Слово на воздвижение честнаго Креста и на святое Воскресение

Слово на воздвижение честнаго Креста и на святое Воскресение

Совершается празднование Креста, и есть ли кто, кто не возрадовался бы духом? Возвещается Воскресение, и есть ли кто, кто не возвеселился бы? Ведь поистине, Крест, быв водружен на Краниевом месте и имеющий на себе пригвожденного Владыку твари, рукописание же на нас истребил, которое праотец Адам подписал (как долговое обязательство) тем, что преступил Божию заповедь – и Крест освободил нас от уз грехов и сделал то, чтобы мы в радости ликовали и веселились, на подобие телят, отпущенных с привязи. «Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5, 20).

Воскресение же Христово отменило смертное истление и отогнало адский мрак, и возставило мертвых от гробов, и, сказать словами пророка, отъяло «слезу от всякаго лица» (Ис.25,8), и всякому человеку даровало поистине неотъемлемую благодать. Потому что дар Воскресения безмерен и не на некое ограниченное число людей простирается его значение. Потому что это был Бог всей твари, Тот, Кто в человеческой плоти подверг Себя в ней погребению. Лучше же сказать: совершил в ней Воскресение; Кто не ведал границ в подаянии милостей и Которому чуждо какое-либо лицеприятие. Потому что Он познается как истинный Бог всех, и на всех людей Он распространил дар спасения, щадя Свой образ и обновляя его совершенным образом, поскольку каждый земной человек был создан по образу Божиему.

Наступило памятование Креста, и кто из людей не пожелает, в свою очередь, распять себя? Потому что истиннейшего почитателя Христос видит в таком человеке, который распял себя для мира и кто самыми делами явил себя подлинным любителем Креста. Совершается праздник обновления Воскресения, и кто из верных не пожелает, со своей стороны, обновить себя, отвергнув всякую мертвость, приходящую на основании страстей, и облекшись в нетление души? Иное есть смерть души, а иное познается относительно смерти тела. Первую поражает грех, как это написал первый иерарх и возглавитель этой священной Иерусалимской кафедры – Иаков, брат Господень. А вторая производит распадение элементов, из которых, по своей природе, составляется тело. Конечно, при этом происходит отделение от тела бессмертной души, хотя бы так и не представлялось врачам, знатокам лечения только тел1, поскольку это человеку, преступившему Божию заповедь, было дано Творцем в виде явной епитимии. Крест воздвигается на высоту, и есть ли кто, кто таинственно и сам не возвысится от земли? Потому что туда, куда возвысился Искупитель, туда и искупленный Им приходит и переселяется, имея великое желание всегда быть вместе со своим Спасителем и наслаждаться неиждеваемыми воздаяниями от Него. Сегодня предходит Воскресение, и вселенная радуется предпразднеству. Крест заутра явлен бывает, подает дары поклоняющимся ему. Сегодня владеет Воскресение, а завтра наступает Крест; оно выставляет смерть на позор, а он – являет посрамленными полчища бесов; оно – само собою проповедует, что смерть, поистине, сгинула, а он – возвещает всем, что всякое злодейство бесов было упразднено, как и умерщвлена вся их скверная и душегубительная энергия (сила действия); раньше Крест предшествовал Воскресению, а ныне Воскресение вводит и предваряет Крест.

О, какое чудесное изменение положения вещей! Ибо и в этом я вижу явное исполнение слов Спасителя: «Последнии стали первыми» и, в свою очередь, "первые стали последними» (Мк. 10:31; Мф.19:30; Лк.13:30). И возможет ли кто объяснить причину такого изменения порядка и перемены вещей? Потому что не случайно происходит то, что оно (Воскресение) как бы поспешило предшествовать, а он (Крест) как бы запаздывая, последовал за сим. Но разве не сначала воссиял Божественный Крест, а светоносное Воскресение не тремя ли днями явилось позднее Его? И почему наши Отцы сознательно установили такое изменение вещей, именно, чтобы Воскресение предваряло Крест, мы это с точностью не можем объяснить. Полагаем же и строим догадку, что причина для сего заключается в том, чтобы паломники, приходящие со всех концев земли для того, чтобы поклониться Живоносному Кресту и Воскресению, сначала отпраздновав всерадостный и светлый праздник Воскресения, а затем, сразу же после сего, видя святое Воздвижение Креста Господня, получили бы прекрасное и спасительное снаряжение во всемогущем спутнике, т. е., в Кресте Господнем, в земных путях сопутствующем им, а в море соплавающем вместе с ними, и во всем устрояющем их спасение и сохраняющем их от всех превратных обстояний, что и самыми вещами вам самим показывает, потому что всемогущая сила Креста объяла все концы вселенной, и все исполняет и везде присутствует и неутомимо (άχόπως). оказывает помощь, спасая верных от напастей и являя благочестивым спасение и удерживая всех врагов.

Возможно же, что была и иная, некая скрытая причина, которую ведали и сознавали бывшие в древности учителя сей Церкви, каковую причину мы, малейшие, не стыдимся явно признать, что мы ее не знаем. Бог же дарует и ее нам узнать, как мы в этом совершенно уверены, ради самой пользы для вас, которые наивернейшие Ему.

