Проповеди на праздники:


Слово на великий пяток. 1846 г.

Итак свет, пришедший в мир просветить языки, сокрылся в мраке гроба, немного озарив и сердец Израиля? Восток свыше, посетивший землю, познал запад свой, не узнанный землею?

Отче небесный! Где благоволение, которым свидетельствовал Ты любовь к своему Сыну? (Мф.3:17). Где слава, о которой молил Тебя возлюбленный Сын Твой? (Ин.17:1). Сын Божий вопиет на кресте: Боже мой, Боже мой, Вскую Мя еси оставил? (Мф.27:46). И вопль Его оставлен без ответа. Владыка Сил небесных, обессиленный муками и страданиями позорными, испускает дух Свой.

Но Свет небесный не с тем явился в мир, чтобы оставить людей во мраке большем прежнего. Нет, – не при этом гробе место темному неверию.

О сем познахом любовь, яко Он по нас душу Свою положи: и мы должны есмы по братии души полагати (1Ин.3:16). Вот тайна Сына Божия, нисшедшего во гроб! Она не известна была векам, но – открытая – она изливать будет свет и блаженство на веки и вечность!

О сем познахом любовь, яко Он по нас душу Свою положи. Там, где, казалось, действует только суд Божий, страшный для целой вселенной, там, где небо казалось до того разгневанным на землю, что не давало ответа даже на глас Сына Божия, там открывается любовь, – любовь, которой еще не было примера.

Как не дальновиден ум человеческий со всею хитростью, со всем коварством страстей! Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что самые страсти выполняли то самое, чего хотела любовь небесная, любовь Сына Божия.

Христос Господь на кресте, Христос Господь во гробе. Но не сила злобы человеческой довела Его до креста и гроба. Сколько раз враги имели все средства взять Его, чтобы поступить с Ним по воле страстей! И они не раз окружали Его, не раз посылали слуг, чтобы схватить Его. И что же? Посланные слуги возвращались с сознанием недоступного величия Его; сами враги не могли коснуться Его – беззащитного: яко не у прииде час Его (Ин.2:4), – не приходил час, назначенный волею Его. И кто мог довести до гроба, Тебя, Владыко жизни и смерти? Кто мог противостать силе Твоей? Кто мог победить Тебя, Господа неба м земли? Братия! Он носит все глаголом силы Своея. Ему стоило сказать слово и – легионы ангелов мгновенно явились бы против врагов Его. Он сказал: Аз есмь (Ин.18:16), и – воины римские с толпою слуг пали в ужасе на землю. Еще одно слово и – огнь небесный истребил бы их, как содомлян, земля отверзлась бы под ними, как под Кореем и Дафаном. Петр думал защищать Его: но Он исцелил отсеченное ухо Малху (Лк.22:51). Нет, – Он по своей воле предал Себя на страдания и смерть. Он знал, что в Иерусалиме будет предан, поруган и распят, но отправился во Иерусалим (Мф.20:18). Он знал предателя Своего, знал, что предатель явится в саду Гефсиманском, – и остается в саду Гефсиманском; знал врагов своих, – и вышел Сам к ним навстречу.

О сем познахом любовь, яко Он по нас душу Свою положи. Так, а не иначе, говорил Он и Сам о Своей смерти еще за долго до смерти. Сего ради любит Мя Отец, говорил Он иудеям, яко душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никто же возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о себе. Область имам положити ю и область имам паки прияти ю (Ин.10:17–18). Только Его воля пожертвовала жизнью Своею, только в Его власти состояло – взойти ли на небо, или умереть на кресте. Враги Его вопияли: аще Сын еси Божий, сниди со креста (Мф.27:40). Но потому-то и не нисшел Он со креста, что Он – Сын Божий, полновластный в судьбе Своей и в судьбах мира. Потому-то и не нисшел Он со креста, что любовь Сына Божия положила – совершить то, на что могла решиться только вечная любовь.

Любовь Его восхотела положить душу Свою за нас, и положила.

И кого же так возлюбил Сын Божий? Грешников! О, Любовь вечная! Кто бы мог подумать, кто из сынов человеческих дерзнул бы ожидать, что так далеко прострется любовь Твоя к нам?

