Слово на Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О значении святых для бытия сего мира и проповеди покаяния святого Предтечи
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Давным-давно гореть бы в огне падшему миру, если бы не являлись на земле праведники. Именно они, искатели чистоты и истины – молитвенники и угодники Божии, удерживают чашу гнева Божия, готовую попалить чудовищные злодеяния человечества. Да, если бы не появлялись среди нас «сыны Царствия Небесного», идущие правым путем и способные вести за собою других, – Правосудному Создателю уже нечего было бы ждать от человеческого рода. Как говорил великий Палестинский святой VI века преподобный Варсонуфий: «Многие молят человеколюбца Бога о том, чтобы прекратился сей гнев Его на мир, и нет никого человеколюбивее Бога; но [при всем том] Он не хочет помиловать нас, ибо сопротивляется сему множество грехов, совершающихся в мире. Есть же мужи, совершенные пред Богом, которые превзошли меру человечества… Они-то стоят между губительством и миром, чтобы Господь не вдруг истребил весь мир и, по молитвам их, Он растворяет наказание милостью… Молитвы сих мужей сливаются во входе горнего жертвенника Отца светов, и они сорадуются и свеселятся друг другу в небесах. Когда же взирают на землю, то вместе плачут и проливают слезы, и рыдают ради совершающихся на ней зол, которые воздвигают гнев Божий… и я верую, что они оказывают [миру] великую милость, поистине оказывают».
Можно сказать, что явление праведника в мир есть отсрочка Страшного Суда и спасение многим, – тем, кто еще способен спастись. Это великая милость Господня к гибнущим во грехах людям. Но увы! Тот самый погибающий мир, который и существует-то только благодаря посеянным в нем семенам святости, обычно стремится уничтожить праведников, обрушивает на них свою ненависть. Ибо святой человек есть живой укор нечестивцам, предвестие Суда Божия над злыми. Видя подвиги ревнителей благочестия, уже никак нельзя сказать, что «Бог слишком многого требует от человека». В деяниях праведных «сыны погибели» читают свой приговор. Вот почему падший мир замышляет месть, готовит скорби и гонения тем, кто взыскует Царствия Небесного. И так же дыханием всемирной злобы был опален путь величайшего и последнего ветхозаветного пророка – «земного ангела» и «небесного человека» Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф.11:11), – свидетельствует о нем Сам Спаситель мира. Во исполнение пророчеств святой Иоанн Предтеча явился ангеломпред Лицом Господним (Мал.3:1), – он стал гласом вопиющего в пустыне, чтобы приготовить путь Господу, чтобы сделать прямыми стези Ему (Ис.40:3). Проповедь святого Иоанна у вод Иорданских стала местом, соединяющим древний Закон правды Божией с вечно новым Откровением Божественной любви. Этот светильник праведности и чистоты возгорелся для обличения падшего мира, когда настала «полнота времен» – пора схождения к людям Сына Божия, Христа Искупителя.
Была ли «полнота времен» эпохой какого-то просветления душ и сердец человеческих? Нет, благодатная заря спасения мира занималась в почти кромешном мраке. Языческие народы, придавленные пятою властного Рима, «совершенствовались» в смрадных культах и извращенных страстях. А в Иудее, бывшей некогда твердыней Богооткровенного Ветхого Завета, давно уже смолкли голоса пророков и праведников, – вместо них звучали речи лицемеров-законников, будущих богоубийц, «красящих гробы» своих жестоких душ самодовольным обрядоверием. Только в простом народе теплились еще искры живой веры, а в высших слоях общества чтили Бога Живого своей праведной жизнью и духом лишь немногие. Среди таких редчайших в то время хранителей духовности были праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя.
Смирение, благочестие и чистота жития не избавляли праведных Захарию и Елисавету от насмешек и поругания со стороны кичливых законников. У праведных супругов до глубокой старости не было детей, а бездетность в иудейской среде считалась позором, карой Божией за какие-то скрытые грехи. И «плодовитые» фарисеи, сочетавшие тайную душевную развращенность с внешним приличием, с презрением смотрели на истинно благочестивых стариков, в жилище которых никогда не звучал детский плач. А праведные супруги, смиряясь, считали себя жалкими грешниками и уже не надеялись избавиться от поношения.
Один Господь видел благочестие праведных супругов и готовил им высокую награду. Праведные Захария и Елисавета были предызбраны для того, чтобы стать родителями пророка, величайшего из рожденных женами (Мф.11:11).
Знамениями и чудесами предвозвещался высокий удел, к которому Господь призывал «дитя старости» смиренных боголюбивых супругов. Рождение святого Иоанна Предтечи Архангел благовествовал его отцу, когда тот предстоял алтарю Всевышнего. Праведный старец Захария не нашел в себе сил поверить Небесному вестнику, и за маловерие был наказан немотой. И только при рождении чудесного младенца отец его вновь обрел дар речи. «Как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога», – замечает святитель Димитрий Ростовский.
Еще во чреве матери младенец Иоанн явился чудотворцем и прозорливцем, от него излился дар пророчества и на его праведных родителей. Малое чудо рождения святого Иоанна от бездетных стариков словно предвозвещало величайшее чудо Боговоплощения от Девственной Матери. Благовестник Рождества Сына Божия на земле, Архангел Гавриил свидетельствовал, обращаясь к Приснодеве Марии: Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк.1:36–37).
Сразу же после Благовещения поспешила Богоизбранная Дева к праведной Елисавете, чтобы поделиться несказанной и несравненной Своею радостью. Это была не только встреча Пречистой Матери Божией с матерью величайшего из пророков, но и таинственное духовное соприкосновение воплотившегося Сына Божия и Его Предтечи. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее (Лк.1:41). Так, еще не родившись, начал святой Иоанн Креститель пророческое свое служение, возвещая миру о скором явлении Агнца Господня. «Изумительные дела и чудеса! Нисшедший Избавитель рода нашего, сущий во чреве, явился к другу Своему Иоанну. И еще не родился Иоанн, а уже говорит радостными движениями; еще не видит света, а познает Солнце; еще он не способен издавать звуки, а уже предвозвещает Господа!» – восклицает святитель Иоанн Златоуст.
От ликующего взыграния своего чудесного младенца праведная Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк.1:41–43).
От этого восклицания, подтвердившего архангельское благовещение, еще совершеннее стала радость Пречистой Богоневесты о возвеличившем Ее Господе. Как сказано в Евангелии, Дева Мария пробыла в доме праведной Елисаветы около трех месяцев (Лк.1:56) и все это время Богомладенец Христос находился подле младенца Иоанна, незримо питал духовными силами Своего Божества Предтечу Своего.
Да, от родителей-пророков произошел на свет всехвальный пророк и Креститель Господень Иоанн. Праведная Елисавета узнала в Деве Марии Матерь Господа своего. А праведный Захария после долгой немоты отверз уста для восхваления Творца и возвещения великого будущего своему сыну: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред Лицем Господа – приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их. По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и сени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лк.1:76–79).
Воистину достойных родителей Богоизбранного младенца, праведных Захарию и Елисавету радовало не столько избавление от позора бездетности и появление у них дитяти – утехи старости, сколько предназначенный их сыну священный удел: Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей (Лк.1:15). Однако не земные утешения ждали праведное семейство после рождения святого Иоанна Предтечи, и недолго им оставалось быть на земле всем вместе, – ибо мировая злоба сразу же обрушилась на будущего своего обличителя, еще в младенчестве познал Предтеча Господень свирепость гонений.
Тогдашнему правителю Иудеи, царю Ироду, как и любому тирану, всюду мерещилась угроза его власти. Ирод знал пророчества о скором явлении Мессии – «Царя Иудейского», но не понимал, что Царство Мессии – не от мира сего, потому и дрожал за свой ничтожный престол. Пытаясь устранить мнимого «соперника», этот жалкий безумец решил посягнуть на пути Промысла Божия, задумал умертвить Мессию еще в младенчестве. Так Ирод организовал убийство тысяч младенцев в Вифлееме, где родился Иисус Христос. Страх Ирода вызывал и младенец Иоанн – слухи о чудесах, сопутствовавших рождеству Предтечи, разнеслись повсюду. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей?(Лк.1:66). Жестокий Ирод также задался вопросом: «Не он ли будет царь иудейский?» – и послал убийц в Хеврон, где жила семья праведного Захарии. Убийцы не нашли младенца Иоанна: праведная Елисавета с ребенком на руках успела бежать в горы, высившиеся посреди Палестинских пустынь.
Там, среди скал и песков, Всемогущий Господь явственно простер десницу Свою над Своим избранником. Воины Ирода шли по следу беглецов, уже настигали их, когда праведная Елисавета воззвала: «Гора Божия! прими матерь с чадом». И гора, эта неодушевленная каменная громада, в отличие от противящихся Господу людей, не посмела ослушаться своего Творца, гора расступилась, укрывая праведную мать и юного Предтечу Господня.
Свирепый Ирод, лишенный страха Божия, не угомонился и при вести об этом чуде. В те дни праведный Захария совершал богослужения в Иерусалиме, – и вот прямо во храм вломились палачи Ирода и потребовали: «Отдай нам сына твоего». «Я служу теперь Господу Богу, а где в настоящее время сын мой, – того не знаю», – отвечал праведник. Кощунники не поверили ему и убили праведного Захарию во время богослужения, между святилищем и алтарем, кровь его впиталась в мрамор и запечатлелась на камне во свидетельство злодеяния Иродова. Так принял мученическую кончину праведный отец святого Иоанна Крестителя.
Вскоре скончалась и праведная Елисавета, – престарелая мать Предтечи не вынесла тягот бегства и блуждания по пустыне. И так, еще совсем маленьким, остался святой Иоанн один-одинешенек среди скал и песков, но рука Господня была с ним (Лк.1:66).
Долгие годы Предтеча Господень возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк.1:80). Пищей его были акриды – сушеная саранча, да горький мед диких пчел, – зато не разжигали его чистое тело страсти, происходящие от жирных кушаний и хмельного вина. Одеждой ему служила колючая верблюжья шерсть, – зато не липли к нему демонские соблазны, опутывающие лежащий во грехах мир. Он не слышал ни лести, ни зазывных воплей разгула, ни пустого краснобайства лжеименных мудрецов, – зато собеседниками его являлись Ангелы Божии и приникал он в сладчайшей молитве к Источнику жизни и истины, Всещедрому Господу. Суров был подвиг пустынножительства Иоаннова, – зато высоко было предназначавшееся ему служение. И вот, облекшись чистотой и силою свыше, приуготовившись сам, вышел святой Иоанн Предтеча к людям, дабы возвратить непокоривым образ мыслей праведников, представить Господу народ приготовленный (Лк.1:17), прямыми сделать стези Господу (Лк.3:4).
Святой Иоанн Креститель шел к гибнущим людям с проповедью спасительного покаяния. Духовному взору Предтечи, приобретшему необычайную остроту за годы его уединения с Господом, были открыты дела горние и земные. Святой Иоанн зрячим сердцем предчувствовал скорое явление Агнца Божия, Который берет на Себя грехмира (Ин.1:29), – и с болью и гневом видел, сколь недостоин падший мир этого явления Божественного.
Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф.3:2), – прогремел над вселенной призыв святого Иоанна Крестителя. Уже и секира при корне древ лежит: всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк.3:9; Мф.3:10), – возвещал Предтеча Господень. Да, грозная секира гнева Божия веками острилась в потоках крови и слез, в страданиях праведников и невинных, требующих справедливого отмщения преступникам. И лезвие суда Господня уже готово было пасть на души грешников, но Милосердный Создатель медлил – Он выслал перед Собой огнеустого пророка, дабы тот попытался отвратить гибель от заблудших грешников. И святой Иоанн Предтеча, словно соперничая с человеколюбием Божиим, обратил к людям зов, исполненный сострадающей любовью к ним, а лучше сказать и ко всем нам: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:8) – и спасетесь.
Немногого, совсем немногого требовал великий подвижник пустыни Иорданской святой Иоанн Креститель от внимавших его проповеди. Корыстным мытарям-сборщикам податей он велел не брать с народа лишнего, а воинов призывал не обижать и не грабить слабых. Предтеча Господень увещевал: У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк.3:11), – не будь жестокосерд, пресыщаясь и роскошествуя, не забывай о страданиях обездоленных. Такие простые и обыденные призывы, – столь малой толикой справедливости среди людей готова была удовлетвориться правда Божия, говорившая устами святого Иоанна Крестителя.
Предтеча Господень напоминал народу слова пламенного пророка Исаии: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; И узрит всякая плоть спасение Божие (Ис.40:3–5).
Многие сердца затронуло пророческое слово Предтечи. Рыбаки и земледельцы, пастухи и воины спешили покаяться и омыть скверну душ своих водами Иордана, и даже самые презираемые в Иудее грешники-мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым (Лк.7:29). Эти «низины» торопились наполниться, выпрямить свою кривизну (Ис.40:4) перед близящимся явлением Спасителя мира.
И только те, кто считал себя «горами и холмами», надменно не желали понижаться (Ис.40:4) даже пред лицом Всевышнего. Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись (Лк.7:30).
Духоносный прозорливец, святой Иоанн Креститель насквозь видел душонки этих самовлюбленных ревнителей буквы закона, видел их тайную мерзость, грязное лицемерие. На них, на распинателей грядущего Мессии обрушил Предтеча Господень бич обличения: Порождения ехидны! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф.3:7). Они чванились своей «чистопородностью» в происхождении от патриарха Авраама, а гневный пророк наотмашь подрубал корни их гордыни: Говорю вам, что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму (Мф.3:9).
А фарисеи почитали себя оскорбленными. Эти «породистые израильтяне» возмущались: как какой-то бродяга-пустынник посмел назвать их отродьем ползучих гадов-ехидн? И, по-змеиному шипя от негодования, они расползались прочь от берега Иордана, где святой Иоанн Креститель проповедовал покаяние и прощение грехов от Милующего Господа. Фарисеи спешили прочь, накапливая в себе смертоносный яд для убийства Спасителя мира.
Гордыня – самый страшный из грехов человеческих, это грех сатаны, первым восставшего против Небесного Отца. Погрязшие в сетях прелести диавольской самодовольные гордецы не способны воспринять ни кроткие увещевания, ни жгучие лекарства обличения. Присваивая себе права и власть «вождей и учителей народных», эти «сыны погибели» могут ввергнуть свои народы в нечестие и страшные бедствия. Так было с фарисеями, доведшими израильтян до рассеяния, подобные же явления многократно повторялись в истории. Вот почему так гневно обличал Предтеча Господень лицемерие и гордыню фарисейскую, вот почему и впоследствии не уставали разоблачать лжеучителей и лжепророков святые отцы Церкви Православной. По слову святителя Григория Паламы: «Православная вера в Единого Бога проявляется не только в противлении невежеству и внушениям супостата, но и в противлении нечестивым людям, увлекающим других с собой в погибель».
Да, святой Иоанн Креститель был призван обличить мировую злобу и возвестить близкий конец ее владычества. «Порождения ехиднины», отродья диавольской лжи возненавидели пророка, ревнующего об утверждении правды Божией. Но совсем иначе восприняли проповедь Иоаннову смиренные грешники, сознающие свое ничтожество и нужду в исправлении. «Горький дикий мед» обличения, которым питал их Креститель, для их душ становился небесною сладостью, ибо в покаянии они черпали надежду на помилование от Правосудного Господа, на прощение своих грехов. Очистительное крещение покаяния выводило людей из суровых, подчас до беспощадности суровых к падшим пределов Ветхого Закона и ставило раскаявшихся перед вратами Царствия Божественной любви Нового Завета. Святитель Иоанн Златоуст говорит о Предтече так: «Руководимый Духом Божиим, он посредствует между законом и благодатью», – и в строгости этого духоносного посредника между двумя Заветами явлено величайшее человеколюбие. Святой Иоанн Креститель уподобился доброму и мудрому врачу, огненным словом прижигавшему греховные язвы душ человеческих. Тот же очистительный и спасительный огонь нес миру Сын Человеческий, о Котором говорит Предтеча: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф.3:11).
Святая душа Иоанна Крестителя, пламенеющая боголюбием, была устремлена навстречу Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29). В подвижническом служении и несравненной любви ко Господу смиренный Предтеча не искал для себя ни славы, ни чести. Этот праведник, не имеющий себе равных из рожденных женами (Мф.11:11), почитал за счастье свидетельствовать о Христе: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви Его (Мк.1:7).
И вот настал долгожданный миг, когда святой Иоанн Креститель увидел на берегу Иордана шедшего навстречу ему Спасителя мира и Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин.1:32). Ликующим торжеством переполнилась душа Предтечи, ибо он мог наконец въяве поклониться Агнцу Господню и воскликнуть: Сей Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня… И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин.1:15 и 34).
Некоторые пытались смутить чистейшее сердце святого Иоанна Крестителя, рассказывая ему, что вот – Иисус уже Сам крестит и множество учеников Предтечи ушло от него к Назарянину. Но и тень зависти не коснулась сердца святого пророка, он испытывал лишь радостное восхищение верного служителя перед возлюбленным Владыкой: Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех, а сущий от земли земной и есть (Ин.3:30–31).
Высочайшим счастьем для смиренного Предтечи Господня было сознание того, что предвозвещенный и узнанный им Агнец Божий уже вершит спасение рода человеческого, что Сын Божий обретает земную Невесту Свою – Церковь христианскую. И святой Иоанн Креститель торжествует: Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха, сия-то радость моя исполнилась (Ин.3:29).
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Проповедь святого Иоанна Предтечи, проповедь покаяния и прощения грехов завершилась Благовествованием явления в мир Спасителя. Но и эта блаженнейшая весть, столь радостная для верных, несет в себе грозное предостережение отпавшим. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36), – говорит Предтеча Господень.
Да, Искупительным подвигом Христа род человеческий изъят из древнего рабствования диаволу, избавлен от оков сурового «ветхого» Закона. Ныне даже тяжко согрешивший, даже глубоко падший человек может через покаяние и Таинство Исповеди в Церкви Православной вновь восстать к Свету Господа нашего Иисуса Христа. Но измена новозаветной любви Божественной показывает еще большее жестокосердие отступника, чем нарушение им требований закона. И Сам Иисус Сладчайший говорит о тех, кто знает Откровение Божие и в то же время попирает святыню: Земле Содомской отраднее будет в день Суда, нежели им (Мф.11:24).
Празднуя Рождество всехвального пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, воспримем же всем сердцем спасительный его призыв: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф.3:2). Секира гнева Божия, о которой возвещали древние пророки, по-прежнему готова подсечь корни ленивых и бесплодных душ, обрекающих себя вечному огню. Не будем же испытывать долготерпение Господне, но сами отсечем от себя гнилые и мертвые ветви грехов и пороков спасительной секирой покаяния, да спасемся от пагубы. И да не убоится никто из нас целительных трудов покаяния, дабы не отступиться от милосердия Божия, но и да не будет расслабляться, чтобы не обратить это милосердие себе во зло. Ибо, по слову Самого Господа нашего Иисуса Христа: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12).
Богу же нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.