Слово на Вознесение Господне во всенощное служение. 1851 г.
Христианская церковь начала праздновать празднуемое нами вознесение Господа еще со времен апостольских и по установлению апостолов. В постановлениях апостольских заповедуется давать в день вознесения Господня свободу рабам, на том основании, что это есть день совершения смотрения о Христе. Блаженный Августин, учитель четвертого века, пишет: «что сохраняем мы и христиане всех стран, то, без сомнения, дошло до нас от самих апостолов, если не от всеобщего согласия церкви, как например, обыкновение прославлять ежегодным торжеством страдание Господне, воскресение, вознесение Его на небо».2
По этим словам видно, что праздник вознесения Господня в IV веке был уже праздником повсеместным, и что древность его одинакова с праздником воскресения Христова, и с воспоминанием страданий Христовых. Из IV века дошли до нас слова и беседы отцов церкви, говоренные в праздник вознесения Господня.
Почтим же и мы великий праздник благоговейным размышлением о вознесении Господа Иисуса.
Вознесшийся на небо Христос Иисус седе одесную Бога. Что это значит? Сидеть одесную царя на языке писания означает разделять с царем его власть и почести. И так сидение одесную Бога Отца по отношению к Сыну Божию означает участье Сына Божия в правах и совершенствах Бога Отца. Христос Иисус, как Сын Божий, от вечности равен Отцу. Но вознесся на небо не Сын Божий, а сын человеческий; сын человеческий, восприятый в личное единство Сыном Божиим, приял по вознесении на небо славу Бога истинного. Отец славы воскреси Его, Христа Иисуса, от мертвых и посади Его одесную Себе на небесных, превыше всякого начальства и власти и силы, и господства, и всякого имене, именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем (Еф.1:20–21). Даде Ему имя, еже паче всякого имене, да о имени Иисусове поклонится всяко колено небесных и земных, и преисподних (Флп.2:9–10). Так одесную Отца Христос Иисус есть владыка неба и земли. Сыны человеческие! почтите Сына – иначе Он сокрушит вас, как горшечник разбивает негодные сосуды глиняные.
Уне есть вам, да Аз иду ко Отцу, говорил Спаситель ученикам своим. И подлинно, вознесение Христа Господа на небо отверзло для человечества небеса, дотоле заключенные для Него. Самые праведники ветхого завета не могли взойти в обетованное царство вечного блаженства, пока Христос Иисус, – новый Адам, не взошел на небо. Св. апостол учит нас: не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (Евр.9:25). Христос Иисус явился лицу Божию, как ходатай человечества, исполнивший дело свое; Он явился по человечеству, чтобы явить небесам дотоле униженное человечество в первобытной славе его. О! как не радоваться людям такой славе бедного человечества! Самые ангелы, без сомнения, с торжеством и радостью взирали на прославляемое человечество в лице Христа Иисуса, так как дотоле скорбели о падении человечества в лице Адама. Спаситель говорит ученикам своим: Аз иду уготовати вам место (Ин.17:24). Места вечного блаженства, для избранных Божиих, приготовлены от вечности. Приидите биогословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира, так говорит судия мира праведникам. Тем не менее вход в царство Божие открыт только Христом Иисусом. Он один, как единственный друг человечества, как ходатай между землею и небом, совершил то, что небо отверзлось для людей; Он явился лицу Бога Отца с заслугами за виновное человечество, и места на небе открылись для готовых к небу.
Аще не иду, утешитель – не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Ин.16:7), говорил Спаситель. Прежде, чем явлением своим одесную Отца Искупитель человечества не показал, что, дело, возложенное на Него, окончено Им, небо примирено Им с землею вполне, человечеству нельзя было ожидать с неба живительных вод благодати, необходимых для исцеления расстроенного состава человеческого. Но вот Искупитель – на небе, Он одесную Отца небесного, и – вслед за явлением Его на небе, бедным человекам посылаются дары благодати с щедростью изумительною, в обилии, какого не мог вообразить себе ни один ангел, тем менее человек. Возшед на высоту, пленил еси плен, и даде даяние человеком (Еф.4:8).
Христос Иисус вознесся на небо не с тем, чтобы забыть о бедных странниках земли. Нет, Он остается тем же для них на небе, чем был на земле. Нежно любил Он людей, пока был на земле! Какой слезы не отирал Он, какой скорби не смягчал Он участьем своим, в какой беде не помогал Он чудною помощью своею! Престал ли Он любить людей на небе? Нет, Он еще более любит их на небе, чем любил на земле, так как и человечество Его теперь вполне прославлено совершенствами Сына Божия. Он сказал Марии Магдалине, по воскресении Своем: иди к братии Моей и возвести: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17). Видите, возлюбленные, Он возносящийся на небо, называет людей братьями своими; Он называет своего Отца их Отцем, своего Бога их Богом.
