Слово на усекновение главы Иоанна Предтечи. 11.09.2011 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня день блаженной кончины величайшего из пророков и последнего пророка Ветхого Завета – Крестителя Господня Иоанна. По свидетельству самого Христа Спасителя, он был "лучший из людей". Часто люди задаются вопросом, почему младенцы, допустим, невинные болеют и умирают. И никто не задает себе вопроса, а почему был обезглавлен "лучший из людей". Такие вопросы люди задают, потому что плохо себе представляют то, каков наш Бог, который создал и вселенную, и всех нас. И еще потому, что люди не понимают, кто такой человек, и не знают, как он был создан Богом. На самом деле все человечество представляет собой единый род. Как это можно проверить? Очень просто. Из опыта. Погибает хоккейная команда, а очень многие люди этому сочувствуют, хотя эти ребята нам не родственники, а многие даже и совсем не интересуются ни хоккеем, ни пинг-понгом. Как это может быть?
Вот можете себе представить, что некий индийский слон узнает, что в Африке умер другой слон – и у него повышается артериальное давление от этого? Нет. Потому что его это не волнует, как не волнует ворону, которая клюет ворону, на улице которую сбила машина. Просто это лежит объект для питания. А что это была ворона… А может быть, они вообще из одного гнезда. Может, она клюет труп своей родной сестры или брата. Ее это не волнует. Ее волнует только поесть. Ну, а потом запить все это надо. А человек – он по-другому. Человек – как единый род. Поэтому что случается в Африке – отражается и на нас. А что случается с нами – отражается и на то, что происходит в Гренландии. И чтобы перестать это чувствовать, нужно совершенно озвереть. И вот, когда человек потихонечку в результате своих грехов все дальше и дальше отходит от Бога, он, конечно, утрачивает человеческие черты и становится похож на зверя, которому все равно. Он не чувствует. Это, конечно, очень такое печальное состояние. И Господь, конечно, который создал и животный мир, но создал человека в конце всего творения, как венец этого творения, как существо, которое будет выполнять волю Божью, как существо, которое будет этим миром управлять, и управление его будет носить божественные свойства. Он будет управлять с любовью, а не с ненавистью. Но, к сожалению, происходит не так, поэтому, живя на земле, человек, к сожалению, уничтожает и насекомых, и рыб, и млекопитающих, и растения, и постепенно превращает нашу прекрасную землю в помойку.
Если бы он этим ограничивался. Но человек еще продолжает уничтожать самого себя. Причем это такое уничтожение, оно не только распространяется на какие-то другие народы – нет, это самоуничтожение идет уже внутри собственной семьи. Совершенно невозможно видеть, но, к сожалению, это частое явление, когда видишь мать маленького ребенка, и как она его дергает за руку, не боясь, что вывихнет ему плечо, и как она на него орет. Никогда в животном мире мы такого не увидим. То есть, казалось бы, даже человек, он преодолевает и родительский инстинкт, который есть даже у птицы. Потому что птица, когда ее преследует лиса, она прикидывается раненной и старается ценой своей жизни лису отвести от гнезда, как бы лиса не полакомилась ее детьми. А человек – мать способна. И таких матерей не одна, не две – их миллионы, готовы детей своих убить. А другая, меньшая, лучшая часть готова их навсегда оставить в родильном доме. Но это, конечно, слава Богу, что они их не убивают. Но очень легко оставляют. Поэтому человечество к нашему времени – оно не озверело, оно стало хуже зверей. Поэтому нет ничего удивительного.
Ведь когда Господь пришел, степень озверения в человечестве была довольно высока, но все-таки по милости Божьей родилась пресвятая Дева Богородица, в которой мог воплотиться Господь наш Иисус Христос. И чтобы подготовить людей к своему приходу, за полгода пришел Иоанн Предтеча, который тех людей, которые искали спасения, которые приходили к нему на Иордан и в Заиорданье, чтобы его послушать, которые искали для себя выход из этой жизни… Потому что все мы знаем, как среди людей тяжело жить. Человек – это весьма неприятное такое существо, от которого можно ожидать чего угодно. И мы, собственно, это знаем, и всю нашу жизнь мы с этим сталкиваемся. И для этого нет никаких препятствий. Эта неприятность может идти от твоих же родителей, от твоих же братьев, от друзей. А уж что с собой вытворяют партнеры по общему делу – так они часто просто убивают друг друга, чтобы завладеть еще каким-то количеством денег, и это постоянно происходит. Люди убивают друг друга за деньги. И, конечно, этот процесс бытия человечества уже давно бы закончился, но вот пришел в мир Христос, а перед ним пришел Предтеча, который говорил: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". Единственное, что может противостоять этому озверению и демонизации, потому что, когда человек приобретает черты уже беса, он становится хуже животного, – только благодать Божья, источником которой является только Бог, через Церковь, которую он основал.