Если Сын Божий являет ангелам любовь Свою: это близко к понятию нашему. Ангелы – духи чистые, совершенные, святые. Они искренно любят Господа Своего; они пламенно творят волю Его. Потому удостаиваются они особенной любви Божией.

Если Сын Божий возлюбил любовью особенною людей невинных, каков был Адам, лишь только вышедший из рук Творческих: – и это близко к понятию нашему. Из рук Творческих вышел человек с образом и подобием Божиим, украшенный правдою и преподобием истины (Еф.4:24). А и земные родители любят детей своих, как свое подобие.

Кто же мы, которых возлюбил Сын Божий? Если скажем: мы земля и пепел (Быт.18:29), то это еще далеко не все. Мы – земля нечистая, пепел, оскверненный грехами. – И нас возлюбил Сын Божий.

Пусть можно еще найти примеры самопожертвования за благодетелей. Решится ли кто умереть за праведника, – это сомнительно. А пожертвовать жизнью за грешников? Это уже вовсе не в порядке дел и понятий человеческих. А Сын Божий по нас душу Свою положи.

И как велика тяжесть, подъятая любовью Сына Божия!

Братия! мы пьем грехи, как воду. Грех кажется нам такою малостью, что мы и не думаем о нем. Но не таков он на самом деле. Он кажется нам минутным забвением долга; а на деле от него зависит участь в вечности: он совершается на малом пространстве земли; а потрясает небеса. Отчего это? оттого, что каждый грех – нарушение вечного, неизменного порядка Божия, в котором все велико; оттого, что всеблагий по тому самому, что Он есть благость, не может не отвращаться от греха.

Представьте же миллионы грешников, представьте, если можете, все виды грехов, совершаемых миллионами грешников. И все это принял на себя Сын Божий. Все мы – грешники, от Адама до Христа, и от Христа до скончания мира. И любовь Сына Божия, приняв на себя грехи всех людей, должна была испытать всю ярость суда Божия, весь огнь беспредельной правды Божией, карающей каждый грех.

О, грешники! пробудитесь от страшной рассеянности своей. Придите, ладите пред любовью Распавшегося за нас. Язвы священные! Язвы живоносные! Как не орошать вас слезами горького раскаяния, раскаяния благодарного! Или, нет, Господи, изыди, изыди от нас. Мы грешники бесчувственные, мы грешники бездушные, недостойные взирать на сии божественные язвы. И огнь любви Твоей не согревает застывших в грехе сердец наших. Что видишь Ты, сладчайший Иисусе, пред сим алтарем всесожжегшейся любви Твоей, – пред гробом сим божественным? – Видишь многократные поклонения наши, но большею частью холодные, большею частью плод обычая, а не сердец наших. Мы величаем Тебя песнями. Но, о, когда бы с сердцами сколько-нибудь достойными, если не друзей Твоих, то душевно помнящих о жертве любви Твоей! А сколько и таких между нами, которые и несколько часов бдения для Тебя считают тягостью невыносимою. Сколько слез надобно, чтобы оплакать холодность нашу к Тебе, Господи.

Любовь, распавшаяся за нас, вместе с тем, как вопиет о нашем спасении к Богу, ходатайствует и – пред нами – о братии нашей. О семь познахом любовь, яко Он по нас душу Свою положи: и мы должны есмы по братии души полагати. Если так дорого Господу спасение всех грешников, всех братьев наших, то нельзя быть маловажным и для нас сему спасению. Если Он положил душу Свою за всех подобных нам: нельзя и нам быть равнодушными в пользам их и, прежде всего, к их вечной участи. Потому-то пред самым подвигом крестным поучал Он: сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, яко же возлюбил вы (Ин.15:12). О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35).

Служители алтаря – пастыри словесного стада! Вы более, чем кто другой, обязаны следовать Пастыреначальнику Господу своему. Не люди, – Он возложил на вас долг, по Его примеру, беречь и пасти стадо Его; Он возложил на вас звание возносить молитвы за людей Его пред Его алтарем крестным. Испытайте совесть свою. Готовы ли вы полагать душу свою за овец своих, как Он положил? О, братия! страшитесь быть наемниками, страшитесь вместо овец пасти страсти свои. Пусть грехи недоразумения, пусть грехи неопытной юности, не малого лишают вас. Он – умерший за всех немощных – уврачует немощное. Но не допускайте до души страстей – корысти, гордости, любочестия, зависти. Он, лежащий во гробе, ничего не искал. Татие суть и разбойницы, сказал Он о своекорыстных пастырях (Ин.10:8).