Св. писание для того, чтобы яснее видна была нам деятельная любовь к людям вознесшегося на небо Сына Божия, изображает ее нам в различных образах.
Оно называет Христа Иисуса нашим первосвященником. Христос пришед архиерей грядущих благ, не кровью козлию, ниже телчию, но своею кровью вниде единою во святая, вечное искупление обретый (Евр.9:11). Ветхозаветный первосвященник приносил за грехи народа кровь козла и тельца: но это жертвоприношение доставляло людям только внешнюю чистоту, только гражданскую праведность, сообщало тем, за которых приносилась жертва, право вновь участвовать в общественном богослужении, но не давало мира совести, не облекало праведностью пред судом Божиим. Недостаточность ходатайственного служения первосвященника открывалась уже и в том, что он каждый год должен был возобновлять свое дело. Христос Иисус раз навсегда решил свое дело – и Его жертва очищает самую совесть человеческую, как жертва духовная, как жертва цены неоценимой.
Далее, Христос Иисус на небе есть наш ходатай пред Богом. Чадца моя, говорит апостол любви, сия пишу вам, да не согрешаете. Аще же согрешит кто, Ходатая имамы пред Отцом Иисуса Христа праведника (1Ин.2:1). Как ходатай, Господь наш на небе всегда готов помогать нам в наших нуждах: Он отверзает нашим молитвам вход в небо, куда не могли бы они достигнуть, по их не достоинству, посылает утешение в скорби и силу в немощи, тогда как мы не могли бы получить ни того, ни другого, по грехам своим. Потому-то апостол с такою торжествующею уверенностью говорит: кто поемлет на избранные Божия? Бог оправдаяй. Кто осуждаяй? Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас (Рим.8:33–34).
Христос на небе, по писанию, есть глава церкви и церковь Его тело. И вся покори (Бог) под нозе Его (Христа Иисуса), и того даде главу выше всех церкве, яже есть тело Его (Еф.1:22). Глава в человеке управляет всем телом его, так что все, совершающееся в теле, совершается под ведением и влиянием главы. Христос на небе есть глава церкви и каждый член таинственного тела сего получает незримую помощь от видимой главы своей.
Кто после сего может сомневаться, что вознесшийся на небо Господь Иисус не престает взирать на нас, как на братьев и сестер своих? Сколько после того надежд нам на Него, столько любящего нас? Согрешит ли кто из нас? Пусть обратится к Сладчайшему с твердым упованием и молитвою. Как бы ни велик был грех наш: Его ходатайство покрывает пред Отцом грехи целого человечества; много ли же значит для Него покрыть твой или мой грех? Впадет ли кто из нас в какое-либо искушение? Подвергнется ли какой беде или болезни, душевной или телесной? Не имамы Архиерея, не могуща спострадати немощам нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем во благовременну помощь (Евр.4:16–17). Спешите к Иисусу во всякой скорби вашей. Он облегчит всякую скорбь. Призывайте имя Его во всякой нужде: Он отец сирых, врач больных, друг оставленных всеми, у Него всегда и на все готова помощь, против которой ни что не устоит.
Мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо. Так говорили ангелы апостолам (Деян.1:11). По сему наставлению не многое еще значит, если мы только что смотрим на дивное вознесение Господа. Надобно мысль о вознесении Его соединять с мыслью о втором пришествии Его для суда, как соединены и ангелом сии два великие события. А потому надобно так вести жизнь, чтобы не быть исключенным нам из того царства, которое откроется со вторым пришествием Сына Божия на землю. Господь, вознесшийся на небо с тем, чтобы уготовать места вечного блаженства для верующих в Него, предложил нам условия, под которыми мы можем быть приняты в царство Его. Рассеянные грешники! одумайтесь, что ожидает вас, если вы не выполняете воли Господа вашего? Тот, кто вознесся на небо, силен для того, чтобы выполнить свою волю над непокорными Его воле, в день суда своего. Апостолы возрадовались, услышав весть ангелов о втором пришествии Христовом, потому что они одного желали, одного искали, чтобы быть вместе с Господом своим. А мы готовы ли встретить Его. Наши сердца Его ли желают, Его ли ищут на земле?
Господи милостивый! да не будет бесплодным в сердцах наших слово о славе твоей. Аминь.