Поэтому то, что случилось с Иоанном Предтечей, это вещь абсолютно закономерная. Когда такой ангел, а он действительно посланник Божий, ангел по-гречески, его даже на многих иконах, и вот у нас там такая есть, изображают с крылами, как посланника небес. И находятся люди, которые готовы его убить. Сначала посадить в темницу. За что? За то, что он говорил самые обычные и всем понятные вещи. Что нехорошо брату жениться на жене своего брата. Мало того, что это кровосмешение, которое вообще во всех религиях категорически запрещено, но это же и простой здравый смысл. Потому что, если мы все будем жениться на своих сестрах, да на матерях, да на тетках, то через 5-10 поколений человечество превратится просто в сборище уродов и психически больных. Потому что так Господь устроил, это божественный закон, что на близких родственниках совершено нельзя жениться не только людям, но и кобылам, и коровам. И когда близкое родство у кошек, они тоже вырождаются. Это совершенно понятная вещь. Поэтому то, что Предтеча сказал Ироду, что в этом было нового из того, что Ирод не знал? Знал. Но правда глаза колет. Чтобы она не колола, он эту правду убрал в темницу. Но у него рука не поднялась на него. А вот когда он выпил на своем дне рождения и дочка его жены, по крови – племянница, плясала, очень понравилось, пьяный человек часто не соображает то, что он говорит. Говорит: "Вот тебя награжу, хоть до полцарства". А она пришла к маме, говорит: "Ну, чего просить, маманя?" А она говорит: "Проси голову Иоанна Крестителя". Зачем ей голова? День рождения. Каждый из нас хоть когда-то день рождения праздновал. Представим себе такой момент, что кто-то нам на день рождения приносит коробку, мы открываем – а там человеческая голова. Приятного аппетита! А им ничего. Они продолжают плясать. Почему? Потому что они звери. Как зверю покажи голову другого зверя – он посмотрит, может, даже понюхает и пойдет дальше. Они уже звери. А царь когда они ему сказали, что давай голову, вместо того, чтобы сказать: "Ты знаешь, доченька, очень мала, и глупа, и не знаешь, что ты говоришь. А если будешь продолжать говорить, я велю тебе язык отрезать", – вместо этого убивает "лучшего из людей", абсолютно ни за что.
И вот в этой такой трагедии мы видим просто каскад человеческой подлости и озверения. Начинается, конечно, все с греха – греха кровосмешения. Потом мстительность вот этой женщины. То она была жена брата, а теперь она царица. Для нее это очень важно – быть царицей. Чтобы царицей остаться, она пойдет на любое преступление. И сколько людей за историю человечества, за эти тысячи лет, чтобы остаться на троне, готовы были убить не только одного прекраснейшего из людей, а готовы были убить сотни и сотни тысяч людей. Только чтобы им остаться царствовать, властвовать, им потому что это очень нравится. Потому что от тебя много людей зависит. Ты перед Богом такой же, но кругом льстецы, все лезут в друзья, и вообще ты очень важный, все время окружен свитами. Многим эта мерзость очень нравится. Быть главным. И чем человек тупее, тем ему больше нравится. Часто человек говорит что-то неразумное. И Ирод сказал неразумную вещь. Часто человек говорит неразумное по пьянке. И он это сделал. То есть вся, которая есть в человечестве, мерзость отразилась в этой сцене 2000 лет назад. Что-нибудь изменилось за 2000 лет в человечестве?
Да, изменилось. Благодаря смерти Иоанна Предтечи все его ученики стали учениками Христа Спасителя. И они стали ядром Церкви. За 2000 лет помимо вот этих зверей на земле стали появляться люди, а среди этих людей – вырастать святые, которые в своей жизни были движимы не жадностью, не властолюбием, не сребролюбием, не блудом – они не этим руководствовались, они руководствовались благодатью Божьей, они исполняли волю Божью. Поэтому нет ничего удивительного, что их убивали. Потому что вокруг звери и демоны. Демоны! Рядом у нас станция "Войковская". Кто такой Войков? Это демон. Садист, который лично причастен к убийству и самого императора Николая Александровича, и его детей. Кем надо быть, чтобы стрелять в больного мальчика, инвалида детства, а потом, когда, ну потому что руки, видать, дрожали, когда это не вышло, докалывать штыками – вот кем надо быть? Только зверем и демоном. Потому что никогда никакой зверь – только в редких исключениях, у тигров это бывает, но сейчас не будем об этом говорить, или свинья, когда она голодная, она может съесть своих поросят – но вообще лось лосенка никогда не забодает. А здесь убивают. Причем убивают за то, что прекрасны. А мы живем в стране, где в честь этих людей улицы, районы, станции метро, и прочее, и прочее. Мы среди этого живем! Эти демоны повсюду, они все время напоминают о себе, они на нас влияют. Раньше, в мое время, это еще в школе проходили. Нам говорили, как эти демоны прекрасны. Этому может противостоять Церковь. Только. Некоторые удивляются, зачем взрывать церкви. Ну как "зачем"? Если к власти пришли демоны, не звери, а существа гораздо худшие, которые с радостью убивали и детей. И вот поэтому они и уничтожали Церковь. Но понятное дело, что они не смогли ее уничтожить. Потому что Господь хранит. Да, она сжалась в своих границах, сотни тысяч перебили святых людей. Мы их сейчас постепенно прославляем, их причисляют к лику святых мучеников, потому что они не уклонились от своего служения, остались верными Христу. И, несмотря на то, что демоны были у власти, они не победили. Да, они могут убить, но они не могут победить. Эти демоны и звери убили Христа, но они Его не победили. Христос и сейчас жив, и продолжает действовать, и все новые и новые люди начинают любить Христа и готовы за него положить свою жизнь.
Поэтому Предтеча умер не зря. Благодаря его смерти, такой ужасной, такой ужасно несправедливой оттого, что возник вот этот контраст между тем, как он был прекрасен и какой урод был этот Ирод с его женой и с его падчерицей, что даже уже у озверевших людей – и то это вызвало возмущение. Потому что в каждом звере ну хоть что-то еще человеческое сохраняется. Когда человек достиг уже демонского состояния, там уже ничего не будет. И когда мы читаем воспоминания какого-нибудь Юровского или такого же Войкова, они даже наперебой стремились доказать, что "это именно я убил, это вот моя пуля". То есть они считали до самой своей смерти, что они сделали что-то настоящее, великое и хорошее. Это о чем говорит? Что у них совершенно извращенное сознание. Только демон зло считает добром. Только демон. Только демон может заставить мать орать на своего ребенка. И когда ей скажешь "что ты делаешь!" – она, мать, будет обвинять во всем его, потому что он вот такой, он не так, мол. Она не скажет, что "да, я чего-то очумела, что это я делаю". Нет. Она во всем обвинит его. Почему? Потому что в ней демон, который вытесняет естественную любовь к своим детям. Не знаю, как у пауков, но у лягушек она есть. А у человека – нет. Как ему вернуться? Путь только один – покаяние. А у нас покаяние только заключается в том – что-то не прочел, и что-то не так съел, и что-то подумал. А надо направление жизни менять. От демонского к божественному. Вот это изменение есть покаяние.
И учителем покаяния был как раз – первым учителем – Иоанн Предтеча. За ним Христос, потом все апостолы, а потом 2000 лет вся Церковь, она от поколения к поколению призывает людей к покаянию. Потому что только так можно изменить и свою жизнь, пусть в каком-то маленьком ареале – моя собственная семья, а если будут у тебя какие-то возможности, как были у Константина Великого, он всю империю развернул ко Христу, это все от возможностей. Или как Нина, просветительница Грузии. Но она тоже с царем имела дело, его обратила ко Христу своей кротостью, и своим разумом, и своей любовью к Богу. А уже потом и он сам, а потом и весь народ. Да, у разных людей есть разные возможности. Но самого себя – можно. Почему? Потому что и Господь того же желает. Поэтому в этот замечательный день, когда мы прославляем этого "лучшего из людей", надо нам подумать и о своей жизни. Надо перечитать дома то, что пишет апостол Марк про эту страшную казнь, и посмотреть: а вот в этом ряду людей, которые там описаны, я-то где, на кого я больше похож. Вроде я не Ирод, вроде я не эта безумная девчонка, вроде я не ее мамаша. А может, я палач, который спустился вниз и отрубил голову? Спроси у него: "А зачем ты это сделал?" – "Но мне царь приказал". А если царь тебе прикажет разрезать собственную мать на ремни, ты тоже это сделаешь? Подумаешь, царь приказал! Да лучше десять раз умереть, чем в историю мира войти тем человеком, который убил Иоанна Предтечу! Работа такая? А работу человек выбирает сам. Не надо ссылаться на работу. Если ты не можешь на той работе, которую ты выбрал, оставаться человеком, там обязательно нужно становиться зверем, так уйди с этой работы! Пусть Ирод сам рубит головы. Как Петр Великий. Когда рубили головы стрельцам, он не удержался, взял секиру и говорит: "Дай я!" – и штук восемь отрубил сам. Ему нравилось рубить головы. Почему? Потому что Петр Великий, которого все прославляют, он был зверь и демон. Да, говорят, он тем велик, тем велик. Это не играет никакой роли. Он все равно был зверь и демон. Поэтому, прославляя зверей и демонов, мы также прославляем и того, кто им служит, и это отражается все и на нас. Поэтому в этот день подумаем о себе. Потому что очень часто мы равнодушно, якобы за послушание, можем творить ужасные дела. Может быть не убийство. Но ведь сказано в писании: "Всякий гневающийся на брата своего напрасно – он есть человекоубийца". Хорошо, что не убил? Да, хорошо. Но, может быть, просто у тебя возможностей не было? А если бы были другие условия и немножко другая работа – может быть, и убил? Сколько по земле ходит убийц, которые никогда никого не убили! А Бог-то смотрит на "внутреннее твоя". Бог-то – это не человек с Уголовным кодексом. Нет, это все человеческие изобретения. Бог смотрит на то, что у тебя в сердце, на что ты способен, кто ты есть по существу. И вот нам нужно это направление нашего существа изменить на направление навстречу Богу.