Слово на Рождество Христово 1908 года
Христос раждаетс.я, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся
(ирмос 1-й песни канона Рождества Христова).
Эти глубоко содержательные слова церковного песнопения настоящего великого праздника много столетий уже прошедших и настоящего заставляли радостно, благоговейно трепетать сердца всех верующих христиан. Не могло, да и не может христианское сердце не радоваться, - не можем ведь и мы, возлюбленные братие, сказать, что равнодушно, без благоговейного трепета слушаем эту торжественную, хвалебную песнь о рождении Христа Спасителя нашего. Припомните свое счастливое, невозвратное детство и отрочество, - если Вы встречали великие праздники Рождества Христова и Его Светлого Воскресения в храмах Божиих, то, несомненно, Вы вполне согласитесь со мной.
Почему же сегодня наше сердце - этот голос нашей души, этот «вещун», по народному выражению, так радостно бьется, так полно благоговейного трепета, так что невольно и ум побуждает к размышлению? В тех же песнях церковных сегодняшнего праздника мы на ходим и ответ: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит... нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог. Вот где причина и основание радости: Христос родился - Превечный Бог - с нами Бог! Да, великое, беспримерное, единственное событие, которому дивятся все, которое славословят Ангелы, которого не признаёт только суемудрие ума человеческого, ослепленного дьявольскою гордостью и греховными страстями, пытающегося все бесконечное измерить своим ограниченным аршином. Сама Церковь, богодарованная руководительница наша, называет это событие тайной, «таинством странным и преславным». Таинство странное вижу и преславное, - поет она, - небо, вертеп; престол Херувимский, Деву; ясли, вместилище невместимого Бога Христа (ирмос 9-й песни канона Рождества Христова). Подлинно, что на земле открылась тайна, и тайна странная, которую не может вполне обнять ум человеческий по своей ограниченности, тайна, усвояемая всецело только сердцем. Сын Божий - сыт человеч бывает; Творец принимает тварное естество; Царь неба и земли делает вертеп, пещеру, Своим дворцом, скотские ясли - колыбелью. Создатель миров проводит жизнь бедным скитальцем, не имеющим, где главу подклонити (Лк. 9, 58), в бедности, под гнетом человеческой злобы, гонений, и оканчивает ее позорною смертью на Голгофе, на кресте. Странное таинство! Но если мы, братие, веруем, что тайна эта открылась по вечному предопределению Того, Кто есть всесовершенная Истина, всесовершенное Знание, всесовершенная Воля, всесовершенное Добро, то не будем удивляться ее странности. Не сам ли человек, не сами ли мы, братие, заставили Бога поставить Себя по отношению к нам в такие чрезвычайные, новые отношения?
Да! Мы, братие, в лице первого человека Адама, грехопадением, извращением своей природы произвели полное и страшное расстройство в нравственном мире, отразившееся и на физическом, окружающем нас мире проклятием, тлением и разрушением. Подумайте: человек-тварь пожелал быть Богом - но, увы! обманулся. «Солгася древле Адам, - говорит церковная песнь, - бог возжелав быти, не бысть». И как жестоко человек обманулся! Тот, кто возмечтал быть Богом, знать все доброе и лукавое, но не знать выше себя и больше себя никого, никакой власти, никакого начала, никому не кланяться, - тотчас же почти, как только осуществил свою гордую мечту, поклонился тварям, и тварям не величественным только, а низшим себя - рабам своим, животным презренным; он стал боговорить себе подобных, даже изделия рук своих, стал приносить в жертву самое дорогое для себя - своих детей, родных. В духовно нравственной жизни дошел до полного несмыслия, до полного скотства, зверства, даже стал ниже скотов, потому что когда человек опускается до жизни животных, то он становится ниже своей природы, извращает ее и является отвратительным чудовищем. Несомненно, такому ужасному религиозному и нравственному одичанию соответствовала общественная и семейная жизнь. Семья была разрушена, родители часто выбрасывали своих детей на съедение зверям. «Человек человеку волк» - так говорили о взаимных отношениях друг к другу.
Где же царь природы, где владыка мира, где тот, который мечтал
быть Богом? Увы! он обманулся: «солгася Адам, бог возжелав быти, не бысть». Царь природы повержен в крайнюю глубину, в бездну зла.
По безмерному милосердию, неизреченной любви Своей Отец Небесный - Создатель - не восхотел, чтоб погиб так печально этот венец творений земных, этот образ Его. И вот Сын Божий нисходит на землю, Сын человеч бывает: Бог становится человеком, да Адама соделает богом. Вот где, вот в Ком человек и все мы, братие, должны искать осуществление своей мечты быть богами, знать все! Бог возсиявает миру свет разума, да знают Его, единого истинного Бога, и посланного Им Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Бог дал совершеннейший евангельский закон и в Себе Самом высочайший образец святости: будъте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Чтобы проложить путь к небу, он поставил лествицей Свой Крест, Сам возшел на него и простер руки Свои, чтобы поднять человека на небо. Он дал нам все божественные силы, необходимые для жизни вечной, богоподобной. Вот Кто дает нам небо и возводит туда, вот Кто способствует нашему обожению!
