о собственном греховном внутреннем бытии и надежду и упование на искупление, принесенное Богом, и ведет человека ко спасению. Одно без другого не есть свидетельство духовного здоровья человека.