Итак, есть ли что, для нас более возвышенное, чем эти блаженные праздники? Есть ли для нас что-нибудь в мире более священное, чем эти торжества? Или ужели нам не радоваться и не ликовать, празднуя эти празднества? – Сияние Воскресения и светлое поклонение Кресту. Они – для нас трофеи всего нашего спасения. Они, освободив нас от смерти и страстей и от злостнейшего вреда со стороны бесов, снова возвели нас к нашему Владыке, упразднив все гнетущее и скорбное и воссияв нам свет радостей. Не живоносное ли Воскресение дарует нам вступление в бессмертную жизнь? Или не воздвиженный ли Крест порождает для нас освобождение от страданий и страстей? Потому что, поистине, они явили нас снова причастниками усвоения нас Богом, чем и вызваны были они и ради чего произошли для всех нас, сущих на земле.

Итак, познав таинственное значение их и по какой степени они были благотворны для нас и каких благодеяний стали они для нас источниками, таким образом будем праздновать их прекрасно (свято) и благочестиво, как и самые эти праздники имеют своей целью: «Не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистью» (Рим.13,13), не грабежами и неправдами. Умалчиваю от перечисления остального. Потому что я дерзаю сказать, возлюбленнейшие братие и участники той же нашей веры и обогатившиеся теми же духовными плодами, что хотящего праздновать так эти праздники, т. е. не с благоговением, а в духе тех пороков, которые упоминает апостол, они не только не приемлют и не допускают к себе, но и отвращаются от такого и гнушаются им, как человеком ведущим жизнь не достойную их и делающего то, что ненавистно им. Поэтому я прошу и увещеваю вас ненавидеть оные пороки и отвращаться от них, как от нарушающих наши праздники; соблюдать же и делать то, что мы сознаем, как угодное им. А мы знаем, что угодно и приятно им то, что соделывателя сего ведет ко спасению и путеводит в жизнь вечную. Не нескончаемою ли жизнью и не немеркнущим ли светом они озарили нас, после того, как воссияли от Христа для людей? Итак, изменим и сами мы наше поведение и, совлачившись прежнего образа жизни, как вредного и губительного, потецем путем новой жизни. Не дарствует ли Воскресение Христово наследие нам жизни? И Крест Христов не распял ли в нас древнего человека?

Итак, если мы почитаем Воскресение и празднуем его торжество, то и возлюбим более новый образ жизни, в силу чего станем приверженными ей не только на словах, но ближайшими и истинными таинниками ее2. И если мы прикладываемся ко Кресту, то почему же и страсти, вместе с земными членами, мы не распинаем в себе, так чтобы вместе с Павлом и нам было бы возможно воскликнуть: «Христови сораспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:19–20)?

Итак, если Христос возвещает, что Он живет в тех, которые распяли себя для мира и умертвили уды, яже на земли (Кол. 3, 5), как восклицает и свидетельствует Павел, то почему же и мы не поступаем таким же образом и не умерщвляем в себе всякий земной наш член, страсть, злую похоть и прочее счисляемое с этим, дабы жил в нас Христос и даровал нам нестареющуюся жизнь? Итак, будем искать мира со всеми, и вместе с этим приобретать святость, потому что «ихже кроме никтоже узрит Господа» (Евр. 12, 14), как опять же засвидетельствовал нам Павел. И посему Христос также называется «Миром». «Той бо есть, – говорит Апостол, – мир наш" (Ефес. 2, 14); к тому же Он именуется и «освящением» нашим (1Кор. 1, 30). Называется же Он «миром нашим», как доставивший мирное единодушие, соединив небесное с сущим на земле и устроивший единую Церковь, состоящую из тех и других. «Освящение» же и «искупление» (потому что вместе с первыми наименованиями и это возвещается)3, как ставший Искупителем нас, которые находились в плену, и как искупивший нас не только от демонов и страстей, но и всадивший в нас Божественное освящение.

И тому, что вы слышали в моей речи, со всем старанием и усердием последуем, и стяжем, и восхитим, и путем сего сочетаем себя с Христом в прекрасном и блаженном единении с Ним. Потому что человека, таким образом приходящего к Нему, Он не изженет вон от Своей благости и блаженства; прочь даже и сама мысль такая! Следовательно, будем стараться стяжать такое единение с Ним, так-как нет ничего, что было бы более ценно, и будем стремиться к тому, чтобы жил в нас Христос, чего нет ничего более преимущественного, чтобы, стяжав такое богатство, мы насладились и Царством Небесным и обрели жизнь вечную, в Самом Христе, Боге и Спасителе нашем, с Которым Отцу слава со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков Аминь4.

* * *

1 Скобки принадлежат оригиналу. Представляется, что здесь имеются в виду врачи языческого времени, материалисты. Впрочем, возможно, что и во времена св Софрония были скептики и материалисты среди врачей, в особенности, если они не были христианами, а инородцами.

2 Т. е. – полностию посвященные в истинную, вечную жизнь, как участники ее.

3 Текст в скобках добавлен нами.

4 Sорhrоnii раtriаrсhае Ниеrоsоlуmиtаni оrаtиo иn Ехаltаtиonеm Иеnеrаndае СRUCIS еt in Sаnсtаm Rеsurrectиоnеm Миgnе Р. G. t. 873 соl. 3301–3309.


Источник: Пер. архим. Амвросия Погодина. Джорданвил, 1988 / Проповеди святителя Софрония, Патрiарха Iерусалимскаго. Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). Джорданвил: Типография преп. Iова Почаевскаго, Свято-Троицкiй монастырь, 1988. - С. 92-96.

Наверх