Слово на Вознесение Господне. 1878 г.
Господь Иисус Христос по воскресении Своем из мертвых недолго – только 40 дней оставался со Своими учениками на земле; в течении сих 40 дней нередко являлся им, иногда разделял с ними и пищу (Лук. 24:43); всякий же раз, когда являлся, говорил с ними о Царствии Божием (Деян. 1:3) – т.е. законополагал, разъяснял им все необходимое касательно Церкви Своей – этого видимого средоточия христианской жизни, откуда мы можем и должны начинать свой путь в Царство Христово и где можем найти и пособие, и руководство для достижения вечноблаженной жизни. В 40-й день Господь явился Апостолам в последний раз в Иерусалиме, беседуя, вышел с ними за город до Вифании (Лук. 24:50) и там – на горе Елеонской (Деян. 1:12), заканчивая Свою беседу, сказал: идите, научите всех тому, что Я повелел вам, а Я с вами неотступно во вся дни до скончания века! Сказав это, Он выступил из среды и, благословляя учеников, стал подниматься кверху – к небу, и таким образом постепенно удаляясь, скрылся за облаками!
Святая Церковь торжественно воспоминает это событие, усматривая в нем основательный повод к высокой, христианской радости. И действительно, простой здравый смысл при взгляде на вознесение Господне без труда приходит к тому же убеждению. Если Господь оставил землю, возшел туда идеже бе первее, то, очевидно, Он совершил – кончил то дело, для которого сшел с небес, жил с нами, страдал, умер, воскрес; значит, в вознесении Господнем мы имеем наглядное удостоверение в том, что примирительная жертва, во искупление наше на Голгофе принесенная, удовлетворила правосудию Божию; что Церковь, эта сокровищница благодатных даров во спасение наше, Господом Иисусом основана, устроена, упрочена; что свет спасительного учения, сила спасающей благодати Духа Христова сообщены Церкви, и сообщены в таком обилии, что достаточны для всех людей и на все времена; что самые орудия воздействия Христова на мир – Апостолы Его снабжены полнотою власти и силы учить, возрождать, врачевать, спасать – одним словом, удостоверяемся, что домостроительство нашего спасения совершено и так упрочено, что злоба и лукавство нашего исконного врага – эти врата адова не одолеют Церкви, не разрушат плана Божественного Промысла!
Достаточно было бы и этого соображения, чтоб при воспоминании о вознесении Господнем порадоваться о милости Божией. Но, всматриваясь ближе в это великое событие и сопровождавшие его последствия, мы находим и другие, более важные к тому побуждения. Господь не только сделал все для нашего спасения, что требовалось с Его стороны, но и в деле усвоения плодов Его смерти и воскресения не оставил нас без помощи. Ввиду нашей духовной немощи, косности и слабости воли Он дал нам Духа Своего Святого да будет с нами в век, чтоб в этом Божием Духе мы имели подручное, безошибочное наставление на всякую истину, подкрепление в немощах наших, руководство в молитве, во всех случайностях – утешение, вразумление, очищение, освящение словом. Промыслительная о нашем благе любовь Господа Иисуса, приготовив врачевство к исцелению наших душевных недугов, вместе с тем озаботилась и о мерах к тому, чтобы мы были в силах воспользоваться приготовленным.
Но и не здесь конец Господней о нас заботливости. По указанию слова Божия Господь вознесся на небеса для того, чтоб внити в славу Свою (Лук. 24:26); самым делом принять Богом Отцом предоставленную Ему всяку власть (Матф. 28:18), т. е. полноту власти над всем созданием; стать Царем всего видимого и невидимого (Еф. 1:20–22); сделаться главою Церкви, соединив в ней все разумно – свободное и на земле и на небе (Фил. 2:8–11). И что же? Среди этого непостижимого величия и славы Он не забывает и о нас, в бесконечном Своем царстве правды, порядка и счастья заботится приготовить место и нам! Иду приготовить место вам, говорил Он Апостолам, и когда приготовлю, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были там, где Я! (Иоан. 14:2–3).
Какая заботливость! Какое внимание! Какая любовь к нам грешным! Ум, чувство, слово человека в силах ли обнять и выразить широту и глубину такого Божественного снисхождения? Ангелы, приникнув мыслию к тайне спасения нашего, поражаются благоговейным удивлением перед действиями Божией к нам любви! Эту-то любовь Господа Святая Церковь и прославляет нынешним торжеством. Указывая на Вознесение Господне как на заключительный акт нашего спасения, она тем самым припоминает нам весь бесконечный ряд благодеяний, нам оказанных Господом, напоминает это единственно для того, чтоб возбудить в нас чувства благодарности к Благодетелю, расположить сердца наши к торжеству и радости о Господе, и этою святою радостию – при христианской жизни и послушании воле Божией – порадовать небожителей и прославить Господа!
Благо тому, кто старается очистить вкус и обучить чувства свои к различению добра и зла; благо тому, кто настолько окреп во благочестии, что без труда усвояет мысль Церкви и охотно последует ее руководству. Благо ему: он на добром пути. Припоминание о благодеяниях Божиих возбуждает в нем не просто веселость, а именно радость о Господе, которая – по слову Псалмопевца – всегда притрепетна, никогда не выходит из границ, потому что боится – не оскорбить бы Благодетеля неумеренностию или неприличием в проявлении сердечного довольства; непрестанно помнить, что благодеяния Божии есть милость Его, ничем нами не заслуженная, и потому проводить жизнь осторожно, всячески понуждая себя к исполнению известной ему воли Божией, чтоб хоть послушанием засвидетельствовать чувство благодарности.
Господь судил мне и ныне, как четыре года тому назад, вместе с вами торжествовать настоящий великий христианский праздник. И как тогда, так и ныне с утешением вижу многочисленность молящихся, во многих благоговейное предстояние и другие знаки доброго настроения души. Дай Бог, чтоб эти добрые качества были постоянны в нас как свидетельство нашей веры и преданности Богу!
Не забывайте, возлюбленные, что вознесшийся на небо Господь, по обещанию Своему, опять придет, чтоб взять нас к Себе в славное Свое Царство. Но возьмет Он не всех без разбору, а только тех, кои доброю, христианскою жизнью приготовили, сделали себя способными и достойными счастья в общении с Богом. Будет Суд – последний, решительный, на всю вечность бесповоротный и страшный особенно потому, что Господь будет судить не только дела или слова, но и мысли и желания наши; не только худое, незаконное в наших делах, словах или мыслях, но и доброе, – в подробности рассмотрит, до какой степени оно добро; действительно ли оно добро или имеет только вид добра; осудит не только за сделанное худое дело, но и за несделанное доброе, которое мы могли сделать и не сделали. И только тот, кто устоит на этом суде, окажется праведным или покаянием очистившимся от проказы греховной, только такой человек будет принят в Царство Христово и в общение со святыми!
Не обольщайтесь, возлюбленные, мыслию о милосердии Божием, не думайте, что Господь милосерд – не взыщет. Несомненно, что Бог милосерд, но также несомненно и то, что Он правосуден. Он может помиловать всегда, следовательно, и на Страшном Суде. Но помилует ли? Обещал ли Он это? На чем мы могли бы основать такую надежду? Слово Божие прямо говорит, что после Страшного Суда Господь накажет грешников, с гневом скажет им: идите от меня прочь... в огонь вечный!
С другой стороны, Господь милостив, конечно, не к грешникам только, а и к праведникам. Если бы Он ввел в рай и грешных людей наравне с праведными, то этим будет ли оказана милость праведным? Едва ли! От кого праведные страдают в этой жизни? Не от грешников ли? Значит, и в раю в обществе с грешниками они по-прежнему будут страдать. Милость ли это? Да и грешники, живя в раю, не будут блаженны, так как не готовы, не способны к тому. Человек со здоровыми глазами, пользуясь светом солнца, смотрит на предметы видимого мира с удовольствием – наслаждается, больной же глаз при том же свете страдает. Так и в Царстве Небесном: праведные во свете лица Божия будут находить блаженство, а грешные, если бы и были допущены в рай, неизбежно будут страдать.
Богатство благости Божией и Его милосердие должны не ослаблять нашу ревность к добру, а укреплять, возбуждать к особенной осторожности и осмотрительности в жизни. Со страхом жития вашего время жительствуйте, говорит Апостол (1Петр. 1:17–19). Ведь не серебром или золотом тлеющим мы искуплены от греха и вечных мучений за него, а Пречистою Кровию Христовою. Притом земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и приносящая только терния да волчцы, непотребна есть и клятвы близ, а конец ее сожжение (Евр. 6:7–8), говорит другой Апостол.
Твердо помните, возлюбленные, что никакая греховная нечистота не будет допущена в славное Царство Христово. Поэтому, служа Господу, служите Ему со страхом, и радуясь пред Богом Спасителем, радуйтесь пред Ним с трепетом. В таком случае надежда наша на милость Божию будет основательна, и наш праздник, как выражение чувств благодарности пред Богом, будет угоден Ему и нам спасителен.
Да даст нам Господь разум во всем; страхом суда Своего да оградит нашу мысль и чувство от поползновения к неполезному; любовию же Своею да согреет наше сердце и да утвердит его в сыновнем послушании воле Божией. Аминь.