Знаем ли мы, братие, примеры той высоты, того богоподобия, до какого поднялось человечество в христианстве? - Знали и знаем. Всем нам известны апостолы Христовы, которые за превосходящую разумение любовь ко Христу (Еф. 3, 19) считали все земное, все блага мира сего тщетой, отребием, сором, не имеющим никакой цены; для славы Божией и блага человечества они положили души свои. Припомните святителей вселенских и наших, русских - вся жизнь их и учение были светильниками среди мрака мира. А целый сонм мучеников христианских, которые изумили мир и покорили его своим нечеловеческим терпением и кротостью? А преподобные, подвижники пустынь и лесов, и так еще недавно прославленный наш русский угодник святой Серафим Саровский, которые изумляли своими подвигами не только людей, но и Ангелов? А праведники, которые и среди нечистот мира сумели сохранить чистоту? Разве все эти яркие образы, блестящие звезды духовного неба, светочи на земном фоне греховного мира, - разве это не доказательство для нас и всего человечества, что Христос пришел на землю, что с нами Бог, что через веру во Христа мы получили снова возможность взойти на первое блаженство, которого лишились за ослушание, поддавшись обольстительному тайному голосу сатаны: будете, как боги (Быт. 3, 5).
Ныне, с пришествием Христа на землю, наше... жительство, говорит Апостол, на,небесах (Флп. 3, 20), там наши обители (Ин. 14, 2), о которых Господь Иисус Христос перед вознесением на небо сказал ученикам и всем нам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14, 2, 3).
Христос на земли - возноситеся! Вера Христова, Евангелие Христово, все христианство, таким образом, зовут нас и все человечество через Апостолов, пастырей, учителей вселенной, подвижников, праведников и угодников Божиих к Солнцу Правды - Христу, зовут нас к постепенному восхождению от силы в силу (Пс. 83, 8), от славы в славу (2 Кор. 3, 18), к обновлению внутреннего человека нашего, к победе духа над плотью, над тлением и смертью, к постоянному усовершенствованию духовно-телесной природы нашей, к обожению, к полному знанию, к всецелому обладанию истиной, ко всему тому, чего искал человек вне Бога и обманулся.
Если посмотрим вокруг себя, окинем мысленным взором наш лукавый, богоборный век, то с великою скорбью и тугой душевной заметим на горизонте мира темные тучи. Зловредный ветер, подувший с запада, гонит мрачные облака богоборства и хочет затмить Солнце Правды -Христа. Древний голос лукавого, не переставший нашептывать человечеству: будете, как боги (Быт. 3,5), ныне слишком громко раздается и успешно увлекает послушных ему. Кто ныне властитель дум, кто двигатели жизни современного общества? - Безбожники: Дарвин - с его борьбой за существование, Маркс - с его борьбой классов и сословий, Ницше - с его учением о человеке-звере и человеке-боге, с заповедью: падающего толкни. Эти учители и им подобные - от мира, потому и говорят по-мирски (1 Ин. 4, 5), проповедуют самые богочеловеконенавистнические идеи и начала жизни. Они предлагают человечеству рабство вместо высшей свободы - свободы духа, которую дает христианство; они приковывают ум и сердце человека к земле, к суете, к тлению, манят к себе призраком нового золотого века на земле, призраком счастливой, беззаботной, сытой жизни, жизни богов - будете, как боги (Быт. 3, 5).
К сожалению и прискорбию, современные условия, в каких мы живем, весьма благоприятны для соблазнительного желания «будете, как боги». В самом деле, человечество умножается, жизнь становится весьма сложной, трудной, народ, в массе своей, теряет средства к жизни. Между тем естествознание и науки достигают таких поразительных успехов, что обещают человечеству полную победу над природой. Не удивительно, что многие и весьма многие не могут устоять перед соблазном заманчивого будущего - беззаботной, сытой жизни. Как хорошо быть богами, - рассуждают маловерные и неверующие, - никому и ничему не подчиняться, делать так, как хочешь, как вздумается, иметь все, ни в чем не чувствуя нужды, знать все, что можно знать, хотеть всего без всяких запретов.
Так лукавый бог века сего (2 Кор. 4, 4) ослепляет ныне умы и сердца многих сынов противления (Еф. 5, 6), что они массами бегут за богаборными учителями «от мира сего», объявляют войну Богу, христианство с его проповедью о Христе распятом, о всепрощении, о самопожертвовании объявляют безумием, глупостью, а борьбу и насилие, богоборство, человекобожество возводят в начала жизни. Быстроразвивающееся ныне масонство старается заменить христианство ячеством, или верою в какие-то темные силы.
Не видим ли мы, братие, что с этими богоборцами, антихристами то же происходит, что и с язычниками в дохристианском мире? Не видим ли мы ныне, что все мечтатели о равенстве, братстве, о полной свободе как своеволии, о золотом веке на земле, о беззаботной жизни, о каком-то рае Магомета - что все они жестоко обманываются, как все они объюродели, осуетилисъ в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце (Рим. 1, 21)?
Поразительное умножение пороков и преступлений, обесценение жизни человеческой, разрушение семей, осмеяние целомудрия, враждебные отношения друг к другу, безумная погоня за наслаждениями, рабство страстям - все это свидетельствует, что солгася Адам, возжелав быти богом - не бысть.
Вне общения с Богом, вне жизни со Христом, вне общения с Церковью Христовой, вне благодати Божией, оживляющей человека, вне любви Христовой, как силы, двигающей жизнь вперед, к совершенству, - нет обожения, нет счастья, нет спасения.
Возлюбленные братие! Мы - верующие христиане, жизнь наша сокрыта, как говорит Апостол, со Христом в Боге (Кол. 3, 3); Христос наш Спаситель, Христос наша слава, Христос наша вечная радость, - ищите горнего, высшего, духовного, где Христос сидит одесную Бога; о гopнем, небесном, духовном помышляйте, а не о земном (Кол. 3, 1, 2).
Днесь Христос раждается в Вифлееме, днесь Ангели с пастырьми Младенца боголепно славословят, - славьте и вы, братие, Христа, возноситесь и вы духом от земли на небо, от тления к нетлению, от смерти к бессмертию, от греховной жизни к совершенной. Христос на земли – возноситеся. С нами Бог - разумейте! Аминь.