Вы, которым вверена судьба ближних! пред гробом Распятого за всех – вспомните, что ближние, вам вверенные, искуплены Господом, что их слезы, не отертые вами, а может быть, и пролитые вами, не забыты будут любовью вечною, как забываете вы их. Судии христианские! Пред крестом Господа давали вы клятву на решимость не щадить себя для правды и пользы общей. Что, если и после того совесть укажет вам место не при гробе Господнем, а в претории Пилата?

Отцы и матери! за чад ваших, как и за вас, пролил кровь Свою Господь. Берегите столько дорогие души. Воспитывайте их в вере и страхе Божием. Многого стоит вам воспитание их? Посмотрите на Владыку – Господа; Он все терпел для всех нас.

Главы семейств! за вечное спасение наше Господь распался, а не для того чтобы мы пили и ели сладко, богатели для себя, оставляя других на жертву нищете. Будьте вождями семейству вашему к вечному спасению; отсекайте страсти в себе и в домочадцах ваших: старайтесь более всего, чтобы семейства ваши были христианскими семействами.

Каждый, чем может; должен служить пользам братии. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о другом; ибо в нас должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе (Флп.2:4–5). Каждый должен угождать ближнему во благое, к созиданию; ибо и Христос не себе угождал (Рим.15:1, 3). Никто не ищи своего (1Кор.10:24). Если бы потребовала нужда отдать жизнь за другого: Господь отдал Свою; ужели же наша дороже, чем Его жизнь? Богатый уделяй от богатства неимущему: Господь не жалел для нас ничего. Если не другим чем, напоим жаждущего чашей студеной воды, утешим узника в его темнице, введем бескровного и странника в дом свой, – ради Того, который столько возлюбил всех нас.

Тяжело делать добро для тех, которые заставили нас вытерпеть много неприятностей. Но Он – святый, чего не терпел от врагов Своих и – желал им только спасения? Как жестоки были враги Его! И как велика была кротость Его! Ни в одной слабости нельзя было обличить Его; а с Ним поступают, как с злодеем: вот – ведут Его на суд неправедный, бьют Его плюют Ему в лицо, насмехаются над Его знанием людей (Мф.26:67–68); одевают в багряницу, венчают терновым венцем и насмешливо приветствуют: радуйся, царю иудейский! (Мф.27:29). Злодею дают свободу: а Его ведут на распятие. Что же Он? Молчит, как кроткий агнец. Вот Он – на кресте. И новые ругательства: иные спасе, Себе ли не может спасти (Мф.27:42). Здесь, с личными оскорблениями, соединяют уже и хулу на Бога: Он уповал на Бога, пусть же Тот спасет Его (Мф.27:43). Что же Иисус? Молчит, или, нет – молится за врагов Своих: Отче! отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк.23:34). Вот какова любовь незлобивая! Кто из нас терпел что-нибудь подобное тому, что Он терпел? Если и оскорбляют нас, то в частном кругу, и каким-нибудь легким намеком на нашу же слабость. Слушатели-христиане! Если по-человечески тяжело прощать обиды, то по-христиански гораздо тяжелее не прощать их. Как с досадою на брата стоять нам пред распятым Господом нашим? Не значило ли бы это, что мы стоим пред Ним не как ученики Его? Скажем более.

Если ты – такой праведник, что каждую неприятность, причиняемую тебе, считаешь не заслуженною, готов говорить о себе вслух: я не знаю за собой никакой вины; то зачем тебе Искупитель грешников? Он не нужен тебе. Удались от сего гроба, окруженного грешниками; здесь плачут о грехах своих, да единый Праведник покроет нас от гнева Божия Своею правдою! Да, братия, если мы искренние последователи распятого Иисуса, то для нас нет неприятностей, нет обид, которых бы мы не стоили; для нас нет оскорблений, которых бы мы не простили, и не покрыли благодеянием.

Христе Спасителю! Божественными язвами умоляем Тебя, – согрей сердца наши любовью, пригвоздившею Тебя на кресте; в ней все – спасение наше, в ней свет путям нашим, в ней жизнь вечная. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх