Слово на Рождество Христово 1903 г.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк.2:16)
Земля, возлюбленные слушатели, сначала была раем, полным счастья и блаженства, но грех первых людей превратил ее в плачевную юдоль бед и скорбей, болезней и смерти. Этого мало. Он положил средостение между тварью и Творцом, человека удалил от своего Бога, дитя отторг от недр Отца и чрез это погрузил весь род человеческий в бездну вечной погибели, вечной смерти. Но Господь не захотел оставить его в таком бедственном положении. По бесконечной любви Своей к нему, Он восхотел снова возвратить ему то, что потерял он в лице своих прародителей. Он тотчас же обещал ему Спасителя, Который должен был раздавить главу змия и примирить человека с Богом. Несколько тысяч лет люди тщетно ожидали пришествия этого Искупителя, и вот видите, в то время, когда никто об этом и не думал и не предощущал, Он вдруг сошел с неба на землю. В одну ночь вифлеемские пастухи пасли в поле стада свои. Вдруг озарил их свет небесный, и явившийся из него Ангел сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк.2:10–11).
Это было, братие, в первую ночь Рождества Христова. Но вот мы снова переживаем сейчас эту Рождественскую ночь, и слово Божие снова сообщает нам ту же самую весть, которую Ангел впервые принес пастухам Вифлеемским. Что же должны мы сегодня сделать, чтобы достойно провести этот великий праздник? Сделаем то же, что сделали и пастухи: скажем и мы друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк.2:15). А что же мы видим и найдем там? То же самое, что нашли и увидели пастухи: нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк.2:16).
Рассмотрим поближе группу этих трех лиц, чтобы извлечь отсюда для себя урок и назидание.
У яслей в Вифлеемской пещере прежде всего мы видим Марию. Она только что сделалась матерью; но телесный вид Ее не обнаруживает ни малейшего следа совершившихся родов. Он не показывает ни лихорадочной красноты, ни чрезмерной бледности. Она не испытывает ни слабости, ни болей; Она выглядит совершенно здоровою, свежею и цветущею. А почему? Потому, что Она девою была и до родов, девою осталась и после них. О, Мария! Ты поистине самая счастливая и самая благословенная в женах! Ради Тебя изменил Господь естества устав! Ибо чуждо, как говорит песнь церковная, матерям девство и странно девам деторождение, но на Тебе обоя устроишася. Все другие лица Твоего пола, если хотят наслаждаться радостями матери, неизбежно должны слагать с себя венец девства. Ты только одна из всех дщерей земли удостоилась благодати соединить красоту девства с достоинством матери!
Мария – Мать Младенца, Который лежит пред Нею в яслях. Она родила Его – Она и должна теперь окружить Его материнскими заботами, должна воздоить и вскормить Его, дабы Он возрос и сделался мужем, способным выполнить возложенную на Него задачу. Но и Дитя это, со Своей стороны, должно признать Марию Своею материю. Оно должно воздавать Ей, как матери, почтение, питать в Своем сердце сыновнюю к Ней преданность и любовь, должно слушаться и повиноваться Ей. И Оно действительно знает уже Свою Мать. Как приветливо улыбается Оно Ей, когда Она устремляет на Него Свой материнский взор! С какою радостью простирает Оно к Ней Свои маленькие ручки, просясь на Ее руки! С каким удовольствием и восторгом Оно прижимается к Ее груди, когда удовлетворено Его желание!
Каковы были чувства Марии, когда Она стояла у яслей Своего Младенца? Ах, братие, кто может надлежащим образом изобразить это? Кто в состоянии перечувствовать то, что переживала и чувствовала тогда Она? То только достоверно, что в этот момент Она радовалась тому, что Она всегда, с самого детства, боялась Бога и служила Ему, а потому могла стоять теперь пред яслями Своего Младенца с сознанием Своей нравственной чистоты и невинности. В этот момент Она от всей души благодарила Бога за то, что Он так призрел на смирение Рабы Своей (Лк.1:48), так возвеличил Ее и такую дал Ей благодать. В этот момент в тайниках души Своей Она давала обет Господу быть верною материю для дарованного Ей Дитяти, о Нем заботиться, для Него трудиться и жить, а если бы это потребовалось, за Него и умереть. В этот момент Она снова посвящала Своего Младенца Богу, Который и даровал Ей Его, Которому одному только Он принадлежал и Который некогда обратно потребует Его от руки Ее.
Когда мы с такими мыслями смотрим на Марию, стоящую у яслей новорожденного Младенца, тогда невольно возникает в душе нашей чувство особенного к Ней благоговения. Но если кто сегодня должен устремить на Нее особенно внимательные взоры, так это вы, принадлежащие к женскому полу, особенно вы, юные девицы. О, смотрите пристально на Деву Марию и берите с Нее пример в Ее добродетели, в Ее нравственной и телесной чистоте и невинности! Храните чистоту вашего сердца и чувства – это драгоценнейшее сокровище, которым вы обладаете, это наилучшее украшение, с которым вы смело можете явиться пред лицем и неба, и земли. Не дозволяйте лишать себя этого украшения, не отдавайте этого сокровища никому и ни за что на свете. Некоторые из вашего пола также сделались матерями – но как? Не только ценою их девства, но и ценою их чести и добродетели. А такие лица могут ли наслаждаться чистыми материнскими радостями? Может ли такая мать с благодарностью Богу простереть свои объятия и прижать к груди дитя свое? О, бедная, несчастная мать! Не наслаждаться и радоваться, а плакать и страдать должна ты, когда видишь дитя свое, ибо оно напоминает тебе о твоем падении, о твоей потерянной невинности. А когда оно, это дитя твое, подрастет и начнет говорить, то первыми словами, которые пролепечет оно, будут слова: мама и папа, а затем имена отца и матери. Но каково тебе, если оно в своем неведении спросит тебя: «Мама, а где же мой папа?» Не придется ли тебе тогда пред малюткою закрыть от стыда лицо свое руками? А каково затем будет в то время, когда это дитя, пришедши в разум, поймет и узнает, каким образом ты сделалась матерью? Но еще более жгучая искра западет в твою совесть в том случае, если оно само окажется в опасности сбиться с пути истинного, а ты захотела бы предостеречь его и обратиться к нему со словом увещания. Не в праве ли оно будет тогда сказать тебе в ответ: «Мама, да ты ведь и сама так делала, когда молода была». О, бедная, несчастная и жалости достойная мать!
Вот почему еще раз повторяю я вам: вы, юные, неопытные девицы, сохраняйте вашу невинность, берегите вашу девственную чистоту! А когда будете вступать в брачное состояние, то просите на это прежде всего благословения у Бога, а потом у родителей. И если затем сделаетесь матерями, тогда вы вправе будете радоваться так же, как радовалась Мария. Но тогда не забывайте и того, как она думала о тех высоких обязанностях, которые лежат на христианской матери. Давайте и вы тогда обет Господу, что вы будете верно и добросовестно выполнять эти обязанности, будете воспитывать ваших детей не в духе мира и для мира, а в духе веры, по воле Бога и для Бога!
Но обратимся теперь к тому мужу, который рядом с Мариею стоит у яслей. Это святой Иосиф Обручник. Тихо и спокойно стоит он здесь, с умилением бросая взгляд свой то на Младенца, то на Мать Его, и светлая, неземная радость озаряет лицо его. Но каким образом попал сюда этот человек и почему он стоит рядом с Мариею у яслей Вифлеемских?
Иосиф был мастеровой, плотник, который жил в тиши и уединении, кормился трудами рук своих и верно служил Богу, в точности исполняя Его заповеди. Таким образом, в глазах мира он был простым, маленьким человеком без титула и влияния; но глаз Бога усмотрел скрывавшееся в глубине сердца этого простого, незнатного человека великое сокровище благочестия и добродетели. И вот это ничтожное и малое Господь избрал для того, чтобы совершить через него нечто великое и важное. Он решил извлечь этого человека из праха и облечь его таким достоинством, которое поставило его выше князей и царей. Мария, Мать Сына Божия, хотела и должна была остаться чистою девою; однако честь и положение Ее и Ее Дитяти требовали, чтобы Она жила в законном браке с мужем, которого, до тех пор, пока не открылась пред миром тайна пришествия Иисуса Христа, считали за отца Его. И Оба Они – и Мать, и Дитя – нуждались в попечителе, руководителе и кормильце, который заменял бы им отца и супруга. Вот почему Мария должна была жить с мужем, что доселе было совершенно неслыханным делом, в девственном браке. Но где такой человек, который был бы настолько богобоязнен, настолько нравственно высок, настолько свят и чист – словом, такой человек, который был бы ангелом в человеческой плоти? Однако Бог нашел его – Он нашел его в лице плотника Иосифа. Он обручается с Мариею, он делается Ее законным мужем, а Она его женою; он окружает Ее своими заботами, берет Ее к себе, руководит Ею, сопутствует Ей в Вифлеем, где и родился от нее Иисус Христос, Спаситель мира. Вот почему и стоит он вместе с Мариею у яслей.
Не должны ли мы проникнуться чувством благоговения и к этому мужу? Но в особенности вам необходимо сделать это, юноши и мужи! Его поучительный пример пусть всегда стоит пред вашими глазами! Старайтесь всегда и во всем подражать ему и идти тем же путем страха Божия, которым шел он. Если пойдете этим путем, то каковы бы ни были обстоятельства вашей жизни, как бы ни были вы малы и ничтожны в глазах людей, но зато, подобно Иосифу, велики будете в глазах Того, пред Которым всякая высота и величие сего мира не что другое, как призрак. В особенности же следуйте его примеру в отношении невинности вашего сердца и чистоты ваших нравов. Вот видите, святому Иосифу Бог вверил девицу как жену, без всякого опасения за добродетель целомудрия обоих. Но нашел ли бы Он между вами такого благочестивого юношу или мужа сейчас? Ах, други, как ни тяжело это, но справедливость требует сказать: едва ли! Есть довольно юношей и мужчин, которые при близком знакомстве и общении с особами другого пола в ослеплении страсти или себя лишают невинности, или же являются несчастными, проклятия достойными соблазнителями и душегубцами, – но как редки Иосифы, в близости, непосредственном соприкосновении с которыми могла бы вне всякой опасности жить невинность!
А что сказать еще мужьям и отцам нашего времени? Каковы вы, мужья, в отношении ваших жен, каковы вы, отцы, в отношении ваших детей? Любите ли вы их от искреннего сердца? Заботитесь ли и работаете ли вы для них так, как этого требует долг ваш? Близко ли принимаете к сердцу их временное и вечное благо? Что можете сказать на это вы, празднолюбцы, ходящие без определенных занятий, и вы, хищники, промышляющие чужою собственностью; вы, азартные игроки и пьяницы, вы, ленивые, беспечные и равнодушные христиане, не знающие ни молитвы, ни храмов Божиих, ни богослужения с его Таинствами? – Посмотрите на Иосифа. Он охотно исполняет все нелегкие отцовские обязанности по отношению к Дитяти, Которое не принадлежит ему, – а вы не хотите исполнять их и для тех, которым вы дали бытие и жизнь! Иосиф – любвеобильнейший, кротчайший и трудолюбивейший супруг для Жены, с Которою он живет как брат с сестрой, – а вы заставляете терпеть нужды и лишения, тесните и тираните и ваших собственных жен, которые родили вам целый ряд детей. О, устыдитесь пред святым Иосифом и сознайтесь, что вы не заслуживаете имени христианского супруга и отца!
Однако пора, наконец, обратить нам взор свой на Младенца, лежащего в яслях. Что это за Младенец? На первый взгляд Он кажется таким же, как и всякое другое дитя, только что появившееся на свет. Он – совсем маленькое и слабое существо; Оно лежит в яслях, Оно не может ни стоять, ни ходить; Его так же, как и всякого новорожденного ребенка, нужно поднимать, носить и снова класть. Даже более. Это совершенно бедное и жалкое Дитя: вертеп, назначенный для загона скота, – место Его рождения; ясли – Его колыбель, сено и солома – Его постель, пеленки – Его одежда. И, однако, что мы видим? Пред этими яслями преклоняет колена Мария, преклоняет колена Иосиф, преклоняют колена и пришедшие пастухи и с глубоким умилением и благоговением молятся этому, по-видимому, маленькому, слабому и жалкому Младенцу. Что же это за Младенец? Что это за Дитя? Это то самое Дитя, о Котором Архангел Гавриил сказал Марии: вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки (Лк.1:31–33). Это то Дитя, о Котором Ангел Господень сказал во сне Иосифу: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф.1:20–21). Это то Дитя, о Котором Ангел сказал пастухам Вифлеемским: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк.2:10–11). Таким образом. Дитя это есть Сын Божий, Который пришел в этот мир как человек. Оно кажется маленьким, и, однако, Оно есть беспредельное, неизмеримое Существо, Которое не может вместить небо и земля. Оно кажется слабым, и, однако, Оно есть Существо всемогущее, Которое одним словом вызвало к бытию всю вселенную и Своею мощною десницею держит ее и управляет ею по Своей воле. Оно кажется бедным и жалким, и, однако, оно есть Господь, от Которого все произошло, Которому все принадлежит и Который всем распоряжается как хочет. Оно лежит в яслях как дитя, и, однако, Оно сияет на небе как Бог.
Но почему же Сын Божий приходит в мир в образе человека? – Он приходит не для Себя, а для нас. Он приходит взыскать и спасти погибшее. Он хочет раздавить главу змия, искусившего в раю наших прародителей, хочет уничтожить грех и смерть, которую он (змий) внес в мир. Он хочет взять на Себя грехи мира и снова примирить человека с Отцом Своим, снова исходатайствовать ему благодать Божию и снова открыть ему заключенные врата неба. Он хочет быть нашим братом, дабы и мы были его братьями и детьми Его Отца, наследниками Небесного Царствия. Он исходит к нам в образе человека с тем, чтобы и мы некогда, при нашей смерти, могли взойти на небесную высоту вечного блаженства.
Но почему Он приходит не в величии, не в силе, не во славе Своей? Почему Он является в мир таким бедным и слабым существом – Младенцем? – Что такое мир? Святой евангелист Иоанн говорит: Не любите мира, ни того, что в мире... Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин.2:15–16). Эту троякую похоть, которая всегда служит обильным источником греха, Спаситель и хочет подавить. Он хочет Своею проповедью обратить на нее внимание людей и воодушевить их на борьбу с нею. Он хочет сделать это сейчас же, при первом появлении Своем на свет. Как Младенец, Он не может еще сделать этого словами и потому проповедует о сем делом. Вы, богатые, что думаете вы о благах сего мира? Не считаете ли вы их за величайшее сокровище на земле, которого вы всеми силами добиваетесь и, когда приобретаете, не сосредоточиваете ли на них все свое внимание, всю свою любовь и заботы? Но пойдите к яслям Вифлеемским и посмотрите! Младенец, лежащий в этих яслях, есть Сын Божий, и, однако, Он является на эту землю в крайней бедности, в нищете. О чем проповедует Он вам этою бедностью? – Он приносит вам с неба весть, что деньги и имущество, богатство и сокровища этого мира ничего не значат в глазах вашего Небесного Отца.
А вы, именующие себя знатными между вашими собратьями, за что почитаете вы всякую земную высоту? Не думаете ли вы превозноситься на основании своего происхождения, своей родовитости и своего положения над другими и не смотрите ли на них свысока и с презрением? О, пойдите к яслям Вифлеемским! Младенец, лежащий в этих яслях, есть Сын Божий, а Он является на эту землю в крайнем уничижении. Незнатная девица – Его Мать; простой плотник – Его попечитель, которого Он называет Своим отцом, а Себя его сыном. О чем говорит это уничиженное явление в мир Иисуса Христа? Оно говорит, что высота происхождения, знатность рода и преимущественное общественное положение сами по себе не значат ничего.
А вы, беззаботно предающиеся веселью и удовольствиям, что думаете об этих радостях и наслаждениях мира? Не думаете ли, что без них не было бы счастья на земле? О, подойдите к яслям Вифлеемским! Этот Младенец, лежащий в них, есть Сын Божий, и, однако, как далек Он и в самом младенчестве Своем от удовольствий и радостей сего мира! Не со смехом, а с плачем и слезами вступает Он в мир, и не с тем вступает, чтобы наслаждаться радостями, а чтобы плакать и трудиться, терпеть и страдать, а потом и умереть. Что говорит вам такое самоотречение Спасителя? Оно говорит, что истинных радостей для сердца следует искать не в удовольствиях и наслаждениях мира и что можно быть счастливым и в страданиях и злоключениях жизни. Более того. Если Сын Божий явился в мир в таком виде, то отсюда можно заключить, что человек тем богаче, тем выше, тем счастливее в глазах Бога, чем более он обрекает себя на добровольную нищету, на добровольное уничижение и самоотвержение при совершении поприща земной своей жизни. Так это есть на самом деле. О, если бы все люди прониклись такими мыслями и чувствами в ночь Рождества Христова у яслей Спасителя!
Закончив свое размышление о Марии, Иосифе и Младенце Иисусе в Вифлеемском вертепе, я хочу спросить вас, братие: что хотите вы делать в продолжение нынешнего дня? О, сделайте то же, что сделали благочестивые пастухи Вифлеемские. Поспешите перенестись своим умом и сердцем к месту рождества Христова и оставайтесь там целый день! Пробудите в себе живую и непоколебимую веру в ту непреложную истину нашей Церкви, что Родившийся Христос есть Сын Живого Бога, Бог от Бога, Бог истинный от Бога истинного, Который пришел в мир просветить, искупить и спасти его от греха и вечной погибели. В этой вере падите пред Ним ниц и молитесь Ему, как вашему Творцу и Господу. Возблагодарите Его от всей души вашей, что Он настолько взыскал вас Своею любовью, что, оставив небо, нисшел ради вас в эту плачевную юдоль. Обещайте Ему здесь, что вы всегда будете иметь пред глазами пример Его, никогда не забудете Его учения и всегда будете идти тем же путем, каким шел в Своей земной жизни и Он. Сделав это, обратитесь затем к Марии и Иосифу и просите их, чтобы они сегодня там, на небе, помолились Сыну Своему, да поможет Он вам оставаться до конца своей жизни так же верными и твердыми в вере и добродетели христианской, как верны и тверды были они. И если такими истинно христианскими очами вы увидите Христа своего Младенцем, лежащим в яслях, в месте, назначенном для скота, теперь, – то, несомненно, сподобитесь некогда узреть Его и там, на небе, в блеске величия и славы, седящим одесную Своего Небесного Отца. И тогда вы, как вечные и блаженные граждане и наследники Его Небесного Царства, снова падете пред Ним ниц, чтобы пролить к Нему теплую молитву и воспеть свою песнь хвалы и благодарения. Аминь.
Московские церковные ведомости. № 1. С. 2–5.